Название предмета: Обществознание (включая экономику и право) Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания) Обществознание. А.И.Краченко, Е.А.Певцова, 2008г Уровень обучения: базовый Тема урока: «Справедливость и равенство» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Глава 4.Культура и духовная жизнь.57 урок Цель урока: выяснить понятия справедливости и равенства и сформировать умения оценивать поведение человека с позиции этих категорий. Задачи урока: Образовательные: - изучить исторические особенности развития понятия справедливости. - раскрыть относительность социальной справедливости; - сформировать понимание принципа справедливости. Развивающие: - развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию; Воспитывающие: - воспитание у учащихся собственной мировоззренческой позиции. Планируемые результаты: Научатся: оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости; разбираться в понятии справедливости. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, раздаточный материал. Содержание урока: Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. (Практикум письменная работа) 3.Работа над новой темой. Прочтите притчу и постарайтесь сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока. (Обучающиеся получают текст притчи и работают над ним) Однажды люди, изученные несправедливостью к себе и доведённые до отчаяния, пришли к мудрецу и спросили: - О, Великий мудрец! Где только мы не искали справедливости, к кому только не обращались, да всё безрезультатно. Ни Бог не внемлет нашим молитвам, ни царь не слышит наших жалоб. Подскажи нам, Мудрец, есть ли на Земле Справедливость, и как нам её найти? Послушал Мудрец несчастных людей и сказал: - Справедливость невозможно вымолвить, выпросить или купить. Справедливость – это трофей, который добывается только в бою. - Но в бою мы можем проиграть и даже погибнуть, так и не вкусив справедливости, - зароптали ходоки, на что Мудрец сказал: - Об этом не беспокойтесь. Справедливость вкушают и победители, и проигравшие: первые – в качестве награды, а последние – в наказание. (Ответы обучающихся) Правильно, на уроке рассмотрим тему «Справедливость и равенство». (Слайд №1) Наша цель выяснить понятия справедливости и равенства и сформировать умения оценивать поведение человека с позиции этих категорий. А задачи, которые нам необходимо будет решить: - изучение исторических особенностей развития понятия справедливости. - раскрытие относительности социальной справедливости; - формирование понимания принципа справедливости. Сегодня на уроке у нас очень интересная и глубокая тема, она очень сложна по восприятию, но очень важна. Очень часто мы в жизни сталкиваемся с понятиями справедливость, равенство. Мы говорим справедливый человек или полная несправедливость. Часто восклицаем: «Где же справедливость»? На данном уроке мы попробуем поразмышлять над этими понятиями и определить свои позиции. При этом у каждого из нас будет своя собственная позиция по этим вопросам. Наш сегодняшний урок – это урок дискуссия, когда мы будем обмениваться мнениями, мы научимся отстаивать свою позицию, если мы не согласны с позицией выступающего, то надо открыто выступить с критикой и аргументировать ее. Посмотрите правила ведения дискуссии: (слайд № 2) - говорите здесь и сейчас; - выступать можно только с разрешения ведущего; - в дискуссии должны участвовать все; - каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться; - обсуждению подлежат все без исключения позиции; - постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения; - критикуйте не оппонентов, а их идеи; - в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов; - в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги. Эпиграфом урока служит изречение «Сила – это ещё не справедливость, а справедливость – это сила» По словарю В.И. Даля найдите толкование слова «справедливость». (Работа со словарём) Этимологически русское слово «справедливость» происходит от слова «правда», оно родственно слову «праведность». Слово «правда» в старинном значении означало закон. Великий русский мыслитель-энциклопедист В.И. Даль толкует это понятие косвенно следующим образом. "Справедливый, правильный, сделанный законно, по правде, по Совести, по правоте – человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный. Справедливый слух, сказанье – истинный, основательный, не вымышленный. Всё это справедливо, правда, истина, всё так, верно. Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость". Таким образом, Даль во многом отождествляет понятия "Правда", "Добро", "Совесть"и"Справедливость". Платон и Аристотель рассматривали справедливость как общественную добродетель. Аристотель различал два вида справедливости: распределение почестей и материальных благ между гражданами по заслугам и уравнение сторон, участвующих в обмене, независимо от критерия достоинства. Современные философы сравнивают справедливость с истиной. С понятиями «справедливость», «равенство» человек сталкивается с детства. Но с философской точки зрения справедливость и равенство имеют конкретно-исторический характер и являются духовно-нравственными категориями. Это означает, что на каждом этапе исторического развития содержание понятий было различным. Как же на протяжении веков менялись представления о справедливости? (Обучающиеся приводят примеры из истории, можно воспользоваться материалом на стр. 130-131) Задание «око за око, зуб за зуб» (слайд № 3) Подумайте: 1) Можно ли считать, что убийство человека в ответ на другое убийство является справедливым? Разве справедливость связана с насилием и злом? 2) Как связаны между собой равенство и справедливость? Если в обществе распределение материальных благ будет осуществляться поровну для всех, т.е. на условиях равенства, можно ли считать это справедливым? 3) Может ли различаться понимание справедливости у разных людей, живущих в одном государстве? От чего это зависит? Завершая сегодняшнюю дискуссию, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы думаете, трудно ли быть справедливым? Какие мерила для этого нужны? (Честный, мудрый, терпеливый, добрый, щедрый, смелый и т.д.) Вспомним, правила составления синквейна (слайд № 4) Первый вариант составляет синквейн со словом РАВЕНСТВО, второй вариант – РАВЕНСТВО. Справедливость Честная, неподкупная Борется, устанавливается, побеждает Справедливость – это божий дар. Цель Равенство Правовое, недостижимое уменьшается, исчезает, возрождается Полное равенство недостижимо. Мираж Выберите тему для написания эссе: (слайд № 5) Справедливость предполагает за равное деяние равную плату. Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми – чинящих произвол, нарушающих права других людей. Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым. Гюго Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду, как свою. Солон. Быть несправедливым к себе так же трудно, как быть справедливым к другим. Лемель Справедливость — вот добродетель душ великих. Платон Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон Первейшее равенство – справедливость. Гюго Равенства трудно достичь потому; что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас. А. Бек Поведём итоги урока. (самооценка, взаимооценка) Внимательно прочитайте слова русского философа И.А. Ильина. Пусть эти слова станут для вас нравственным мерилом при принятии справедливого решения. (слайд № 6)
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docxАвтор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Презентация к уроку.pptx