Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Справедливость и равенство (Бакаева Е.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание (включая экономику и право)
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания) Обществознание. А.И.Краченко, Е.А.Певцова, 2008г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Справедливость и равенство»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Глава 4.Культура и духовная жизнь.57 урок
    Цель урока: выяснить понятия справедливости и равенства и сформировать умения оценивать поведение человека с позиции этих категорий.  
    Задачи урока: 
    Образовательные:
    - изучить исторические особенности развития понятия справедливости.
    - раскрыть относительность социальной справедливости;
    - сформировать понимание принципа справедливости.
    Развивающие:
    - развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию; 
    Воспитывающие:
    - воспитание у учащихся собственной мировоззренческой позиции.
    Планируемые результаты: Научатся: оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости; разбираться в понятии справедливости. 
    Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, раздаточный материал.
    Содержание урока:
    Ход урока.
    1.Организационный момент.
    2.Проверка домашнего задания. (Практикум письменная работа)
    3.Работа над новой темой.
    Прочтите притчу и постарайтесь сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока. (Обучающиеся получают текст притчи и работают над ним)
    Однажды люди, изученные несправедливостью к себе и доведённые до отчаяния, пришли к мудрецу и спросили:
    - О, Великий мудрец! Где только мы не искали справедливости, к кому только не обращались, да всё безрезультатно. Ни Бог не внемлет нашим молитвам, ни царь не слышит наших жалоб. Подскажи нам, Мудрец, есть ли на Земле Справедливость, и как нам её найти?
    Послушал Мудрец несчастных людей и сказал:
    - Справедливость невозможно вымолвить, выпросить или купить. Справедливость – это трофей, который добывается только в бою.
     - Но в бою мы можем проиграть и даже погибнуть, так и не вкусив справедливости, - зароптали ходоки, на что Мудрец сказал: 
    - Об этом не беспокойтесь. Справедливость вкушают и победители, и проигравшие: первые – в качестве награды, а последние – в наказание.
    (Ответы обучающихся)
           Правильно, на уроке рассмотрим тему «Справедливость и равенство». (Слайд №1) Наша цель выяснить понятия справедливости и равенства и сформировать умения оценивать поведение человека с позиции этих категорий.  
            А задачи, которые нам необходимо будет решить: 
    - изучение исторических особенностей развития понятия справедливости.
    - раскрытие относительности социальной справедливости;
    - формирование понимания принципа справедливости.
         Сегодня на уроке у нас очень интересная и глубокая тема, она очень сложна по восприятию, но очень важна. Очень часто мы в жизни сталкиваемся с понятиями справедливость, равенство. Мы говорим справедливый человек или полная несправедливость. Часто восклицаем: «Где же справедливость»? На данном уроке мы попробуем поразмышлять над этими понятиями и определить свои позиции. При этом у каждого из нас будет своя собственная позиция по этим вопросам. Наш сегодняшний урок – это урок дискуссия, когда мы будем обмениваться мнениями, мы научимся отстаивать свою позицию, если мы не согласны с позицией выступающего, то надо открыто выступить с критикой и аргументировать ее.
    Посмотрите правила ведения дискуссии: (слайд № 2)
    - говорите здесь и сейчас; 
    - выступать можно только с разрешения ведущего; 
    - в дискуссии должны участвовать все; 
    - каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться; 
    - обсуждению подлежат все без исключения позиции; 
    - постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения; 
    - критикуйте не оппонентов, а их идеи; 
    - в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов; 
    - в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги. 
     Эпиграфом урока служит изречение «Сила – это ещё не справедливость, а справедливость – это сила»
      По словарю В.И. Даля найдите толкование слова «справедливость». (Работа со словарём)
     Этимологически русское слово «справедливость» происходит от слова «правда», оно родственно слову «праведность». Слово «правда» в старинном значении означало закон. Великий русский мыслитель-энциклопедист В.И. Даль толкует это понятие косвенно следующим образом. "Справедливый, правильный, сделанный законно, по правде, по Совести, по правоте – человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный. Справедливый слух, сказанье – истинный, основательный, не вымышленный. Всё это справедливо, правда, истина, всё так, верно. Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость". Таким образом, Даль во многом отождествляет понятия "Правда", "Добро", "Совесть"и"Справедливость".
       Платон и Аристотель рассматривали справедливость как общественную добродетель. Аристотель различал два вида справедливости: распределение почестей и материальных благ между гражданами по заслугам и уравнение сторон, участвующих в обмене, независимо от критерия достоинства. Современные философы сравнивают справедливость с истиной.
         С понятиями «справедливость», «равенство» человек сталкивается с детства. Но с философской точки зрения справедливость и равенство имеют конкретно-исторический характер и являются духовно-нравственными категориями. Это означает, что на каждом этапе исторического развития содержание понятий было различным. Как же на протяжении веков менялись представления о справедливости? (Обучающиеся приводят примеры из истории, можно воспользоваться материалом на стр. 130-131)
    Задание «око за око, зуб за зуб» (слайд № 3)
    Подумайте:
    1) Можно ли считать, что убийство человека в ответ на другое убийство является справедливым? Разве справедливость связана с насилием и злом?
    2) Как связаны между собой равенство и справедливость? Если в обществе распределение материальных благ будет осуществляться поровну для всех, т.е. на условиях равенства, можно ли считать это справедливым?
    3) Может ли различаться понимание справедливости у разных людей, живущих в одном государстве? От чего это зависит?
    Завершая сегодняшнюю дискуссию, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы думаете, трудно ли быть справедливым? Какие мерила для этого нужны? (Честный, мудрый, терпеливый, добрый, щедрый, смелый и т.д.)
    Вспомним, правила составления синквейна (слайд № 4) Первый вариант составляет синквейн  со словом РАВЕНСТВО, второй вариант – РАВЕНСТВО. 
    Справедливость
    Честная, неподкупная
    Борется, устанавливается, побеждает
    Справедливость – это божий дар.
    Цель
    
    Равенство
    Правовое, недостижимое
    уменьшается, исчезает, возрождается
    Полное равенство недостижимо.
    Мираж
    
     Выберите тему для написания эссе: (слайд № 5)
    Справедливость предполагает за равное деяние равную плату.  
    Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми – чинящих произвол, нарушающих права других людей.
    Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым. Гюго                                        
    Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду, как свою.                        Солон.
    Быть несправедливым к себе так же трудно, как быть справедливым к другим. Лемель                                              
    Справедливость — вот добродетель душ великих.      Платон   
    Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.                     Цицерон   
    Первейшее равенство – справедливость. Гюго  
    Равенства трудно достичь потому; что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас.         А. Бек  
    Поведём итоги урока. (самооценка, взаимооценка)
    Внимательно прочитайте слова русского философа И.А. Ильина. Пусть эти слова станут для вас нравственным мерилом при принятии справедливого решения. (слайд № 6)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку