Предмет обществознание Уровень обучения -базовый Класс 9 Тип урока урок формирования нового знания УМК1) Обществознание, 9 класс: учебник, КравченкоИ., Певцова Е., М.: Русское слово, 2010г. Оборудование: проектор, карточки, ноутбук. Раздел: Политическая сфера. Тема Политика и власть Урок 1 § 1. Политика и власть. 1. Цели урока: 1. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе. Формулировать понятия «власть», «политическая власть». Определять роль политики в жизни общества. 2. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к политическим событиям. 3. Действовать в пределах норм нравственности и права. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами. 2. Содержание урока. Элементы необходимого минимума содержания Формируемые и используемые учебные действия Политика как общественное явление. Понятие политической власти. Роль политики в жизни общества. Степень влияния СМИ на политическую жизнь. Умение систематизировать обществоведческую информацию. Выдвижение версий. Умение классифицировать имеющуюся информацию. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм. Умение выделять главное. Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию. Формулирование вывода. Умение анализировать и обобщать информацию. 3. План урока. I. Проблема урока: «Зачем нужна политическая власть?» II. Поиск решения проблемы: 1. Для чего нужна власть в обществе? Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Политическая власть поддерживает порядок в государстве. 2.Государство для человека или наоборот? Политическая власть наделяет людей не только правами и свободами, но и возлагает на них обязанность соблюдать закон. Сама же политическая власть несёт ответственность за соблюдение прав и свобод человека. Примерный вывод по проблеме. Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан. Рекомендации При изучении темы «Политика» предлагается использовать следующие учебные действия: 1. Выбрать информацию, которую можно классифицировать, представить результат своей работы в виде схемы.Ишбаев С, Хисамов И. 2. Устно выполнить сравнение объектов, выбранных на основе материала параграфа.СуюндиковаА.,Худайбердина А. 3. Определить информацию, к которой можно применить такое учебное действие, как моральный выбор.Хисамова Э, Чехлань А. 5. Ход урока. 1 часть Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия Актуализация знаний – Сегодня мы приступаем к изучению первой главы, которая называется «Политика». - Какие ассоциации у вас вызывает слово «политика»? Объясните значения ключевых слов названия и подзаголовка главы. – Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция? – Тема сегодняшнего урока – «Политика и власть». Ответы учеников: -управление, власть (учитель фиксирует понятия на доске) Формулируют понятия «политика» и «власть» – Политическая сфера. Её функция – управление жизнью общества для установления порядка. Записывают в тетрадь. Умение систематизировать обществоведческую информацию. Создание проблемной ситуации ( Приложение) Формулирование проблемы –– На какое противоречие обратили вы, ребята, внимание, читая летопись? Отвечают Суюндукова Л, Хисамов И. Приблизительные варианты ответов: - Славяне были отсталыми племенами - Восточные славяне не могли защищать свои земли, управлять ими вследствие своей отсталости - Варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде. Выслушиваются все варианты, затем выбирается один. – Сначала варяги были не нужны славянам, их изгнали и жили без власти, а потом варягов позвали обратно и признали их власть. Формулирование проблемного вопроса. 2 часть Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия Выдвижение гипотезы – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Отвечает Ишбаев С. Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий Приблизительные варианты ответов: - для установления порядка в стране, поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Выдвижение версий. Создание плана урока – Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. На доске написаны понятия, вам надо дать им определения. Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем отличаются эти отношения? ( Приложение2) - По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? Отвечает Хисамова Э. - Можно ли назвать такие отношения равными или нет?Отвечает Хисамов И. На доске и в тетради. Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни. – Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их в тетради. Работают все Приблизительный план: 1. Что такое власть? Что такое политическая власть? 2. Какие бывают виды политической власти? 3. Функции политической власти. Приблизительные варианты ответов: 1 – 2. Это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть. Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия. 3. Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.) Ученики зачитывают слова, а один учащийся пишет их на доску. На доске коллаж из слов: могущество, принуждение, влияние, воля, господство, повеление, сила, управление. Умение систематизировать обществоведческую информацию. Умение классифицировать имеющуюся информацию. «Зачем нужна политическая власть?» – Надо проверить каждую из версий. 3 часть Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия Открытие нового знания – «Зачем нужна политическая власть?» Работают самостоятельно. Приблизительные варианты ответов: Политика – участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержание их деятельности через завоевание, удержание и использование государственной власти, участие в управлении обществом. Приблизительные варианты ответов: - Сходство в том, что политика – это управление обществом - Политическая власть - это прежде всего государственная власть; «государственная власть» и «политическая власть» тождественны. Политическая власть – это власть в государстве, т.е. влияние правительства на народ своей страны. Приблизительные варианты ответов: Ответ: политическая власть Выполняют задание Приблизительные варианты ответов: 2. «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства. 3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом. 4. Собственная выгода, польза для общества. 5.Ученики высказываю свое мнение – Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в обществе. Умение выделять главное. Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию. – Прочитайте пункт «Роль политики в жизни общества» с.7 – 8 учебника и выполните задание Участники телевизионной передачи обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие мнения: 1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»; 2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента. Выполняют задание, высказывают собственное мнение Ответы: «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства». Аргумент «за»: Если человек не интересуется политикой, то и наблюдать за ней он не обязан. Аргумент «против»: Человек должен знать, законно ли поступает политик, работая на благо общества «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Аргумент «за»: Люди должны знать о работе органов власти и о проблемах, существующих в обществе. Аргумент «против»: Не важно, каким методом достигнут результат, главное это принесет пользу обществу Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию. Умение выделять главное. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм. 4 часть Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия Применение нового знания – Так что бы вы теперь ответили: «Зачем нужна политическая власть?» – Запишите в тетрадь вывод по проблеме. – Чья версия оказалась правильной? – Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника (выводы к главе, с 66 учебник Боголюбова Л.Н.) Приблизительные варианты ответов: – Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан. Записывают в тетрадь. Могут прозвучать разные варианты, главное– чтобы не искажался смысл. Выбирают правильную версию, анализируют и делают вывод. Формулирование вывода. – Какие существуют виды власти? – На какие три ветви делится политическая власть? – Как каждый человек связан со всеми видами власти? Приблизительные варианты ответов: – Учительская, военная, родительская, начальственная, политическая. – На законодательную, исполнительную и судебную. Приводят примеры. Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь. Объясните смысл высказывания: «Политика, по существу, этовласть:способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами». Э. Хейвуд Приблизительные варианты ответов: Высказывают свои варианты и аргументируют их. Политика дает возможность управлять любой сферой жизни общества, а значит она имеет полную власть над этим обществом. А если есть власть, то способности становятся безграничными. Умение анализировать и обобщать информацию. – Что нового для себя вы сегодня узнали? – Какой опыт вы приобрели? Делятся впечатлениями. Умение анализировать и обобщать информацию. Домашнее задание: Прочитать параграф 1, ответить на вопросы к параграфу. Ознакомься с результатами нескольких социологических опросов и выполни задание. 1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» 2. К какой группе можно отнести вашу семью? Почему? Записывают д/з. Приблизительные варианты ответов: Ответ: 1.Более половины опрошенных заявили, что читают газеты не регулярно. Около 20% респондентов читают одну газету. Более 10% регулярно читают две и более газет. 2. К группе «Две и более», так как у членов нашей семьи разные интересы и мы покупаем несколько разных газет. 3. Некоторые граждане считают, что разные точки зрения могут быть ошибочными и лучше придерживаться одному, но абсолютно правильному мнению.
Автор(ы): Мухамедьянов Т. А.
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Мухамедьянов Т. А.
Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.doc