Название предмета: Обществознание Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово», 2008 год. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Этическая основа культуры Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час Место урока в системе уроков по теме: 1 урок раздела «Культура и духовная жизнь» Цель урока: Раскрыть особенности понимания культуры и ее этической основы, научить анализировать ценности, значимые в конкретном обществе. Задачи урока: 1. Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий культура, мораль, этика, нравственность 2. Развивающая: развивать умения сравнивать данные понятия, находить общее и различное; 3. Воспитательная: формирование уважительного отношения к мнению других людей Планируемые результаты: 1. Сформировать знания об основных понятиях урока 2. Развитие умения развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; 3. формирование нравственных качеств личности через расширение представлений о ценностях Техническое обеспечение урока: - Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): карточки Содержание урока 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Актуализация опорных знаний 3. Изучение новой темы 3.1. Беседа 3.2 Динамическая пауза 3.3 Работа с источником (учебником) 4. Закрепление. Применение теоретических положений в решении задачи 7. Рефлексия 8. Подведение итогов урока. 9. Домашнее задание. 1. Организационный момент. Приветствие 2. Актуализация опорных знаний Обучающимся предлагаются карточки с высказываниями о культуре, объяснив которые ребята делают вывод, что значение этого слова многообразно: это и нравственные качества человека, и правила поведения, достижения в науке, образование, исторические эпохи и т.д. Культура - это мера человечности в человеке. (Карл Маркс) Культура - великий учитель того, как следует жить. (Дина Дин) Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. (Лорд Раглан) Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для инженера и медика. Все вместе науки формируют культуру, ее идеологию - мировоззрение. (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин) Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа. (Федор Абрамов) В войне между цивилизациями потери несет культура. (Самюэль Хантингтон) После этого обучающиеся вспоминают сферы общественной жизни и выясняют, что культура относится к духовной сфере. Вновь вернувшись к высказываниям, приходят к выводу, что культура является основой духовной сферы. 3. Изучение новой темы 3.1 Беседа - Что мы имеем в виду, когда говорим — о культуре поведения школьника, — о культуре слова депутата — о культуре Древней Греции? Отвечая на эти вопросы, ребята выясняют, что стержнем культуры выступают ценности. «Собери определение» - предлагаются ключевые слова, из которых составляется определение «ценности» «+» или «-» + значимость +объекты +окружающий мир + человека + … (Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом) - Ценностями называются наши представления о чем-то предпочитаемом как о благе. На доске прикреплены карточки со словами. Обучающиеся выходят к доске, снимают карточку со словом, дают определение. Если какое- то слово вызывает затруднение, обращаются к словарям. Истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода. Ребятам можно предложить составить рейтинг ценностей (какую ценность поставят на 1 место, какую – на второе и так по нисходящей), систематизировать мнения и увидеть, что представляет для них наивысшую ценность. 3.2 Динамическая пауза. - Зарядка для глаз. Глазными яблоками произведите максимально сильное вращение по часовой стрелке и против нее. Сильно сожмите веки, а затем широко откройте глаза. Сделайте это упражнение по 5 раз. Закройте глаза и легонько погладьте веки от внутренних углов глаз к наружным. - "Сова". Возьмитесь за плечо и сильно надавите на него. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь, дышите глубоко, мышцы расслабьте. Возьмитесь за другое плечо и повторите упражнение. 3.3 Работа с источником (учебником) Задание: прочитать 98- 99 страницы учебника, узнать, как в реальной жизни отдельные ценности могут пересекаться друг с другом; выяснить, совпал ли ваш рейтинг с мнением автора учебника. - История развития этических взглядов человечества показывает, что понятие этики не оставалось одним и тем же на протяжении истории человечества. Тенденцией в развитии этических понятий было расширение круга лиц, о которых надлежало проявлять заботу. Известный философ А. Швейцер объяснил этику «как ответственность за все, что живет». В 1913 г. он бросил блестящую карьеру и уехал в джунгли Центральной Африки. Своими руками построил больницу для африканского населения, оставшись в ней работать. Он считал, что предназначение человека заключается в том, чтобы помогать жизни, терпящей бедствие. Прочитав материал параграфа, ученики самостоятельно разбираются, чем различаются между собой часто употребляемые в речи слова: «мораль», «этика», «нравственность». Классу предлагается выполнить задание: - выписать в тетрадь особенности, присущие моральным нормам; - привести в пример поступок человека, одобряемый с точки зрения моральных норм; - привести в пример поступок человека, не одобряемый с точки зрения моральных норм. 4. Закрепление Можно рассмотреть старинную китайскую притчу, которая приведена в учебнике. Один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины. - Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. - Конечно, нет! — ответил юноша. - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет... -Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Ученикам предлагается прокомментировать эту притчу с позиции этики. 5. Рефлексия Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу: Урок дал мне для жизни……… Меня удивило………………… Теперь я могу……………………….. Было интересно…………………… Я понял (а), что……………………………. Было трудно……………………………… Я попробую……………………………….. Я выполняла задания…………………….. 6. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали. 7. Домашнее задание. П.12, задания к параграфу, написать эссе на тему: «Является ли свобода осознанной необходимостью?»
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc