1. Предмет обществознание 2. Класс 9 3. УМК Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание 9 класс, Москва, «Просвещение», 4. Уровень обучения базовый 5. Тема урока Правовое государство 6. Общее количество часов отведенное на изучение темы 1 7. Место урока в системе уроков урок № 5 Цель урока: создание условий для осознания сущности правового государств Задачи: -обучающие: формировать базовые знания в области правового государства; познакомить с элементами теории правового государства, его сущностью, основными признаками, высшей целью -развивающие: развивать умения работать с источниками права; продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами. -воспитательные: показать преимущества правового государства Планируемые результаты: Предметные (знания, умения, представления): объяснять понятие «правовое государство»; называть и объяснять элементы теории правового государства, его сущность, высшие цели, признаки . принципы Метапредметные (УУД): - познавательные: расширить представление школьников о демократическом устройстве власти, высших демократических ценностях, закрепленных в Конституции РФ - регулятивные: постановка цели, задач, планирование работы; - коммуникативные: умение выражать свои мысли устно и письменно, слушать товарищей. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, Конституция Литература. 1. Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание. 9 класс, Москва, «Просвещение», 2014 2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Е.И. Жильцова, Москва, «Просвещение», 2014 3.Поурочное планирование. Обществознание. 9 класс. Новые стандарты. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, автор – составитель И.Ю. Буйволова, Волгоград, «Учитель», 2012 Содержание урока Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Формируемые УУД познавательные личностные коммуникативные регулятивные 1.Организационный этап Приветствие, проверка готовности к уроку. Настраиваются на работу на уроке . 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивирует учащихся Правовое государство – это государство, в котором господствует право! Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, наши с вами права! Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено. К концу урока вы должны запомнить, что такое правовое государство, каковы основные признаки правового государства, на какие 3 ветви делится власть в правовом государстве Помогает определить тему урока Учащиеся высказывают свое мнение и формулируют тему и задачи урока. Выдвигать гипотезы о связях событий, явлений. Формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к изучаемому материалу. Аргументировать свою позицию, владеть монологической речью Прогнозировать дальнейшее развитие событий Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы изучали Государство и Политические режимы. Сейчас я проверю как вы усвоили этот материал. Вы получите листы с тестом из 5 вопросов в форме ГИА. Ваша задача – в течение 5 минут выполнить этот тест письменно в тетради. Раздает листы с тестами. Решают тест. Проводят взаимопроверку умение структурировать знания Актуализа ция знаний Рубрики в учебнике к теме: «Вспомните», «Подумайте». Вопросы: - Что такое политическая власть Кто выше право или власть? Зачем разделять единую власть? Определение проблемного задания Высказывают свои мнения. Отвечают на вопрос - Власть – это влияние на основе закона или традиции. политическая власть способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из государственных порядков - Власть Умение вступать в диалог Овладение способ ностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической 3. Первичное осмысление Учитель объясняет материал опираясь на тексты параграфа: Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому. Сейчас вы открываете учебник на странице 30 и в течение минуты работаете с документом. По истечению времени я задам вам вопрос. Таким образом мы потренируемся выполнять часть С в ГИА. Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор? Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом! Отсюда и название – правовое государство 2.Учитель организует работу по тексту параграфа Учитель помогает классу выделить идеи, которые сближают взгляды различных мыслителей 3. Демонстрирует на доске схему «Основные признаки правового государства» (Прил 4.) Объясняет что в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный «Всеобщая связанность законом» - так юристы говорят о принципе верховенства права - В каких пунктах статьи непосредственно закреплено верховенство права в Нашей стране? . Дифференцированное здание. для менее слабых: Находят по тексту основные сущности правового государства делают записи в рабочих листах. для более сильных - работа .по тексту Конституции статья 2 Определяют, что является высшей ценностью в нашей стране и в чем состоит обязанность государства. Работают по документу. Отвечают на вопрос. Выводят определение понятия «правовое государство» Учащиеся изучают второй и третий разделы и составляют дискретный конспект(отдельными фразами) Оформляют в рабочих листах в виде таблицы Обсуждают содержание конспекта Работают по тексту рубрики «Мнения» и показывают связь идей Сперанского М.М. с идеями, изложенными в таблице. Работают с текстом Конституции для изучения первого признака работают со статьей 15(из 4 пунктов) - Пп 2 и 4 Второй признак: статья 2 и 17 Третий признак статья 10 и 11 Знание, понимание понятий «правовое государство» умение участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Ориентироваться в особенностях правового государства Овладение логически ми действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения Овладение навыками смыслово го чтения текстов различных стилей, осознан ного построения речевых высказываний в соответ ствии с задачами Развитие читательских умений, поиска нужной информации умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста Первичное закрепление Сейчас в качестве закрепления вы будете в течение 3-5 минут работать в парах. Ваша задача – найти в учебнике на страницах 32 – 35 ответы на вопросы что входит в каждую ветвь власти и какая у нее главная функция?! Обратите внимание на иллюстрацию на странице 34! По истечению времени мы обсудим эти вопросы вместе с вами! Приступайте к работе Работают в парах заполняют таблицу при помощи текста развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, схема освоение форм учебного диалога. Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Рефлексия Что характерно для правового государства Кто выше право или власть? Зачем разделять единую власть? Отвечают на вопросы. Верховенство закона, защита личности, взаимная ответственность Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону Чтобы не установилась власть одного человека Формировать потребность в самовыражении. Логически излагать свои мысли Домашнее задание Учитель задает д/з 1.параграф 4 2.рубрика «в классе и дома» задание 2 3.написать эссе на тему «Право выше власти» Записывают домашнее
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docПриложения. Приложение 1 Тест по теме «Государство и политический режим» А1. Что не входит в понятие «Формы государства»? 1) Политический режим 2) Государственно – партийный аппарат 3) Форма правления 4) Государственно – территориальное устройство А2. Какой формы государственно – территориального устройства не существует? 1) Конфедерация 2) Унитарное государство 3) Авторитарное королевство 4) Федерация А3. Какого политического режима не существует? 1) Монархический 2) Авторитарный 3) Демократический 4) Тоталитарный В1. Найдите 2 признака, которые не относятся к понятию «Государство» 1) Законодательная деятельность 2) Единство территории 3) Политическая пропаганда 4) Суверенитет 5) Налоговые сборы 6) Международная дипломатия 7) Публичная власть В2. Найдите 2 страны, которым не присущи антидемократические политические режимы 1) Тринидад и Тобаго 2) Страны латинской Америки 3) Италия 4) Испания 5) Страны Африки 6) Польша 7) Германия А1 А2 А3 В1 В2 2 3 1 3, 6 1,6 Рабочий лист урока №1- Сущности права Рабочий лист урока № 2 – Ученые о правовом государстве Личность Характеристика правового государства Платон Государство возможно только там, где господствует справедливый закон Аристотель Поддерживал точку зрения Платона Цицерон Право должно быть выше власти Дж. Локк Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей) Ш. Монтескье Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная) И. Кант Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей С. А. Котляревский Будущее страны – господство права Приложение 4. Основные признаки (принципы) правового государства Верховенство права Незыблемость прав и свобод человека Разделение властей. Приложение 5 Схема принципа разделения властей Приложение 6 Ветви власти Ветвь власти Состав Основные функции Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) Парламент Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека Исполнительная (назначается) Правительство Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения Судебная (самостоятельная и независимая) Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные (Высший Арбитражный Суд РФ) Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов)
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.docx