Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

8 Принципы русской орфографии. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Принципы русской орфографии. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Морфология и орфография.»
    Цели урока: 
    1.Образовательные:
    Познакомить учащихся с основными принципами  русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные в корнях слов); 
    2.Развивающие:
    Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ;отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;
    3.Воспитательные: Воспитание  уважительного отношения  к русскому  языку.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: сборники КИМов для подготовки к ЕГЭ
    
    Ход урока
    I.  Оргмомент
    II Работа по теме урока:
    Слово учителя:
    1.Знакомство с основными принципами русской орфографии. 
    1. Морфологический - основной, требует одинакового написания приставок, корней и суффиксов (подводный, подпольный; столик, столовая; торфяной, слюдяной).
    2.Фонетический связывает написание некоторых слов с их произношением (расписание, но роспись; вечерние зори, но заря).
    3. Традиционный закрепляет историческую традицию в написании слов (собака, топор).
    4. Дифференцирующий помогает средствами орфографии разделить значения одинаково звучащих слов (в течение времени - в течении реки; ожог (сущ.) -ожёг (глаг.)).
    1. Объяснение пропущенных орфограмм.
    	Разноцветными  ..гнями оз..ро бл..стит.
     (Огнями - όгненный (проверяемая безударная гласная в корне слова), озеро - озёрный (проверяемая безударная гласная в корне слова), блестит - чередование гласной в корне слова).
    2. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.
    - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.)
    - Устное комментирование. Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными. 
          Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минёр, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.
    
    3. Работа с правилом: Корни с чередующимися гласными. 
    !  Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.
    1. Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях
    
    Корень
    Примеры
    Исключения 
    Кас - кос
    Касаться, прикасаться, коснуться, прикосновение 
    
    Блист- блест, блеск, блесн
    Блистать, блестеть, блеснуть, блеск
    
    Бир - бер
    Избирать, изберу
    
    Тир - тер
    Вытирать, вытереть
    
    Мир - мер
    Замирать, замереть
    
    Дир - дер
    Отдирать, отдеру
    
    Стил - стел
    Расстилать - расстелить
    
    Жиг - жег
    Разжигать, разжечь
    
    Чит - чет
    Вычитать, вычет
    Сочетание, сочетать
    
    2. Согласные в корне определяют написание гласных
    
    Корень
    Примеры
    Исключения 
    Лаг - лож
    Излагать, полагать, изложить
    
    
    Раст - рос -ращ
    Вырасти, выращенный, выросла
    Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый
    Скак - скоч
    Проскакать, выскочить
    Скачок, скачу, скачи
    
    3. Ударение в слове определяет написание гласных 
    
    Корень
    Примеры
    Исключения 
    Гор - гАр 
    ЗагАр, угАр, загорЕлый, угорЕть
    Выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);
    
    Клан - клон
    Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: поклОн, клАняться
    без ударения - О: ПоклонИться, наклонИть
    
    
    Зар - зор
    В безударном положении А: зарЯ, зарнИца;
    Под ударением пишется то, что слышится: зОри, зАрево
    ЗоревАть, зоревОй, зорЯнка
    Плав - плов -плыв
    В безударном положении А: поплАвок, плАвунец;
    пловЕц, пловчИха, плывУн
    
    Твор - твар
    Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением:
    творчество, тварь.
    Без ударения - О: творИть, претворЯть, затворИть.
    утварь
    
    4. Значение слова определяет написание гласных  в корнях:
    
    Корень
    Примеры
    Исключения 
    
    Мак - мок - моч
    1.Если слово имеет значение "опускания чего-либо в жидкость" - А:
    обмакнуть перо в чернила.
    2.В значении "мочить, становиться мокрым" - О: мочёные яблоки, промокательная бумага.
    3.Под ударением пишется то, что слышится: мОкрый.
    
    
    Равн - ровн
    1. В значении "ровный, прямой, гладкий, без отклонений от необходимых размеров" - О:
    выровнять газон, сровнять с землёй.
    2. В значении "равный, одинаковый по величине", "поравняться с кем-либо" - А:
    равновесие, уравнять в правах.
    3.Под ударением пишется то, что слышится: рОвный, рАвный.
    
    Равнина, поровну, ровесник, уровень.
    
    III. Закрепление нового материала
    1.Работа у доски
    	Пл..вучий мост, зам..реть; от страха, оз..рять верхушки деревьев, соб..раться в дорогу, зап..реть дверь, бл..стящий ответ, зеленый р..сток, платье на выр..ст, заст..лить постель, покл..ниться таланту, вечерняя з..рница, заск..чить на часок, проск..чи по комнате, отск..чи в сторону, ко всему прид..раться, ска..чкообразная походка, неприемлемое преп..рательство, сло..жное упражнение, р..внозначные величины, прим..рить противников, изл..жить факты, импортная заж..галка, жуткое отвр..щение, вым..кнуть под дождем, разж...гать неприязнь, распол..жение армии, ур..внять в правах, сидеть зап..ршись
    2.Задания для учащихся «Проверь себя».
    1. Ср..внить результаты экспериментов, обл..гать налогами, предл..жить свои услуги, распол..житься на отдых, обл..жить зверя, предл..гать выход из создавшегося пол..жения, распол..гаться по степени увеличения, соб..раться в театр, выб..ру нужную книгу, разделить пор..вну, заск..чить на минутку, молодая пор..сль.
    2. В..рсистый, ут..пический, м..рзлота, б..сиком, ок..ймлять, приг..реть, ав..нтюра,  м..ндариновый,  благораспол..жение, компр..мисс, соприк..снувись,  обог..щение.
    
    3. Бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться, мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться, оз..боченный, раск..лоть, р..сточек, заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен.
    
    4.Пон..мание, пров..рять, уд..влетворительно, мат..риалистический, выт..реть, упр..щение, осм..леть, п..строватый, разл..нованный, бл..снуть, од..брительный, к..мпромисс.
    
    3.Самостоятельная работа (учебник, упр. 99).
    VI. Подведение итогов. 
          - Над чем мы сегодня работали на уроке?
    - Как проверить безударную гласную букву в корне слова?
    - Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?
    
    VI. Домашнее задание
    Теоретический материал на с.60-72, упражнения 98,104.
    
    
    
     

    Автор(ы): Анисимова Т. К.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx