Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Национально-государственное устройство (Крючков С. Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: обществознание.
    УМК: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-6 изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010г.-224
    Уровень: базовый
    Класс: 9
    Количество часов: 1
    Тема: Национально-государственное устройство.
    Цель:  Разъяснить уч-ся основные тенденции эволюции мирового сообщества в рамках национально-государственных отношений, показать на примере конкретных исторических фактов решение национально-государственных вопросов, научить анализировать сообщения СМИ. Информацию книг по проблеме распада национальных государств.
    После изучения темы учащиеся должны:
    - знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения;
    - объяснять процесс создания централизованных государств;
    - уметь пояснять причины и особенности распада национальных государств.
                 Ход урока.
    План:
    1. Основные тенденции национальных взаимоотношений в мире: объединение и отделение наций.
    2. Что такое централизованное государство?
    3. Почему и как происходит распад национальных государств.
    1. Повторение домашнего задания.
    Вопросы: Что такое политическая система общества?
                      Какие причины привели к появлению и укреплению государств?
                      Назовите общие признаки государства.
                      В чем состоит функция государства?
                      В чем выражается монополия государства?
    Проверка выполнения практикума к параграфу № 2.
    2. Изучение новой темы урока.
    1.Учитель задает уч-ся вопросы: 
    	Что такое нация? Что представляют собой межнациональные отношения?
    Далее учитель рассказывает учащимся о двух тенденциях  в мировом сообществе: объединение наций и отделение наций. (объединение – ООН, ЕС, БРИКС, ШОС; отделения – распад СССР, Югославии, раздел Чехословакии).
    Далее предлагается уч-ся привести известные им факты из истории, подтверждающие эти тенденции.
    2.По второму пункту плана учитель проводит вступительную лекцию по вопросу создания централизованных государств.
    Далее уч-ся предлагается поработать с учебником с.22 – 24 и проанализировать исторические факты, представленные в параграфе о процессе создания централизованных государств и выделить общие тенденции . Записать определения централизованное государство и национальное государство в тетрадь и запомнить. По окончании работы с текстом учебника уч- ся представляют ответы.
    3.Учитель: Ученые подсчитали, что число государств в мире увеличивается. Так реально проявляет себя другая тенденция мирового сообщества – отделения наций. Сепаратизм –стремление к отделению, обособлению.
    Учащимся предлагается проанализировать текст для дополнительного чтения « Всемирная история разводов» (с.27-28) учебника и ответить на вопросы:
    - Как можно оценить процесс разделения государств? 
    - Какие различия в процессе разделения государств на части можно проследить по фактам, представленным в статье?
    По окончании работы учащиеся представляют ответы.
    Далее для закрепления темы учащимся предлагается проанализировать основные виды национально – государственного устройства: (с.25-26).
    
    4.Закрепление. В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить небольшой тест по вариантам:
    Тест «Формы национально-государственного устройства».
    1 вариант.
    1. Субъекты являются полностью самостоятельными государствами;
    2. Одноканальная система налогов;
    3. Двойное гражданство;
    4. Государство, в основе которого могут быть общие язык, права;
    5. Единая структура государственного аппарата;
    6. Единое гражданство;
    7. Форма, при  которой существует два уровня государственного аппарата;
    8. Объединение государств на договорной основе;
    9. Двухканальная система налогов;
    10. Единая судебная система.
    Тест «Формы национально-государственного устройства».
    2 вариант.
    1. Двухканальная система налогов;
    2. Двойное гражданство;
    3. Объединение государств на договорной основе;
    4. Субъекты являются полностью самостоятельными государствами;
    5. Единая судебная система;
    6. Государство, в основе которого могут быть общие язык, права;
    7. Единое гражданство;
    8. Форма, при  которой существует два уровня государственного аппарата;
    9. Одноканальная система налогов;
    10. . Единая структура государственного аппарата;
    5. Домашнее задание. Ответьте на следующие вопросы:
    1). Как шел процесс создания централизованного государства при Иване Грозном? Оцените его деятельность.
    2). Разъясните построение централизованного государства при Петре 1. Оцените деятельность русского царя.
    3). Прочитать параграф №3, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу.
     

    Автор(ы): Крючков С. Н.

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc