Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема: Типологический анализ текста Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 урок Место урока в системе уроков по теме : 7-ой урок в разделе «Части речи» Цель урока: научить учащихся работать с текстом, владеть правилами типологического анализа текста Задачи урока: 1.Знать характерные признаки текста публицистического стиля и используемые в нем изобразительно-выразительные средства. 2.Уметь анализировать текст с точки зрения его типологического строения; определять изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте, и выявлять их роль. Развивать аналитические способности учащихся. 3. Воспитание чуткого отношения к природе, к окружающему миру. Планируемые результаты: : учащиеся научатся работать с текстом, владеть правилами типологического анализа текста Техническое обеспечение урока: презентация , тексты с заданием. Содержание урока. 1.Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания 1.(выборочная проверка тетрадей с предложениями) 2. Отработка заданий ЕГЭ.(слайды) 2.Сообщение цели и задач урока. 3.Изучение темы урока. 1.Типологический анализ текста- составление плана работы с текстом.(слайд) 1. Тема. 2.Основная мысль 3.Ведущий тип речи. 4.Особенности композиции, признаки типа речи. 5.Проблема текста. 6. Позиция автора. 7.Средства выразительности. 2. Работа с текстом по слайдам. Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов замолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей. -Зачем? -А просто так... Парень неловко протопал на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки, научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? 1. Ведущий тип речи – рассуждение-размышление. 2. Особенности строения статьи /тезис, аргументы, вывод/. 3. Автор привлекает внимание к актуальной проблеме - проблеме взаимоотношения человека и природы. 4. Проявляется личная позиция автора /оценочные слова – любуясь, вводное слово – к сожалению, экспрессивный повтор синтаксических конструкций – Кто должен научить…/. 3. Самостоятельная работа с текстами (1, 2 вариант) 1 вариант Лихое зелье. А. Солженицын. Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт. Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше? Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами. До конца человечества. И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа. 2 вариант Костёр и муравьи. А. Солженицын. Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там… 5. Подведение итогов. 6 .Домашнее задание. Устное сообщение (повторить материал о слитном и раздельном написании наречий.) Инд. задание-споры лингвистов о наречиях.
Автор(ы): Богданова О. Н.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx