Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

25 Типологический анализ текста

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Типологический анализ текста
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 урок
    Место урока в системе уроков по теме : 7-ой урок в разделе  «Части речи»
    Цель урока: научить учащихся работать с текстом, владеть правилами типологического анализа текста
    Задачи урока:
    1.Знать характерные признаки текста публицистического стиля и используемые в нем изобразительно-выразительные средства.
    2.Уметь анализировать текст с точки зрения его типологического строения; определять изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте, и выявлять их роль. Развивать аналитические способности учащихся. 
    3. Воспитание чуткого отношения к природе, к окружающему миру.  
    Планируемые результаты: : учащиеся научатся работать с текстом, владеть правилами типологического анализа текста
    Техническое обеспечение урока: презентация , тексты с заданием.
    
    Содержание урока.
    1.Оргмомент.
    2.Проверка домашнего задания 
    1.(выборочная проверка тетрадей с предложениями)
    2. Отработка заданий ЕГЭ.(слайды)
    2.Сообщение цели  и задач урока.
    3.Изучение темы урока.
    1.Типологический анализ текста- составление плана работы с текстом.(слайд)
    1. Тема.
    2.Основная мысль
    3.Ведущий тип речи.
    4.Особенности композиции, признаки типа речи.
    5.Проблема текста.
    6. Позиция автора.
    7.Средства выразительности.
    2. Работа с текстом по слайдам.
    Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов замолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
       Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица.
      Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов.
      Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
      -Зачем?
      -А просто так...
      Парень неловко протопал на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
      Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки, научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
    1. Ведущий тип речи – рассуждение-размышление.
    2. Особенности строения статьи /тезис, аргументы, вывод/.
    3. Автор привлекает внимание  к актуальной проблеме - проблеме взаимоотношения человека и природы.
    4. Проявляется личная позиция автора /оценочные слова – любуясь, вводное слово – к сожалению, экспрессивный повтор синтаксических конструкций – Кто должен научить…/.
    3. Самостоятельная работа с текстами (1, 2 вариант)
    1 вариант
    Лихое зелье.  А. Солженицын.
    Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.
    Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?
    Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.
    До конца человечества.
    И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
    2 вариант
    Костёр и муравьи. А. Солженицын.
    Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
    Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
    5. Подведение итогов.
    6  .Домашнее задание.
    Устное сообщение (повторить материал о слитном и раздельном написании наречий.)
           Инд. задание-споры лингвистов о наречиях.
    
     

    Автор(ы): Богданова О. Н.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx