Предмет - обществознание Класс:- 9 УМК – учебник «Обществознание 9 класс Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — 3-е изд. — М. Просвещение, 2014. — 63 с. Уровень обучения – базовый Тема: «Политические партии и движения» Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 2 Место урока в системе уроков по теме – 1 урок Цель урока Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека. Задачи урока образовательные: рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий; изучить сущность и типологию партийных систем; продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни; развивающие: закрепить умение ставить и формулировать проблему; продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования; воспитательные: стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны. Планируемые результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; смысловое чтение; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Учительский портал 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Содержание урока Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты 1.Организационный этап Мотивация 5 мин. Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня на уроке мы должны определить, что же такое общественно-политические движения и политические партии и для чего люди их создают. Записываем в тетрадь тему и план урока: «Политические партии и движения» План: 1.Общественно-политические движения. 2.Политические партии. 3.Партийные системы Приветствуют учителя. Записывают в тетради тему и план урока. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию Организация своей учебной деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 2.Актуализация знаний 3 мин . Но для начала давайте вспомним, как граждане могут участвовать в политической жизни. Для этого ответим на следующие вопросы: 1.Как гражданин может влиять на принятие государственной властью политических решений 2.Что такое выборы 3.Как и когда была принята действующая Конституция РФ? 4.Что такое митинг? 5.Какие ограничения свободы слова и печати существуют в РФ? Для чего они нужны? 6.Приведите пример политического экстремизма Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью Выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Формирование целостного мировоззрения, соответствующего данному уроку Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Формирование собственной точки зрения Формирование умения осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. 3. Переход к изучению нового материала (2 мин) Постановка проблемно-познавательной задачи 3 мин. На прошлом уроке мы выяснили, как граждане могут воздействовать на политику государственной власти. А что же такое политика? Кто же выражает интересы той или иной социальной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Очевидно, что это невозможно. Слушают, отвечают на вопросы. Воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью Формирование умения применять изученный материал Формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей 4. Изложение программного материала Рассказ с элементами беседы 20 мин. Стадия осмысления Построение проекта выхода из затруднений Работа в группах 5 мин. Рассказ учителя: Необходимость защиты интересов различных общественных групп порождает объединения, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Записываем в тетрадь: Общественно-политические движения - это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу. Теперь прочитайте отрывок из «Федерального Закона «Об общественных объединениях» и ответьте на вопросы: 1.Какие цели преследуют общественные движения 2.Что является высшим руководящим органом общественного движения? Вспомните из курса новейшей истории, какие общественные объединения появились в мире в 50-70-е гг. ХХ века, какие цели они преследовали? Что общего между ними? Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности. Некоторые из этих движений, решив свои ограниченные задачи или обнаружив их несостоятельность, прекращают существование. Другие постепенно преобразуются в политические партии. Записываем в тетрадь: Политическая партия – организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы. Прочтите страницу 61 в учебнике скажите, чем политические партии отличаются от других объединений. Те ребята, кто выбрал красные жетоны, это группа 1; жёлтые – группа 2; зелёные – группа 3; синие – группа 4. А сейчас внимание на экран. 1 группа: подумайте, какие ассоциации у вас возникают со словом «партия»? (Слайд 4 - 5). 2 группа: работа с термином «политическое движение». Учащиеся выполняют задание «Понятийное колесо (Слайд 6 - 7). 3 – 4 группы работают с документом «Федеральный закон «Об общественных объединениях»». 3 группа: прокомментировать работу ребят из 1группы. 4 группа: прокомментировать работу 2группы с точки зрения закона. В итоге представители 1-ой и 2-ой групп выполняют работу на интерактивной доске и комментируют свой ответ. Участники 3-ей и 4-ой групп комментируют правильность их ответов устно. Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, изучают факты Записывают в тетрадь Дают определения, высказывают свою точку зрения Слушают, работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради. Выбирают жетоны работают в группах Выполняют работу на интерактивной доске и комментируют свой ответ. Сохранение мотивации к учебной деятельности, интереса к новому учебному материалу; положительное отношение к процессу познания; понимание причины успешности учебной деятельности формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; . Систематизация наиболее часто задаваемых вопросов Умение устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека Стимулировать мотив к поиску новых знаний; воспитывать уважение к своей Родине Участвовать в выборах, обращаться в органы власти с заявлениями, предложениями, занимать государственные должности Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека Формирование умения работать в группе, формулировать и защищать свою точку зрения. Формирование выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Формирование умения давать определения понятиям Формирование умения логически мыслить, приводить примеры Выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Формирование чувства сопричастности к жизни своей страны. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы, решать логические задачи Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные Научатся решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Самоопределение — демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета Формирование понятия, признаков, типологии и функций политических партий Научатся: раскрывать основные черты политических партий и движений. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать поставленную задачу Научатся систематизировать правовые и политологические знания Научатся работать на интерактивной доске 5. Закрепление Изученного материала 5 мин Давайте закрепим изученный материал, для этого заполним таблицу, используя понятия из прилагаемого списка (см. приложение) Работа в парах Заполняют таблицу Взаимопроверка использование приемов работы с информацией Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения 8. Рефлексия Решение проблемно-познавательной задачи 3 мин Сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как общественно-политическое движение, политическая партия и партийная система. Выяснили, чем отличаются политические Партии и движения, какие цели и задачи они перед собой ставят. А теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по десятибалльной системе. 1. Понравился ли вам урок? 2. Как вы себя чувствовали на уроке? 3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока? Осуществляют самооценку деятельности Формирование умения интегрировать знания в практику общественной жизни Воспитание уважения к своей Родине Владение основами самооценки 9. Оценивание результатов Подводит урока в целом. Объявляет оценки. Выставляют оценки 10. Д/зад. 1 мин Открываем дневники и записываем домашнее задание: Дифференцированное (см. приложение) Урок окончен. Всем большое спасибо за работу! Записывают д/зад. Дидактический материал ФЗ "Об общественных объединениях" Статья 9. Общественное движение Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. Заполните таблицу, используя понятия из прилагаемого списка. Политические партии характеризуются Признаки, общие для политических партий и общественных движений Общественно-политические движения характеризуются Общность идеологии Борьба за власть Наличие руководящего органа Отсутствует цель завоевания политической власти Выработка политической программы Добровольное объединение После достижения целей самораспукаются Дифференцированное домашнее задание Оценка Задание 3 ( удовлетворительно) 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. 3. Записать в словарь определения «общественно – политические движения», «партия», «многопартийность», «оппозиция». 4 (хорошо) 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. По выбору: 1.Кроссворд из 10 слов по теме «Политические партии и движения», используя учебник, параграф 7. 2. Составление синквейна со словами «партия» и «движения» 5 (отлично) 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. По выбору: 1.Сделать презентацию по теме, раскрывающую деятельность одной из политической партии в РФ. 2.Написать эссе по теме «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Шоу). 2.Рассказать об одной партии согласно схеме «Классификации политических партий» Функции партий
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx Урок по обществознанию Тема: «Политические партии и движения» Класс: 9 Урок 2 Роль гражданина, как и любая другая профессия, требует тщательной подготовки. Ральф Кетчем Цель урока сформировать представление учащихся о партийной системе, ее роли в жизни общества, развивать умения анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами. Задачи урока образовательные: изучить сущность и типологию партийных систем; сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции; продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни; повысить интерес к изучению обществознания развивающие: формировать умение анализировать, делать выводы, работать с документами; способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования; воспитательные: стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны. Тип урока: урок закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная. Оборудование: компьютер мультимедийная установка интерактивная доска СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты 1.Организационный этап Мотивация Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку. Вступительное слово учителя: Дети, мы с вами продолжаем изучать тему «Политическме партии и движения». Сегодня второй урок по этой теме и на уроке мы должны закрепить знания об общественно-политических движениях и политических партиях . А также подробнее узнать, какие партийные системы существуют в мире и в нашей стране. Приветствуют учителя. Записывают в тетради тему и план урока. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию Организация своей учебной деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 2.Проверка домашнего задания Ответы на вопросы: 1.Почему в обществе возникают общественно-политические движения? 2. Что такое политическая партия? 3. Зачем создаются политические партии? Каковы их цели? 4. В чём состоят различия политических партий и движений? Разгадывание кроссворда из дифференцированного задания прошлого урока Проверка домашнего эссе Задание «Найди ошибки в тексте» Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью Выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Формирование целостного мировоззрения, соответствующего данному уроку Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью Формирование умения применять изученный материал Формирование собственной точки зрения Формирование умения осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. 3. Постановка проблемно-познавательной задачи На прошлом уроке мы выяснили, чем отличаются политические партии и общественно-политические движения и для чего их создают люди. А что же такое партийная система? Какие партийные системы существуют в нашей стране и в других странах мира? (проблемное задание на экране) Какая партийная система была бы сейчас лучше для России? (призентация) Монопартийная единственная партия (партия власти)монополизирует государственную власть; срастается с государственным аппаратом; перестает выражать интересы народа. Двухпартийная только 2 партии являются влиятельными (Великобритания и США) Многопартийная более 2-х партий, обладающих политическим влиянием Слушают, отвечают на вопросы. Вспоминают понятие Партийная система – это совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление. Поскольку социальные группы многообразны, то многообразны и их интересы. В тех странах, где имеются условия для выражения этих интересов, т. е. в демократических странах, существует не одна, а несколько различных политических партий. При этом они конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на избирателей. Воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой Взаимодействие в ходе групповой работы, умение вести диалог, принятие другого мнения и позиции, существование различных точек зрения Формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей 4.Рассказ с элементами беседы 5.Творческое домашнее задание 6. Работа с документом 7. Решение проблемно-познавательной задачи Работа с учебником 8. Творческое задание 1.Назовите страны с однопартийной, двухпартийной и многопартийной системой. 2.Какую политическую систему вы считаете наиболее эффективной, почему? 3.В чем преимущества и недостатки каждой системы? Составьте таблицу «Партийные системы» В нашей стране в начале XX в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия — Коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти. Многопартийная система в России была закреплена с принятием Конституции в 1993 г. Процесс её становления ещё не завершён. Сообщения учащихся о политических партиях РФ (программа). Программа политической партий «Единая Россия». Программа политической партий «КПРФ». Программа политической партий «ЛДПР». Программа политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Из Закона РФ «О политических партиях»: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий МНЕНИЯ На заданный современникам вопрос «Как вы считаете, какого рода партийная система была бы сейчас лучше для России?» были высказаны следующие мнения: «Одна всенародная партия, постоянно стоящая у власти» (22 %), «Две-три большие, хорошо организованные массовые партии» (30 %), «Несколько пусть небольших, но настоящих партий из убеждённых и активных людей» (17 %). Многие из числа опрошенных сложившегося мнения не имели Каково твоё мнение по данному вопросу? Свою позицию аргументируй. Пользуясь дополнительными источниками информации, выясни, как распределены между представителями политических партий депутатские места в Государственной Думе. Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, изучают факты Записывают в тетрадь Дают определения, высказывают свою точку зрения Слушают, работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради. Высказывают свою точку зрения и обосновывают ее. Используя интернет ресурсы, учащиеся находят ответ на вопрос Сохранение мотивации к учебной деятельности, интереса к новому учебному материалу; положительное отношение к процессу познания; понимание причины успешности учебной деятельности Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Освоение социальных норм Обобщение знаний и расширение опыта решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизация наиболее часто задаваемых вопросов Формулировать и защищать свою точку зрения Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Стимулировать мотив к поиску новых знаний; воспитывать уважение к своей Родине Участвовать в выборах, обращаться в органы власти с заявлениями, предложениями, занимать государственные должности Формирование выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Формирование умения давать определения понятиям Формирование умения логически мыслить, приводить примеры Выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Развитие специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Формирование толерантного мышления Умение принимать и сохранять учебную задачу; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия Формирование чувства сопричастности к жизни своей страны. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, составлять таблицы, решать логические задачи Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные Научатся решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Самоопределение демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета 9. Рефлексия Сегодня на уроке мы познакомились с понятием партийная система. Выяснили, какие партийные системы существуют в мире и в нашей стране. А теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Оценку можно начать с фраз, данных на экране. Мне было интересно с вами работать, у нас сложился хороший союз, у нас прошла продуктивная работа. Сегодня на уроке я узнал новые понятия: После сегодняшнего урока я сделал выводы Мне урок запомнится (или нет) тем, что Я хотел бы еще узнать по этой теме о Я активно работал на уроке, т.к Осуществляют самооценку деятельности Формирование умения интегрировать знания в практику общественной жизни Воспитание уважения к своей Родине Владение основами самооценки 10.Оценивание результатов Подводит урока в целом. Объявляет оценки. Выставляют оценки 11. Д/зад. Открываем дневники и записываем домашнее задание: 1.Выполнить задание в учебнике «В классе и дома» 2. Оформление презентации – задание на 2 недели Урок окончен. Всем большое спасибо за работу! Записывают д/зад. ПРИЛОЖЕНИЯ ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Главная цель политической партии состоит в том, чтобы большинство народных представителей и министры были её членами, чтобы желания партии стали законом для всей страны». И. А. Ильин (1883—1954), русский философ, правовед «Тот лучше всех служит своей партии, кто лучше всех служит своей стране». Р. Хейс (1822—1893), президент США в 1877—1881 гг. Список политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации Минюстом России в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. Федерального закона от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ) зарегистрированы политические партии: (по состоянию на 10 июля 2012) 1.Политическая партия "Демократическая партия России" ОГРН 1127799008897 от 10.05.2012 2.Общероссийская политическая партия "Народная партия "За женщин России" ОГРН 1127799009458 от 17.05.2012 г 3. Политическая партия "Альянс Зеленых - Народная партия" ОГРН 1127799009667 от 23.05.2012 4.Политическая партия "Союз Горожан" ОГРН 1127799010085 от 25.05.2012 5.Всероссийская политическая партия "Народная партия России" ОГРН 1127799010206 от 28.05.2012 6.Всероссийская политическая партия "Партия Социальных Сетей" ОГРН 1127799010240 от 29.05.2012 7.Всероссийская политическая партия "Социал-демократическая партия России" ОГРН 1127799010239 от 29.05.2012 8.Политическая партия "Коммунистическая партия социальной справедливости" ОГРН 1127799010129 от 28.05.2012 9.Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России» ОГРН 1127799010712 от 04.06.2012 10.Политическая партия «Города России» ОГРН 1127799010965 от 06.06.2012 11.Политическая партия «Молодая Россия» ОГРН 1127799010998 от 06.06.2012 12.Всероссийская политическая партия «Новая Россия» ОГРН 1127799010976 от 07.06.2012 13.Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан» ОГРН 1127799011075 от 09.06.2012 14.Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые» ОГРН 1127799011174 от 09.06.2012 15.Всероссийская политическая партия «Российская сетевая партия» ОГРН 1127799011295 от 13.06.2012 16.Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ» ОГРН 1127799011340 от 14.06.2012 17.Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» ОГР 1127799011493 от 15.06.2012 18.Политическая партия «Российский общенародный союз» ОГРН 1127799011482 от 15.06.2012 19.Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! ОГРН 1127799011526 от 18.06.2012 20.Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОГРН 1127799011559 от 19.06.2012 21.Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» ОГРН 1127799011658 от 19.06.2012 22.Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» ОГРН 1127799011801 от 21.06.2012 23.Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ» ОГРН 1127799012241 от 27.06.2012 24.Политическая партия «Родная Страна» ОГРН 1127799012945 от 05.07.2012 ОГРН 1125099000047 от 05.07.2012 Использованные ресурсы 1. Учительский портал 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев. Обществознание: учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. - 223 с. 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
Автор(ы): Коротких Т. Н.
Скачать: Обществознание 9кл - урок 2.doc