Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Нравственные категории и их реализация в жизни (Биешева Д.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания):  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово»,  2008 год.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема семинарского занятия: «Нравственные категории и их реализация в жизни»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
    Место урока в системе уроков по теме: завершает раздел «Культура и духовная жизнь» 
    Цель урока: развитие самостоятельности мышления, творческой активности обучающихся,  анализ ценностей, значимых  в российском обществе.
    Задачи урока:
     1. Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий культура, мораль, этика, нравственность, базовые национальные ценности
    2. Развивающая:  развитие умения  обобщать, логически излагать свои мысли;
    3. Воспитательная: способствовать формированию нравственной позиции 
    Планируемые результаты: 
    1. сформировать представления об основных понятиях урока
    2. развивать способности к анализу, обобщению
    3.  формирование умения корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
    Техническое обеспечение урока: -
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): 
    
    Содержание урока
    1.Организационный момент. Приветствие.
    2.  Выступления обучающихся.
    3. Рефлексия.
    4. Подведение итогов урока. 
                                                                               Неандертальский человек ещё сидит 
                                                                                в каждом из нас и для его проявления 
    достаточно снять культурные одежды. 
    Э.Мунье
    
    1.Организационный момент. Приветствие.
    2. Вступительное слово учителя
    В повседневной жизни реализация нравственных категорий, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые интересы и цели своей жизни и поведения. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобретают у него демонстративный и приспособленческий характер  и не затрагивают действительного содержания его внутреннего мира. Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором необходимого для жизни: денег, удобств, например. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом открывает личности многое  (добро, милосердие, уважение, честь и достоинство и др.),  которые закрыты, зачастую забыты за повседневными делами. И только нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта. Теперь обратимся к эпиграфу урока. Какие культурные одежды имел в виду Э.Мунье? 
    (варианты ответов обучающихся) 
    3. Выступления обучающихся с заранее разработанными темами.
    1) Мораль в жизни людей.
    2) Мир нравственных категорий.
    - добро и зло
    - совесть и стыд
    -  честь и достоинство
    - счастье, критерии счастья
    - содержание «золотого правила нравственности», его трактовка в различных культурных традициях 
    -  полезность и успешность в современной морали 
    3) Особенности общения в Интернете 
    4) Базовые национальные ценности 
    
    
    4. Заключительное слово учителя
     
     Таким образом, мы можем сказать, что именно  нравственность выражает человеческое в человеке. Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни. Давайте мы с вами составим свой рейтинг ценностей, и каждый увидит, в чем он видит источники нравственности. 
    (Ребята составляют рейтинг)
    
    5. Рефлексия
    Передавая мячик соседу, произнесите в его адрес самое нужное, самое доброе слово, связанное после нашего с вами разговора.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc