Повторительно-обобщающий урок обществознания по теме: «Политика» в 9 классе.(1_ый час) Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика», выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства. Задачи урока: Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества. Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями. Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма. Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал , конституция РФ. Тип урока: повторительно- обобщающий Форма урока: практикум Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная Методы работы на уроке : проблемный метод, частично- поисковый, дискуссия, методика критического мышления. \ Ход урока. I.Мотивация. Прочитайте рассуждения немецкого ученого- политолога М.Вебера (1864-1920) и ответьте на вопрос к нему.( Слайд №2) «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством. Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает» Вопрос: Что такое политика: А) в широком смысле слова? Б) в узком смысле слова? Выделите эти два значения в тексте. II.Терминологический диктант( Слайд №3) 1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства. 2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач. 3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей. 4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть. 5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов. 6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство. 7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей. 8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина. 9. Парламент Российской Федерации. Проверь себя. 1. Политика 2. Политическая власть 3.Политическая партия 4.Монархия 5.Республика 6.Политический режим 7.Гражданство 8.Конституция 9.Федеральное собрание III. Государство: признаки и формы Задание 1 ( Слайд №7) 1.О чем идет речь? «… - политическая целостность, созданная национальным или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия» 2. Задание 2 (выполняется на доске) (Слайд № 8): -каковы признаки государства; -каковы функции государства Признаки государства : 1.Единство территории 2.Публичная власть 3.Суверенитет 4.Законадательная деятельность 5.Налоговые сборы Функции государства: Внутренние- поддержание и охрана общественного порядка, поддержка незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворение материальных и духовных благ человека, поддержка образования,медецины,науки и т.д. Внешние-взаимовыгодное сотрудничества в различных сферах с другими страными, а также обеспечение обороноспособности страны. 3.Задание классу 3 (Слайд № 9) Заполните схемы: IV.Участие граждан в политической жизни страны. Вопросы к классу: - Как гражданин может повлиять на политику? ( митинги, выборы, состоять в политической партии) - С каких лет человек может участвовать в выборах?( 18 лет) 4.Задание 4 ( Слайд № 12) Установите соответствие признаков и функций государства: Понятия Сущность данных понятий 1) президентская республика А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах 2) абсолютная монархия Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления 3) федерация В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни 4) унитарное государство Г) право быть избранным 5) парламентская республика Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства 6) активное избирательное право Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств 7) пассивное избирательное право З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д. 8) тоталитаризм И) право избирать 9) авторитаризм К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству Проверка выполнения данного задания- Критерий выставления оценок 1- Д ОЦЕНКИ: «5»- 0 ошибок 2- К «4»- 1-2 ошибки 3- З «3»- 3-4 ошибки 4- Ж «2»- 5 и более ошибок 5- А 6- И 7- Г 8- В 9- Б V.Правовое государство. Вопросы классу: -Какое государство называется правовым?(государство, в котором господствует право) -Назовите признаки правового государства.(верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, разделение власти). -Можно ли назвать РФ правовым государством? Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.(Ст.2) VI.Демократическое государство. Речь учителя: в современном мире в большинстве стран существует демократический режим, потому что ядром демократии является суверенитет народа. Перед вами два высказывания о демократии: 1.«Демократия- наихудшая форма правления, если не считать остальных» ( У.Черчилль) 2.« Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа.» ( А. Линкольн) Ваше отношение к данным высказываниям ? Обсуждение данных высказываний VII. Политическое устройство РФ.( Слайд № 14) Государственная власть в РФ. 1.Запишите, каким государством является Россия по форме правления, государственному устройству и политическому режиму. 2. Найдите в Главе 1 КРФ подтверждение своим словам.( Ст.10) 7. Презентация учащихся на тему « Власть в современной России». 8.Подведение итогов 1. Вернемся к нашему эпиграфу. Какое место занимает политика в жизни человека? Домашнее задание. Подготовиться к контрольному тестированию. Повторить п.1-7
Автор(ы): Ямангулова Л. Р.
Скачать: Обществознание 9кл - урок 1.docПовторительно-обобщающий урок обществознания по теме: «Политика» в 9 классе. ( 2 _ой час) Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика», выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства. Задачи урока: Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества. Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями. Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма. Оборудование: задания контрольной работы Тип урока: повторительно- обобщающий Форма урока: практикум Форма деятельности: самостоятельная работа 1.Оргмомент 2. Инструкция по выполнению работы Контрольный тест по обществознанию 9 класс (Политика) Вариант № 1 А1.Что является отличительным признаком демократического режима 1.федеративное устройство 2.право на взимание налогов 3.гарантии прав и свобод граждан 4.наличие публичной власти А2.Исполнительную власть в Р.Ф. осуществляет 1.Государпственная Дума 2.Правительство РФ 3.Совет Федерации 4.Общественная палата А3.Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба неверны А4.Высшим органом законодательной власти в РФ является 1.Правительство РФ 2.Федеральное Собрание РФ 3.Общественная палата 4.Конституционный Суд А5.Президент РФ является главой 1.главой государства 2.главой политической системы 3.главой законодательной власти 4.главой судебной власти А6. Признаком любого государства является 1.многопартийность 2.разделение властей 3.суверенитет 4.парламентаризм А7.Что понимается под формой правления государства? 1.организация высших органов власти 2.политический режим 3.распределение власти по территории страны 4.политическая система А8.Специфической чертой политической власти в обществе в отличие от других видов власти является 1.обращение ко всем гражданам – жителям страны 2.отношение господства и подчинения 3.регулирование поведения людей 4.проявление в обычаях и традициях А9.Одна из задач партии в демократическом обществе 1.участие в политической борьбе 2.владение крупной собственностью 3.определение цен на товары и услуги 4.контроль над местными администрациями А10.Сосредоточение полномочий главы государства и главы исполнительной власти характерно для 1.парламентской республики 2.презедентской республики 3.смешанной республики 4.конституционной монархии В1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство» Сословные привилегии, разделение властей, уважение прав человека, равенство перед законом, гражданское общество В2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества 1.общества защиты прав потребителя 2.Министерство образования 3.ассоциация педагогов «Демократическая Россия» 4.районнный суд 5.объединение жильцов микрорайона 6.управление внутренних дел С1.Прочитайте текст и выполните задания С1-С3 Само слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластии». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла. Вспомним в связи с этим латинские пословицы: «Государство – достояние народа», «Глас народа – глас божий». Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе и т.д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных. Прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная – не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества. С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите их. С2.Каков буквенный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст главный признак демократического правления. С3.Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, приведите три проявления многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретном примером. Контрольный тест по обществознанию 9 класс (Политика) Вариант № 2 А1.Что отличает государство от других политических организаций? 1.разработка программ развития общества 2.представление интересов отдельных групп общества 3.выдвижение политических лидеров 4.исключительное право принимать правовые нормы А2.Президент РФ 1.руководит внешней политикой 2.разрабатывает государственный бюджет 3.управляет федеральной собственностью 4.разрабатывает и принимает законы А3. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов» 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба неверны А4. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политической властью обладает только государство Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба неверны А5.Что характеризует демократический режим? 1.командно-административные методы управления 2.всесторонний контроль государства над жизнью общества 3.господство исполнительной власти 4.равенство граждан перед законом А6.Одна из задач партии в демократическом обществе 1.участие в политической борьбе 2.владение крупной собственностью 3.определение цен на товары и услуги 4.контроль над местными администрациями А7.Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется 1.формой правления 2.политическим режимом 3.формой административного устройства 4.государственным суверенитетом А8.Президент РФ федеральные законы 1.утверждает 2.подписывает 3.одобряет 4.принимает А9. Политический статус человека в обществе характеризует 1.занятие предпринимательской деятельностью 2.размещение крупного вклада в банке 3.занятие депутатской должности в парламенте 4.создание популярного литературного произведения А10.Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 3 тыс. квартир для молодых педагогов и врачей. Какую функцию власти иллюстрирует этот пример В1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «государство» Власть, Армия, полиция, искусство, налоги, суверенитет В2.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано 1.В стране Н. в минувшие выходные состоялись парламентские выборы. 2.Оппозиция расширила свое присутствие в законодательном органе. 3.думается, что противостояние представителей правящей партии и оппозиции в парламенте усилится. Определите, какие положения текста А)отражают факты Б)выражают мнение С1.Прочитайте текст и выполните задания С1-С3 Само слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластии». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла. Вспомним в связи с этим латинские пословицы: «Государство – достояние народа», «Глас народа – глас божий». Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе и т.д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных. Прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная – не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества. С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите их. С2.Каков буквенный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст главный признак демократического правления. С3.Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, приведите три проявления многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретном примером. Контрольный тест по обществознанию 9 класс (Политика) Вариант № 3 А.1Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть» ? 1.самопознание 2.авторитет 3.социализация 4.урбанизация А2.Президент РФ 1.руководит внешней политикой 2.разрабатывает государственный бюджет 3.управляет федеральной собственностью 4.разрабатывает и принимает законы А3Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности 1.экономической 2.духовной 3.социальной 4.политической А4.Одна из задач партии в демократическом обществе 1.участие в политической борьбе 2.владение крупной собственностью 3.определение цен на товары и услуги 4.контроль над местными администрациями А 5.Что отличает тоталитарное государство? 1.деятельность свободных СМИ 2.наличие правоохранительных органов 3.наличие политической оппозиции 4.одна общеобязательная идеология А6.Что характеризует демократический режим? 1.командно-административные методы управления 2.всесторонний контроль государства над жизнью общества 3.господство исполнительной власти 4.равенство граждан перед законом А7.Что понимается под формой правления государства? 1.организация высших органов власти 2.политический режим 3.распределение власти по территории страны 4.политическая система А8.Президент РФ является главой 1.главой государства 2.главой политической системы 3.главой законодательной власти 4.главой судебной власти А9.К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится 1.право отлагательного вето президента 2.развитие свободных МИС 3.принятие закона об информационной безопасности страны 4.введение должности уполномоченного по правам человека при президенте РФ А10.Пример, иллюстрирующий деятельность гражданского общества 1.принятие парламентом поправок к закону о политических партиях 2.проведение жильцами дома митинга против нового строительства в их дворе, на месте детской площадки 3.посещение депутатами школ и проведение уроков в день первого сентября 4.одобрение президентом страны депутатской инициативы В1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «Тоталитарный режим» Демократия, жесткий контроль государства, власть вождя, массовый контроль, массовый террор В2.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен. «Мажоритарная избирательная ____________(1)-порядок определения результатов_____________(2), при котором избранным в тот или иной выборный орган по своему избирательному _____________(3) считается____________(4), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Политологи различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства» Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. А)власть Б)система В)выборы Г)движение Д)кандидат Е)округ С1.Прочитайте текст и выполните задания С1-С3 Само слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластии». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла. Вспомним в связи с этим латинские пословицы: «Государство – достояние народа», «Глас народа – глас божий». Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе и т.д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных. Прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная – не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества. С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите их. С2.Каков буквенный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст главный признак демократического правления. С3.Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, приведите три проявления многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретном примером. 3, Итог урока
Автор(ы): Ямангулова Л. Р.
Скачать: Обществознание 9кл - урок 2.docx