Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Политика и власть (Хасимова С.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: Обществознание
    Класс: 9
    УМК: Обществознание. А.И. Кравченко. 2006 год
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Политика и власть»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый  урок в теме «Политическая сфера»
    Цель урока: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.
    Задачи урока:
    1. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставить, сравнивать, решать задачи.
    2. Развивать навыки коллективной работы.
    3. Воспитывать у учащихся взаимодействие, взаимопонимание, индивидуальной ответственности
    Планируемые результаты:
    1. Предметные: характеризовать власть и политику  как социальные явления, дать представление о её видах власти, показать тесную связь власти с правом и политикой. Обобщить и систематизировать представления о политике и власти. 
    
    2. Метапредметные: 
    Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о связи политики и власти в обществе.
    Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
    Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут  диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных  точек зрения.
    
    3. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому  учебному материалу, выражают  положительное отношение к процессу  познания.
    
    взаимодействуют в ходе работы, ведут  диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных  точек зрения.
    
    Содержание урока
    I. Мотивация к учебной деятельности (4 мин.)
    Приветствие учителя. Организация внимания школьников к уроку. Настрой на работу в классе.
    II. Актуализация знаний (7 мин.)
    - Давайте вспомним, какие сферы жизни общества вы знаете? (Экономическая, духовная, политическая, социальная).
    - Кто может ответить, что включает в себя политическая сфера жизни? (государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти.)
    - Все это мы помним из курса 8 класса. А сегодня на уроке мы более подробно остановимся на этой сфере, постараемся ответить на вопросы «Что такое политика», «Что такое политическая власть».
    План:
    1. Что такое политика?
    2. Политическая власть
    3. Роль политики в жизни общества
    4. Политическая жизнь и средства массовой информации
    Вопросы:
    - Зачем людям политика?
    - Может ли рядовой гражданин хорошо разбираться в политике?
    - Может ли общество существовать без власти?
    - Чем политическая власть отличается от других видов власти?
     Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим повсюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях.  
    Что, по-вашему, такое власть?
      Познавательные задания: 
    1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)
    2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание» (авторитет)
    3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила). 
    4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы» (власть)
    5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)
    6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).
    Что общего в этих ситуациях? 
    Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
    Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе. 
    Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.
    Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
      Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно, государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил:    «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». 
    III. Изучение нового материала (17 мин.)
    1. Работа с текстом учебника  (с.8-10)
      - Какова роль политики в жизни общества?
    
    
    2. Работа с документом.
    «Сила власти есть, прежде всего, ее духовногосударственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемые достоинства, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу, не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет, не значит быть сильным, сила власти не в крике, не в суете, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ее способности звать, не грозя и встречать верный отклик в народе…» 
    - Какова главная мысль в этом документе?
    3.Творческая работа (написание эссе)		                                                                                                                                                                                           
    А, теперь, ребята, вам нужно написать эссе  по высказыванию: « Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам» (Хан Фей, китайский философ).
    Политическая власть и средства массовой информации. 
    - Что такое СМИ, назовите примеры СМИ? (газеты, журналы, интернет, радио, телевидение)
    - Как вы думаете связана политика и СМИ? (благодаря СМИ до граждан доходят информация, у граждан складывается представление о работе органов власти.)
    - Вспомните какую последнюю информацию, касающуюся сферы политики вы слышали из СМИ?
    IV. Первичное осмысление закрепление изученного (5 мин.)
    1. Анализ творческих работ
    2. Выполнение задания на стр. 11
    - Какая власть, основанная на силе или авторитете, более прочна? Или так нельзя ставить вопрос и почему?
    V. Итоги урока. Рефлексия (5 мин.)
    Беседа по вопросам:
    - Какова структура политики как деятельности?
    - Что входит в сферу понятия «сфера политики»?
    - Какие социальные отношения считаются политическими?
    - В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»?
    VI. Домашнее задание (2 мин.)
    Параграф №1, задания на стр. 11.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx