Предмет: обществознание Класс: 9 Учебно-методическое обеспечение: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. М.: Русское слово. 2010 Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Кравченко А.И. М.: ООО «Русское слово-учебник». 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: «Политика» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: 12-13 Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика», выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства. Задачи: Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества. Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями. Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал , конституция РФ. Тип урока: повторительно- обобщающий Форма урока: практикум Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная Методы работы на уроке : проблемный метод, частично- поисковый, дискуссия, методика критического мышления. Технологическая карта Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося УУД 1 Орг.момент Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Уметь организовываться к работе I. Мотивация. Прочитайте рассуждения немецкого ученого- политолога М.Вебера (1864-1920) и ответьте на вопрос к нему.( Слайд №2) «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством. Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает» Вопрос: Что такое политика: А) в широком смысле слова? Б) в узком смысле слова? Выделите эти два значения в тексте. Высказывают своё мнение. Читают текст Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. Регулятивные умения 1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. 2 Актуализация знаний Терминологический диктант( Слайд №3) 1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства. 2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач. 3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей. 4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть. 5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов. 6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство. 7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей. 8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина. 9. Парламент Российской Федерации. Проверь себя. 1. Политика 2. Политическая власть 3.Политическая партия 4.Монархия 5.Республика 6.Политический режим 7.Гражданство 8.Конституция 9.Федеральное собрание Государство: признаки и формы Задание 1 ( Слайд №7) 1.О чем идет речь? «… - политическая целостность, созданная национальным или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия» 2. Задание 2 (выполняется на доске) (Слайд № 8): -каковы признаки государства; -каковы функции государства Признаки государства : 1.Единство территории 2.Публичная власть 3.Суверенитет 4.Законадательная деятельность 5.Налоговые сборы Функции государства: Внутренние- поддержание и охрана общественного порядка, поддержка незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворение материальных и духовных благ человека, поддержка образования,медецины,науки и т.д. Внешние-взаимовыгодное сотрудничества в различных сферах с другими страными, а также обеспечение обороноспособности страны. Задание классу 3 (Слайд № 9) Заполните схемы: Участие граждан в политической жизни страны. Вопросы к классу: - Как гражданин может повлиять на политику? ( митинги, выборы, состоять в политической партии) - С каких лет человек может участвовать в выборах?( 18 лет) Задание 4 ( Слайд № 12) Установите соответствие признаков и функций государства: Понятия Сущность данных понятий 1) президентская республика А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах 2) абсолютная монархия Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления 3) федерация В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни 4) унитарное государство Г) право быть избранным 5) парламентская республика Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства 6) активное избирательное право Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств 7) пассивное избирательное право З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д. 8) тоталитаризм И) право избирать 9) авторитаризм К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству Проверка выполнения данного задания- Критерий выставления оценок 1- Д ОЦЕНКИ: «5»- 0 ошибок 2- К «4»- 1-2 ошибки 3- З «3»- 3-4 ошибки 4- Ж «2»- 5 и более ошибок 5- А 6- И 7- Г 8- В 9- Б Правовое государство. Вопросы классу: -Какое государство называется правовым?(государство, в котором господствует право) -Назовите признаки правового государства.(верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, разделение власти). -Можно ли назвать РФ правовым государством? Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.(Ст.2) Демократическое государство. Речь учителя: в современном мире в большинстве стран существует демократический режим, потому что ядром демократии является суверенитет народа. Перед вами два высказывания о демократии: 1.«Демократия- наихудшая форма правления, если не считать остальных» ( У.Черчилль) 2.« Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа.»( А. Линкольн) Ваше отношение к данным высказываниям ? Обсуждение данных высказываний Политическое устройство РФ.( Слайд № 14) Государственная власть в РФ. 1.Запишите, каким государством является Россия по форме правления, государственному устройству и политическому режиму. 2. Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.( Ст.10) Работают с терминами Осуществляют проверку Отвечают на вопрос Выполняют задания на доске Заполняют схему Отвечают на вопрос Решают задание, оценивают себя Отвечают на вопросы Обсуждение данных высказываний Записывают, работают с КРФ Презентация учащихся на тему « Власть в современной России». Познавательные умения 1. Находить (в учебнике и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию. 3.Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ. 8 Рефлексия Вернемся к нашему эпиграфу. Какое место занимает политика в жизни человека? Обсуждают, делают выводы 9 Инструктаж домашнего задания Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж Подготовиться к контрольному тестированию. Повторить п.1-7 Задают вопросы по тексту заданий
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx