Предмет: обществознание. УМК: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-6 изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010г.-224 Уровень: базовый Класс: 9 Количество часов: 1 Тема: Национально-государственное устройство. Цель: Разъяснить уч-ся основные тенденции эволюции мирового сообщества в рамках национально-государственных отношений, показать на примере конкретных исторических фактов решение национально-государственных вопросов, научить анализировать сообщения СМИ. Информацию книг по проблеме распада национальных государств. После изучения темы учащиеся должны: - знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения; - объяснять процесс создания централизованных государств; - уметь пояснять причины и особенности распада национальных государств. Ход урока. План: 1. Основные тенденции национальных взаимоотношений в мире: объединение и отделение наций. 2. Что такое централизованное государство? 3. Почему и как происходит распад национальных государств. 1. Повторение домашнего задания. Вопросы: Что такое политическая система общества? Какие причины привели к появлению и укреплению государств? Назовите общие признаки государства. В чем состоит функция государства? В чем выражается монополия государства? Проверка выполнения практикума к параграфу № 2. 2. Изучение новой темы урока. 1.Учитель задает уч-ся вопросы: Что такое нация? Что представляют собой межнациональные отношения? Далее учитель рассказывает учащимся о двух тенденциях в мировом сообществе: объединение наций и отделение наций. (объединение – ООН, ЕС, БРИКС, ШОС; отделения – распад СССР, Югославии, раздел Чехословакии). Далее предлагается уч-ся привести известные им факты из истории, подтверждающие эти тенденции. 2.По второму пункту плана учитель проводит вступительную лекцию по вопросу создания централизованных государств. Далее уч-ся предлагается поработать с учебником с.22 – 24 и проанализировать исторические факты, представленные в параграфе о процессе создания централизованных государств и выделить общие тенденции . Записать определения централизованное государство и национальное государство в тетрадь и запомнить. По окончании работы с текстом учебника уч- ся представляют ответы. 3.Учитель: Ученые подсчитали, что число государств в мире увеличивается. Так реально проявляет себя другая тенденция мирового сообщества – отделения наций. Сепаратизм –стремление к отделению, обособлению. Учащимся предлагается проанализировать текст для дополнительного чтения « Всемирная история разводов» (с.27-28) учебника и ответить на вопросы: - Как можно оценить процесс разделения государств? - Какие различия в процессе разделения государств на части можно проследить по фактам, представленным в статье? По окончании работы учащиеся представляют ответы. Далее для закрепления темы учащимся предлагается проанализировать основные виды национально – государственного устройства: (с.25-26). 4.Закрепление. В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить небольшой тест по вариантам: Тест «Формы национально-государственного устройства». 1 вариант. 1. Субъекты являются полностью самостоятельными государствами; 2. Одноканальная система налогов; 3. Двойное гражданство; 4. Государство, в основе которого могут быть общие язык, права; 5. Единая структура государственного аппарата; 6. Единое гражданство; 7. Форма, при которой существует два уровня государственного аппарата; 8. Объединение государств на договорной основе; 9. Двухканальная система налогов; 10. Единая судебная система. Тест «Формы национально-государственного устройства». 2 вариант. 1. Двухканальная система налогов; 2. Двойное гражданство; 3. Объединение государств на договорной основе; 4. Субъекты являются полностью самостоятельными государствами; 5. Единая судебная система; 6. Государство, в основе которого могут быть общие язык, права; 7. Единое гражданство; 8. Форма, при которой существует два уровня государственного аппарата; 9. Одноканальная система налогов; 10. . Единая структура государственного аппарата; 5. Домашнее задание. Ответьте на следующие вопросы: 1). Как шел процесс создания централизованного государства при Иване Грозном? Оцените его деятельность. 2). Разъясните построение централизованного государства при Петре 1. Оцените деятельность русского царя. 3). Прочитать параграф №3, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу.
Автор(ы): Крючков С. Н.
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc