Предмет - обществознание Класс:- 9 УМК – учебник «Обществознание 9 класс Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — 3-е изд. — М. Просвещение, 2014. — 63 с. Уровень обучения – базовый Тема: «Участие граждан в политической жизни» Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме – 1 урок Цель урока Формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.. Задачи урока: 1. Помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений; 2. Сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре; 3. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 4. Способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства. Планируемые результаты: Учащиеся знают различные виды участия гражданина в политической жизни, умеют обосновывать ценность и значимость гражданской активности, приводить примеры гражданственности и патриотизма. Техническое обеспечение урока: ПК, презентация, документы, схемы, Конституция РФ Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: . Е.А. Певцова Право. Основы правовой культуры., М: Русское слово 2008 г. Конституция РФ, М: 2015 г Этап урока (время) Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока 1 мин. Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. « Каков народ, таков и падишах». Восточная мудрость « Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр «Законная задача правительства – делать для сообщества людей все то, им нужно, но что сами они, выступая каждый в своем индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не смогут сделать хорошо». Авраам Линкольн «Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда». Джордж Сэвил Галифакс «Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Платон «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер - Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести до современников и потомков? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Учащиеся формулируют тему урока тему урока: «Участие граждан в политической жизни». Записывают тему в тетрадь. 2. Мотивационный момент. - Что такое политика? - Каждому из вас было предложено творческое домашнее задание - создать свой образ политики посредством коллажа и аргументировать свое видение политики. - У вас на столах лежат карточки. В каждой из них содержится определенная позиция, выражается отношение к участию в политической жизни своей страны. Выберите приемлемый для вас вариант. « + » - уверен(а) в необходимости моего участия в политической жизни страны. « ? » - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу; « - » - считаю, мое личное участие в политической жизни ненужным и необязательным. Результаты поместите на доске. Ответы детей: 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.) Проверка выполнения задания. Анализ полученных результатов. 3. Изучение нового материала. 15 мин. 3. Физминутка 2 мин 4. Практическая работаю 8 мин. - Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах……..,о выборах и референдумах, политическом участии и его формах. План урока: 1. Выборы, референдумы. 2. Право на равный доступ к государственной службе 3. Обращение в органы власти 4. Другие пути влияния на власть. 1. Выборы, референдумы. 1. - С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? Обратитесь за помощью к Конституции ( ст.32 п. 1) и сделай те вывод : 2. - Каковы формы участия граждан в политической жизни? -Запишите новые понятия в виде схемы Формы политического участия Непосредственное Опосредованное ( прямое) ( через представителей) Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, граждане определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц. Работа со ст. 32 п. 2 - вывод об активном и пассивном избирательном праве 2. История избирательного права в России уходит корнями в эпоху средневековья. В Древней Руси царила прямая демократия ( новгородское вече). Выборы и избирательные процедуры получают юридическое оформление в период формирования единого Московского государства: во-первых, Судебник Ивана III, появившийся в 1497 в нескольких пунктах оговаривал процедуры голосования среди населения, во-вторых, был создан Земский собор («собрание со всей земли»), где представители различных сословий имели право на голосование. Земский собор 1613 года, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков, крестьян «черных» волостей - избрание царя, земская реформа 1864 года, история парламентаризма в России… То есть избирательное право в России в разное время осуществлялось по-разному. - Перед вами пакет документов ( исторические документы о выборах, избирательном праве в разных странах в разные эпохи, информация современных СМИ). Ваша задача – познакомиться с ними и, на основе изучения, сравнения данных, на основе имеющегося социального опыта сформулировать принципы современного демократического избирательного права. 3.Активное избирательное право. Что такое активное избирательное право? Пассивное избирательное право. Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет. Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах. Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства. 4. Работа с кейсами. 1.Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор. 2.В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов. 3.Депутат от «Справедливой России» отметил в интервью: «Необходимо сделать обязательным участие граждан России в выборах. За уклонение от исполнения гражданского долга думцы хотят штрафовать на сумму до 3 тысяч рублей. Эта мера позволит резко повысить число голосующих». -Какую проблему иллюстрируют данные кейсы. Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан: Абсентеизм - уклонение от участия в выборах. Притча о Конфуции и плачущей женщине Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами. - Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма? - Выдвиньте свои предложения, как повысить избирательную культуру граждан. Чем раньше гражданин начнёт готовиться к роли избирателя, тем осознанней будет его гражданская позиция. -Как вы готовитесь к участию в политической жизни? Нужно помнить, что каждый человек может повлиять на исход выборов, любовь к своей стране, своей малой родине не оставит равнодушным к ее судьбе, поможет реализовать себя и в профессиональной и в общественной жизни.) - Какие выборы проводились последними ? 2. Право на равный доступ к государственной службе Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности. Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя. 3. Обращение в органы власти. - Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? - В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти? Ст. 29 п. 1 Конституции РФ 4. Другие пути влияния на власть. - Выполните задание Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано. 1) партия, 2) профсоюз, 3) спортивное общество, 4) общественно-политическое движение, 5) гражданское общество, 6) союз журналистов, 7) органы местного самоуправления - Что такое гражданское общество? Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений. К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций. Документ. Из статьи 31 Конституции Российской Федерации: «раждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». - На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание? (избирательном),…(предположения уч-ся). Учащиеся делают записи в тетрадях. Учащиеся делают вывод: ( работа с Конституцией РФ). Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся записывают новые понятия в тетрадь. Затем озвучивают результат. Обобщение информации, запись в тетради. Принцип всеобщего избирательного права Принцип равного избирательного права Принцип прямого избирательного права Принцип тайного голосования Принцип добровольного участия в выборах Принцип гласности Принцип альтернативности выборов Принцип обязательности выборов Принцип периодичности выборов Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя. Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни. Ответы учащихся Предполагаемые ответы учащихся: 1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие. 2. Отсутствие доверия к политикам. 3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов. 4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура. Выборы в органы ученического самоуправления. Работа с Конституцией ( ст. 32 п.5,6) Работа с Конституцией ( ст. 33) - индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.). - жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства , - заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии), - предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией. 3.Обобщение пройденного, рефлексия. - Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет. Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы. Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть, кто-то ставит своей целью стать Президентом страны. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным? - В начале урока вы, работая с карточками, делали выбор правильной, на ваш взгляд, позиции. Сделайте еще раз предложенное вам задание. 1. Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему? 2. Был ли урок полезен, почему? Учащимся предлагаю составить синквейн. Учитель проводит первичную рефлексию знаний: Что я запомнил? Что я нового для себя узнал? Что я знал ранее? В чем мои знания пополнились? Выставите себе оценки за работу на уроке. Ответы учащихся. Выполняют творческое задание учителя(синквейн). Учащиеся оценивают свою работу на уроке. 4. Домашнее задание. 2 мин. П. 6, Выберете одну из предложенных тем и напишите эссе: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Д. Нейтан. «Всякий народ живёт под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер Учащиеся записывают домашнее задание. 5. Подведение итогов урока. 1-2 мин. Закончить наш урок я хотела бы притчей В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx