Урок «Правовое государство и гражданское общество» 9 класс Формы и приемы обучения Фронтальная форма обучения: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Групповая (парная) форма обучения: организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) Индивидуальная форма обучения: работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий, заданий ОГЭ, устный ответ у доски. Основные этапы урока: 1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Совместная постановка цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. 2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на знания полученные в курсе изучения обществознания, текста учебника, первоисточников. 3. Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит закрепление полученных знаний. Целеполагание осуществляется как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Школьники самостоятельно ставят цели, определяют задачи урока. Цели урока достигаются за счет использования системно - деятельностного подхода в обучении, что способствует расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность школьников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через включение заданий на логические мыслительные операции, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановку и решение проблемы. Учебные задания носят поисковый, творческий характер. Работа в группах позволяет учащимся формировать коммуникативные УУД: развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения. Применение информационных технологий способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. Тема: «Правовое государство и гражданское общество Класс: 9 Количество часов:1 Предмет: обществознание. Раздел: Политическая сфера. Цели урока: 1.Когнитивные компетенции (познавательные): а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества, б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ; 2.Операционные компетенции (развивающие): а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование, б) выработка определенных алгоритмов действий; 3.Ценностные компетенции (воспитательные): а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию; б) способствовать развитию демократической культуры. Оборудование: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-6 изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010г.-224 тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ОГЭ. Уровень: базовый. Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура. Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно - деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний. Ход урока 1.Орг. момент: Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество. 2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить о чем притча.(Слайд №1) Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: «Гражданское общество и правовое государство». (Слайд №2) Учитель: С чем ассоциируется у вас данная иллюстрация? Лестница ведущая в светлое будущее, где все будут равными, свободными, добрыми, уважать права и свободы друг друга и это будущее сравнимо с раем, цветущим райским садом. Конечно такое возможно только в совершенно правовом государстве и когда общество станет гражданским. 3. Постановка цели урока: Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3) В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ, ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, Подготовка к ОГЭ Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4) 4. Изучение нового материала. А) Правовое государство. (Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из предыдущих классов.) Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.) Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки). 1) Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью. (Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами). Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм? Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.) Вывод делают учащиеся: По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему. Закрепление: Решение заданий ОГЭ. (Слайды 7-10). - Физ. минутка. В) Гражданское общество. Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт 18. (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу. Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради). Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися. Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты). Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы). Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество? Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы. Закрепление: Решение заданий ОГЭ. (Слайд 13-16). Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме? Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф 6, ответить на вопросы. Выполнить задания ОГЭ. Подготовить презентацию на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ». Напишите сочинение: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон». (Эпикур) Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале Листы самооценки 1 Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов 3 Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов Итог урока. (Слайд №20)
Автор(ы): Крючков С. Н.
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Крючков С. Н.
Скачать: Обществознание 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Крючков С. Н.
Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.docx