Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Нравственные категории и добродетели (Пикалова Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание (включая экономику и право).  
    Класс: 11
    УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема раздела: Культура и духовная жизнь (12 часов)
    Тема урока: Нравственные категории и добродетели. (1 час)
    Место урока в системе уроков по теме: тема изучается в курсе обществознание в 6, 7классах, в курсе ОРКНР в 5 классе. В  11 -  выпускном, как бы подводится итог не только в познаниях по теме, но и в поведенческом аспекте. Данная тема вызывает интерес обучающихся с точки зрения морально - нравственных поступков в связи с их "выходом" в "большую жизнь" и носит характер лично значимой. В связи с выше сказанным данную тему целесообразно отрабатывать в форме лабораторно - практического занятия.  Работа над данной темой помогает решать задачи социализации и нравственного воспитания личности.
    Цель урока: углубление и коррекция знаний о нравственных категориях и добродетелях, о их роли и значении в жизни отдельно взятого  человека и общества в целом.
    Задачи урока:
    Предметная: углубить знания об основных нравственных категориях и добродетелях, об их сущности, структуре и содержании, обосновать их значение в обществе. 
    Метапредметная: способствовать формированию умений анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений; анализировать источники, извлекая из них новые факты, строить доказательства, делать выводы; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
    Коммуникативная: способствовать формированию чёткого представления о ценностях общества, о необходимости соотношения и  подчинения  собственных установок, целей и задач общечеловеческим.
    
    Планируемые результаты: Выпускник научится: использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению.
     Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
    
    Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление знаний).
    Форма урока:  лабораторно-практическое занятие.
    Оборудование: учебник "Обществознание" 11 класс, доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для групп, схема.
    Словарь урока: нравственные категории, добродетели, добро, зло, долг, стыд, совесть, свобода, милосердие. 
    Ход урока.
    1. Организационно - мотивационный этап.
    Восточная притча.
    Давным - давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?"
    Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.  
    Улыбаясь он подошёл к мастеру и спросил: 
    - Скажи, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
    
    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
    В: А что  ответил мастер своему ученику? 
    Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Ученик сам решал  судьбу бабочки? 
    Значит, ученик был свободен в своём поведении?  А знаете ли вы, что такое свобода? (После предположений учащихся)
    Не глядя на руки ученика, мастер ответил: 
    - Всё в твоих руках.
    Как вы поняли слова мастера?
    Человек всегда может сделать выбор. 
    Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». 
    
    И действительно, всё в наших руках. И то как мы сами будем жить, и то как будем относиться к окружающим нас людям и как они будут относиться к нам. 
    Но для этого нужно не только понять, что такое зло и что такое добро. Нужно ещё и поступать по доброму к людям. 
    В: Вспомните "золотое право нравственности".
    "Поступай к людям  так, как хочешь, чтобы поступали к тебе"
    
    В: Можно ли "измерить" нравственность? А как, чем?
    
    Составной частью нравственности являются добродетели.
    В: Скажите, как вы понимаете слово "добродетели"?
    
    (После ответов учащихся)
    
    В: О чём сегодня на уроке мы будем узнавать?
    В: Как мы сформулируем тему урока? 
    Тема: (учащиеся) Нравственность и добродетели.
    В: Какие цели и задачи мы можем себе поставить?
    
    (После ответов учащихся)
    Цель и задачи:
    - узнать больше о нравственных категориях и добродетелях, определить какова их роль в жизни каждого человека и общества в целом; учиться мерить свои поступки с точки зрения нравственности.
    Проблема: Возможно ли и необходимо ли оставаться моральным человеком в аморальном обществе, коллективе? Ответ обоснуйте и приведите пример из истории.
    2. Изучение нового материала: Вступление:
    Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
    Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Для того чтобы регулировать процессы, происходящие в обществе, существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия . Государство может одобрить, осудить и наказать человека за его деятельность. Это правовая или государственная оценка. А что такое нравственная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что?
    План изучения нового материала.
    1. Понятие и структура нравственных категорий:
    2. Виды нравственных категорий.
    3. Основные нравственные категории.
    4. Добродетель и порок.
    5. Долг, стыд и совесть
    6. Свобода и моральный выбор.
    7. Милосердие.
    
    1. Понятие и структура нравственных категорий.
    НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы. (слайд)
    2. Виды нравственные категории. 
    -Назовите основные  требования и нормы нравственности. Какие из них вам представляются самыми важными? Почему?
    - Охарактеризуйте их функции.
    - А что такое нравственность? (ответы детей)
    Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни (слайд)
    Выделяют два вида нравственных категорий: позитивные и негативные. (слайд)
    
    3. Основные нравственные категории.
    Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):
    - добро и зло
    - добродетель
    -стыд
    -совесть
    -свобода
    -милосердие
    Работа в группах
    1 группа: "Что люди называют добром" И. Г. Чернышевский.
    2 группа: “Что люди называют добродетелью”. Из новой философской энциклопедии.
    3 группа:  “Что значит “поступать по совести?”
    4 группа: Притча о блудном сыне.
    
    Группа 1. Работа с дополнительным материалом
     “Что люди называют добром”. Прочтите и ответьте на вопросы.
    И. Г. Чернышевский (1828—1889) — русский мыслитель, литературный критик, публицист.
    Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом... Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.
    Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии//Антология мировой философии. - М., 1972.—Т. 4.—С. 241—242.
    Задания к тексту.
    1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых?
    2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой?
    3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?
    4. Как вы думаете, может ли существовать только добро в обществе?
    
    Группа 2. Работа с дополнительным материалом.  “Что люди называют добродетелью”. Прочтите и ответьте на вопросы.
    Из новой философской энциклопедии.
    Добродетель (лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро, делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.
    Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости,   мужества, умеренности. По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность стала в европейской этике рассматриваться как первая среди кардинальных добродетелей. Она совпадает с умением человека находить конкретные пути и средства для достижения нравственно прекрасных целей; она не тождественна изобретательности ума: последняя становится рассудительностью только в соединении с добром; изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью.  Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость.
    Вопросы:  Что подразумевает под собой добродетельность? 2. Приведите конкретные примеры проявления и добродетели? 3. Исходя из определения добродетели, сделайте вывод о том, что такое “порок”. 4. Почему люди, зная о добродетелях, поступают порочно?
    
    Группа 3.  Работа с дополнительным материалом - “Что значит “поступать по совести?"   Прочтите и ответьте на вопросы.
    Э. Фромм (1900—1980) — немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог
    Нет более гордого заявления, чем сказать: “Я буду поступать по совести”. На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. <...> Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.
    Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.
    Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.
    Вопросы: 1. Как вы понимаете слова о том, что, “если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути”? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наиболее убедительной и почему? 
    Группа 4.  Работа с дополнительным материалом Притча о блудном сыне. Прочтите и ответьте на вопросы. 
    У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Дай мне мою часть наследства”. И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: “Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном”.
    Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: “Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями”. Отец ответил: “Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться”.
    Вопросы:
    1. Что такое милосердие, прощение?
    2. Какие чувства раскрывает эта притча?
    3. От чего зависит милосердие?
    На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем выступают представители групп, докладывающие о результатах своей работы. Выступающему могут быть заданы вопросы.
    Закрепление изученного материала.
    Учитель: Итак, мы вспомнили основные понятия нравственности, познакомились с критериями, по которым ставится нравственная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях. Дети работают в тетрадях и через три минуты представляют свой словесный портрет (ответы детей).
       Понятно, что знание норм нравственности ещё не означает нравственность личности. Нравственная культура личности будет различна у разных людей. 
    В: Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний) (слайд )
    В: Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?
    - Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать? (ответы детей)
    
    В: Проговорите Золотое правило нравственности. Как давно оно появилось? Почему, ваше мнение.
    Золотое правило нравственности.
    Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: “Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!”  (слайд)
    Рефлексия.
    Я предлагаю Вам всегда поступать в своих делах по принципу "Не делай людям зла, не получишь его от них". И если все мы будем так поступать - мир станет МИЛОСЕРДНЫМ.
     На этом мы закончим наш урок. Но имейте в виду, на уроке мы "пропустили" характеристику таких нравственных категорий, как " свобода, и " милосердие". Пусть это будет Вашим самостоятельным заданием.
    Домашнее задание: §14, словарь урока, задания под звёздочкой (№5 - 8) по выбору
    К ЕГЭ.							 
     «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни»                              Древняя мудрость
    			
    «Мораль- грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво» Л.Берне
    				 
     «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается» Гегель
    							
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку