Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Политика и власть (Мухамедьянов Т. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет обществознание
    Уровень обучения -базовый
    Класс  9
    Тип урока урок формирования нового знания
    УМК1) Обществознание, 9 класс: учебник, КравченкоИ., Певцова Е., М.: Русское слово, 2010г.
    Оборудование: проектор, карточки, ноутбук.
    Раздел: Политическая сфера.
    Тема Политика и власть 
        Урок 1
    § 1. Политика и власть.
    1. Цели урока:
    1.  Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе.
    Формулировать  понятия  «власть», «политическая власть».  Определять роль политики в жизни общества.
    2. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми.
    Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к политическим   событиям.
    3. Действовать в пределах норм нравственности и права.
    Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.
    2. Содержание урока.
    Элементы необходимого минимума содержания
    Формируемые и используемые учебные действия
    Политика как общественное явление. Понятие политической власти.
    Роль политики в жизни общества.
    Степень влияния СМИ на политическую жизнь.
    Умение систематизировать обществоведческую информацию.
    Выдвижение версий.
    Умение классифицировать имеющуюся информацию.
    Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.
    Умение выделять главное.
    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
    Формулирование вывода.
    Умение анализировать и обобщать информацию.
    3. План урока.
    I. Проблема урока: «Зачем   нужна   политическая власть?»
    II. Поиск решения проблемы:
    1. Для чего нужна власть в обществе? Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Политическая власть поддерживает порядок в государстве.
    2.Государство для человека или наоборот? Политическая власть наделяет людей не только правами и свободами, но и возлагает на них обязанность соблюдать закон. Сама же политическая власть несёт ответственность за соблюдение прав и свобод человека.
    Примерный вывод по проблеме. Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.
    Рекомендации
    При изучении темы «Политика»  предлагается  использовать следующие учебные действия:
    1. Выбрать информацию, которую можно классифицировать, представить результат своей работы в виде схемы.Ишбаев С, Хисамов И.
    2. Устно выполнить сравнение объектов, выбранных на основе материала параграфа.СуюндиковаА.,Худайбердина А.
    3. Определить информацию, к которой можно применить такое учебное действие, как моральный выбор.Хисамова Э, Чехлань А.
    5. Ход урока.
    1 часть
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Применяемые учебные действия
    Актуализация знаний
    – Сегодня мы приступаем к изучению первой  главы, которая называется «Политика».
    - Какие ассоциации у вас вызывает слово «политика»?
    Объясните значения ключевых слов названия и подзаголовка главы.
    – Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция?
    – Тема сегодняшнего урока – «Политика и власть».
    
    Ответы учеников:
    -управление, власть
    (учитель фиксирует понятия на доске)
    Формулируют  понятия «политика» и «власть»  
    – Политическая сфера. Её функция – управление жизнью общества для установления порядка.
     Записывают в тетрадь.
    Умение систематизировать обществоведческую информацию.
    Создание проблемной ситуации ( Приложение)
    Формулирование проблемы
    –– На какое противоречие обратили  вы, ребята, внимание, читая летопись? Отвечают Суюндукова Л, Хисамов И.
    
    Приблизительные варианты ответов:
    - Славяне  были  отсталыми племенами
    - Восточные славяне не могли  защищать свои земли, управлять ими  вследствие своей отсталости
    - Варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.
    Выслушиваются все варианты, затем выбирается один.
    – Сначала варяги были не нужны славянам, их изгнали и жили без власти, а потом варягов позвали обратно и признали их власть.
    Формулирование проблемного вопроса.
    2 часть
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Применяемые учебные действия
    Выдвижение гипотезы
    – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Отвечает Ишбаев С.
    Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий
    Приблизительные варианты ответов:
     - для установления порядка в стране, поддерживать порядок в семье, на работе, в армии.
    Выдвижение версий.
    Создание плана урока
    – Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. На доске написаны понятия, вам надо дать им определения.
    Проанализируйте следующие ситуации.
    Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?
    Чем отличаются эти отношения? ( Приложение2)
    - По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? Отвечает Хисамова Э.
    - Можно ли назвать такие отношения равными или нет?Отвечает Хисамов И.
    На доске и в тетради.
     Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.
    – Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их  в тетради.  Работают все
     
    Приблизительный план:
    1. Что такое власть? Что такое политическая власть?
    2. Какие бывают виды политической власти?
    3. Функции политической власти.
    Приблизительные варианты ответов:
    1 – 2. Это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть. Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.
    3. Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.) 
    Ученики  зачитывают слова, а один учащийся пишет  их на доску.
    На доске коллаж из слов: могущество, принуждение, влияние,  воля, господство, повеление, сила, управление.
    Умение систематизировать обществоведческую информацию.
    Умение классифицировать имеющуюся информацию.
     
    «Зачем нужна  политическая власть?»
    – Надо проверить каждую из версий.
    
    3 часть
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Применяемые учебные действия
    Открытие нового знания
    –
    «Зачем нужна политическая  власть?»
    Работают самостоятельно.
    Приблизительные варианты ответов:
    Политика – участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержание их деятельности через завоевание, удержание и использование государственной власти, участие в управлении обществом.
    Приблизительные варианты ответов:
    - Сходство в том, что политика – это управление обществом
    - Политическая власть -  это прежде всего государственная власть; «государственная власть» и «политическая власть» тождественны.
     Политическая власть – это власть в государстве, т.е. влияние правительства на народ своей страны.
    Приблизительные варианты ответов:
    Ответ: политическая  власть
    Выполняют задание
    Приблизительные варианты ответов:
    2. «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.
    3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.
    4. Собственная выгода, польза для общества.
    5.Ученики высказываю свое мнение
    – Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в обществе.
    Умение выделять главное.
    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
    – Прочитайте  пункт «Роль политики в жизни общества»  с.7 – 8 учебника и выполните задание
    Участники телевизионной передачи обсуждали связь  политики и морали. Прозвучали следующие мнения:
    1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;
    2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».
     Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.
     Выполняют задание, высказывают собственное мнение
    Ответы:
    «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства».
    Аргумент «за»: Если человек не интересуется политикой, то и наблюдать за ней он не обязан.  
    Аргумент «против»: Человек должен знать,  законно ли поступает политик, работая на благо общества
    «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».
    Аргумент «за»: Люди должны знать о работе органов власти и о проблемах, существующих в обществе.
    Аргумент «против»: Не важно,  каким методом достигнут  результат, главное это принесет пользу обществу
    
    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
    Умение выделять главное. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.
    4 часть
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Применяемые учебные действия
    Применение нового знания
    – Так что бы вы теперь ответили:  «Зачем нужна политическая  власть?»
    – Запишите в тетрадь вывод по проблеме.
    – Чья версия оказалась правильной?
    – Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника (выводы к главе, с 66 учебник Боголюбова Л.Н.)
    Приблизительные варианты ответов:
    – Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.
     Записывают в тетрадь. Могут прозвучать разные варианты, главное– чтобы не искажался смысл.
    Выбирают правильную версию, анализируют и делают вывод.
    Формулирование вывода.
    – Какие существуют виды власти?
    – На какие три ветви делится политическая власть?
    – Как каждый человек связан со всеми видами власти?
    Приблизительные варианты ответов:
    – Учительская, военная, родительская, начальственная, политическая.
    – На законодательную, исполнительную и судебную.
    Приводят примеры.
    Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.
    
    Объясните смысл высказывания: «Политика, по существу,  этовласть:способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами». Э. Хейвуд
    Приблизительные варианты ответов:
    Высказывают свои варианты и аргументируют их.
    Политика дает возможность управлять любой сферой жизни общества, а значит она имеет полную власть над этим обществом. А если есть власть, то способности становятся безграничными.
    Умение анализировать и обобщать информацию.
    – Что нового для себя вы сегодня узнали?
    – Какой опыт вы приобрели?
    Делятся впечатлениями.
    Умение анализировать и обобщать информацию.
    Домашнее задание:  
    Прочитать параграф 1, ответить на вопросы к параграфу.
      Ознакомься с результатами нескольких социологических опросов и выполни задание.
    
    1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
    2. К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?
    
    Записывают д/з.
    Приблизительные варианты ответов:
    Ответ:  
    1.Более половины опрошенных заявили, что читают газеты не регулярно. Около 20% респондентов читают одну газету. Более 10% регулярно читают две и более газет.
    2. К группе «Две и более», так как у членов нашей семьи разные интересы и мы покупаем несколько разных газет.
    3. Некоторые граждане считают, что разные точки зрения могут быть ошибочными и лучше придерживаться одному, но абсолютно правильному мнению.
    
    
     

    Автор(ы): Мухамедьянов Т. А.

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc

Задания к уроку