Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Политические режимы (Разводова Е. В.)

Текст урока

  • Конспект

      Предмет: обществознание.
    Класс:9
    УМК: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-6 изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010г.-224                        
    Количество часов: 1
    Учитель: Разработала учитель истории и обществознания Разводова Е.В.
    Тема: «Политические режимы».
     « Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нём правят худшие».              И.А. Ильин, русский философ
    Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим».
    Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;
    Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;
    Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;
    Воспитывать политическую культуру.
    Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;
    Применять полученные знания при решении творческих задач;
    Извлекать информацию из источников
    УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
    Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
    Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
    Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    I-этап «Организационно- мотивационный»
    1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство- приложение № 1
    2.Постановка целей и задач урока
    3.Делит класс на три группы
    
    Выполняют тесты. Приложение1
    Оценивают работу сверстника (соседа по парте)
    Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами
    II-этап «Информационно-деятельностный
    1.Объясняет понятие политический режим
    Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти
    ,записывают определение в тетрадь.
    2. организует работу в группах ( выдаёт задание) 
    1 группа - тоталитарный режим
    2 группа – авторитарный режим
    3 группа - демократический
    Работают с документами и учебным материалом:
    1 – приложение 2,учебник стр. 
    2 – приложение 3, учебник стр. 
    3 – приложение 4,5, учебник стр 
    Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 6)
    3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.
    Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
    Основные признаки демократии:
    1. Источник власти –народ
    2. Разделение властей
    3. Правовое государство
    4. Гражданское общество
    5.Демократические выборы
    6. Политический плюрализм
    7. Конкурентная многопартийная система
    8. Легальная оппозиция
    9. Отсутствие цензуры
    10 Действия армии и спецслужб регулируются и ограниченны законом
    11. Поддержание правопорядка-функции милиции и суда
    12.Нет общей идеологии
    13.Церковь отделена от государства
    Тоталитаризм
    Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).
    Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
    Характерные черты режима:
    Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
    Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
    Отсутствие разделения властей.
    Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
    Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
    Легальная политическая оппозиция отсутствует.
    Существование только одной правящей партии.
    Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
    Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
    Существует только официальная государственная идеология.
    Церковь под жестким контролем государства
    Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
    Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
    Характерные черты режима:
    Отчуждение народа от власти.
    Сильная неограниченная власть главы государства.
    Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
    Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
    Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны..
    Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
    Существует цензура над СМИ.
    Существует официальная идеология.
    Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
    Церковь находится под контролем государства
    
    
    
    
    1. анализируют проработанный материал
    2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.
    3. заполняют оставшуюся часть таблицы
    4. вносят необходимые коррективы
    5. осуществляют оценивание проделанной работы
    III – этап «рефлексия»
    1.предлагает обучающимся сформулировать используя набор слов и тексты кейсов основные правовые принципы политических режимов.
    Закон, разрешено, запрещено,приказано, все, не, что, политика, кроме.
    2. при необходимости корректирует работу
    Выполняют творческое задание
    Демократия- «Разрешено все , что не запрещено»
    Авторитаризм - «Разрешено все , кроме политики»
    Тоталитаризм- Запрещено все, что не приказано»
    
    IV – этап домашнее задание
    Задаёт и комментирует домашнее задание
    §3, понятия. 
    Задают вопросы по существу полученного задания.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Разводова Е. В.

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc
  • Приложение

     Тест  по теме «Государство» Приложение1
    1. Не является признаком государства:
    1) государственный суверенитет;
    2) наличие института референдума;
    3) сбор налогов с населения.
    
    2. Функции государства можно разделить:
    1) на главные и второстепенные;                           
    2) на внутренние и внешние;
    3) на политические и экономические.
    
    3. Закончите определение:
    «Унитарное государство – это государство …..
    1) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;
    2) в названии которого есть слово «союз»;
    3) состоящая из единиц, не имеющих своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладающих суверенитетом.
    
    4.  Выделите законодательные органы РФ:
    1) Правительство РФ;                                            2) Федеральное собрание;
    3) Президент РФ;                                                   4) Прокуратура.
    
    5.Какому понятию соответствует определение:
    «Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, три ветви власти, при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти, устанавливается единое государство, единая денежная единица».
    1) конфедерация;                   2) федерация;                    3) унитарное государство.
    
    6. Что относится к признакам любого   государства:
    1) Суверенность     2)Многопартийность   3)Верховенство права
    4)Выборность высших органов власти.
    
    7. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:
    1)Парламентской республикой  2)Абсолютной монархией   3)Конституционной монархией
    4)Президентской республикой
    А8. Унитарное государство:
    1.Представляет собой союз суверенных государств
    2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах
    3.Предполагает существование собственных конституций в территориях
    4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий
    9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:
    1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию
    10. Любое государство характеризуется:
    1).Возможностью осуществлять легальное принуждение
    2. Взаимной ответственностью государства и личности
    3. Многопартийностью	
    4. Разделением властей
    
    Ответы к тесту по теме «Государство»
    1- 1
    2- 2
    3- 3
    4- 2
    5- 2
    6- 1
    7- 2
    8- 4
    9- 1
    10- 1
    
    Приложение 2.
    Тоталитаризм
    
    И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ
    Что такое тоталитарный режим?
    Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в
    жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и
    принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».
    Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,
    что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и
    нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все
    планировать, все предписывать...
    Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;
    тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.
    Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю
    жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй
    совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —
    всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и
    наказуемой...
    
    Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —
    
    Вопросы и задания:
    1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.
    2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.
    3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.
    4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».
    5. Приведите примеры тоталитарных режимов.
    Приложение 3.
    А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика
    © Интерпракс, 1995.
    Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.
    Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными "аргументами" в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.
    ….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.
    Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).
    
    ВОПРОСЫ:
    1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?
    2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?
    3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?
    Приложение 4
    Каутский К. “От демократии к государственному рабству”
    Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии - правительством - централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, - все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
    ВОПРОСЫ:
    Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?
    Каковы основные условия демократии?
    Что является наибольшей опасностью для существования демократии?
    Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?
    
    
    Пятигорский А.М. Избранные труды Приложение 5
    Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия - не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми...Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом...
    
    ВОПРОСЫ:
    С чего начинается демократия?
    Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?
    Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?
    Приложение 6
    Характеристика политических режимов
    
    Вопросы для сравнения
    тоталитаризм
    авторитаризм
    демократия
    Возможности власти
    
    
    
    
    
    Всеобъемлющее государство, тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества
    Отношения государства и личности строятся больше на принуждении чем на убеждении, руководство сферами общественной жизни не столь тотально
    Народу принадлежит верховенство власти в установлении власти и контроля за ней
    Кому принадлежит власть?
    
    
    
    
    
    Единый властный центр, власть бесконтрольна со стороны общества, особая роль правящей партии с вождем
    Процесс передачи власти насильственен, не опираются на поддержку народа, монополия одной партии , одной группы. Роль парламента незначительна
    
    Народ правит государством через общее народное собрание
    Существование политической оппозиции
    Оппозиция власти уничтожалась
    Допускает либерализацию общественной жизни, допускает ограниченный плюрализм. Мирится с существованием оппозиции
    существует
    Права и свободы граждан
    
    
    
    Свобода граждан опасна и нетерпима
    Подавляет основные гражданские права, могут основные права декларироваться но в основном нарушаются
    Политическая свобода граждан
    Методы политического действия со стороны государства
    
    
    Карательная система, массовый террор, устрашение и подавление воли
    Широко используются вооруженные силы для удержания власти, нет чрезмерной жестокости, поддерживается церковь, традиционный уклад
    Свобода средств массовой информации, активная работа общественных организаций
    
    Приложение 4
    Каутский К. “От демократии к государственному рабству”
    
    Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии - правительством - централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, - все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
    
    ВОПРОСЫ:
    Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?
    Каковы основные условия демократии?
    Что является наибольшей опасностью для существования демократии?
    Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?
    
    
    Пятигорский А.М. Избранные труды Приложение 5
    Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия - не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми...Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом...
    ВОПРОСЫ:
    С чего начинается демократия?
    Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?
    Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?
    Приложение 6
    Характеристика политических режимов
    
    Вопросы для сравнения
    тоталитаризм
    авторитаризм
    демократия
    Возможности власти
    
    
    
    
    
    Всеобъемлющее государство, тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества
    Отношения государства и личности строятся больше на принуждении чем на убеждении, руководство сферами общественной жизни не столь тотально
    Народу принадлежит верховенство власти в установлении власти и контроля за ней
    Кому принадлежит власть?
    
    
    
    
    
    Единый властный центр, власть бесконтрольна со стороны общества, особая роль правящей партии с вождем
    Процесс передачи власти насильственен, не опираются на поддержку народа, монополия одной партии , одной группы. Роль парламента незначительна
    
    Народ правит государством через общее народное собрание
    Существование политической оппозиции
    Оппозиция власти уничтожалась
    Допускает либерализацию общественной жизни, допускает ограниченный плюрализм. Мирится с существованием оппозиции
    существует
    Права и свободы граждан
    
    
    
    Свобода граждан опасна и нетерпима
    Подавляет основные гражданские права, могут основные права декларироваться но в основном нарушаются
    Политическая свобода граждан
    Методы политического действия со стороны государства
    
    
    Карательная система, массовый террор, устрашение и подавление воли
    Широко используются вооруженные силы для удержания власти, нет чрезмерной жестокости, поддерживается церковь, традиционный уклад
    Свобода средств массовой информации, активная работа общественных организаций
    
    
     

    Автор(ы): Разводова Е. В.

    Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.docx