Предмет: Обществознание Класс: 9 УМК: Обществознание. А.И. Кравченко. 2006 год Уровень обучения: базовый Тема урока: «Политика и власть» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в теме «Политическая сфера» Цель урока: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой. Задачи урока: 1. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставить, сравнивать, решать задачи. 2. Развивать навыки коллективной работы. 3. Воспитывать у учащихся взаимодействие, взаимопонимание, индивидуальной ответственности Планируемые результаты: 1. Предметные: характеризовать власть и политику как социальные явления, дать представление о её видах власти, показать тесную связь власти с правом и политикой. Обобщить и систематизировать представления о политике и власти. 2. Метапредметные: Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о связи политики и власти в обществе. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. 3. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Содержание урока I. Мотивация к учебной деятельности (4 мин.) Приветствие учителя. Организация внимания школьников к уроку. Настрой на работу в классе. II. Актуализация знаний (7 мин.) - Давайте вспомним, какие сферы жизни общества вы знаете? (Экономическая, духовная, политическая, социальная). - Кто может ответить, что включает в себя политическая сфера жизни? (государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти.) - Все это мы помним из курса 8 класса. А сегодня на уроке мы более подробно остановимся на этой сфере, постараемся ответить на вопросы «Что такое политика», «Что такое политическая власть». План: 1. Что такое политика? 2. Политическая власть 3. Роль политики в жизни общества 4. Политическая жизнь и средства массовой информации Вопросы: - Зачем людям политика? - Может ли рядовой гражданин хорошо разбираться в политике? - Может ли общество существовать без власти? - Чем политическая власть отличается от других видов власти? Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим повсюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. Что, по-вашему, такое власть? Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет) 2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание» (авторитет) 3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила). 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы» (власть) 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила) 6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон). Что общего в этих ситуациях? Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти. Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе. Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле. Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно, государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». III. Изучение нового материала (17 мин.) 1. Работа с текстом учебника (с.8-10) - Какова роль политики в жизни общества? 2. Работа с документом. «Сила власти есть, прежде всего, ее духовногосударственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемые достоинства, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу, не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет, не значит быть сильным, сила власти не в крике, не в суете, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ее способности звать, не грозя и встречать верный отклик в народе…» - Какова главная мысль в этом документе? 3.Творческая работа (написание эссе) А, теперь, ребята, вам нужно написать эссе по высказыванию: « Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам» (Хан Фей, китайский философ). Политическая власть и средства массовой информации. - Что такое СМИ, назовите примеры СМИ? (газеты, журналы, интернет, радио, телевидение) - Как вы думаете связана политика и СМИ? (благодаря СМИ до граждан доходят информация, у граждан складывается представление о работе органов власти.) - Вспомните какую последнюю информацию, касающуюся сферы политики вы слышали из СМИ? IV. Первичное осмысление закрепление изученного (5 мин.) 1. Анализ творческих работ 2. Выполнение задания на стр. 11 - Какая власть, основанная на силе или авторитете, более прочна? Или так нельзя ставить вопрос и почему? V. Итоги урока. Рефлексия (5 мин.) Беседа по вопросам: - Какова структура политики как деятельности? - Что входит в сферу понятия «сфера политики»? - Какие социальные отношения считаются политическими? - В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»? VI. Домашнее задание (2 мин.) Параграф №1, задания на стр. 11.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx