Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Этическая основа культуры (Биешева Д.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания):  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово»,  2008 год.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Этическая основа культуры
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок раздела «Культура и духовная жизнь» 
    Цель урока: Раскрыть особенности понимания культуры и ее этической основы, научить анализировать ценности, значимые  в конкретном обществе.
    Задачи урока: 1. Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий культура, мораль, этика, нравственность
    2. Развивающая: развивать умения сравнивать данные понятия, находить общее и различное;
    3. Воспитательная: формирование уважительного отношения к мнению других людей
    Планируемые результаты: 
    1. Сформировать знания об основных понятиях урока
    2. Развитие умения развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
    3.  формирование нравственных качеств личности  через расширение представлений о ценностях
    Техническое обеспечение урока: -
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): карточки
    
    Содержание урока
    1.Организационный момент. Приветствие.
    2.  Актуализация опорных знаний
    3. Изучение новой темы
    3.1. Беседа 
    3.2  Динамическая пауза
    3.3 Работа с источником (учебником)
    4. Закрепление. Применение теоретических положений в решении задачи
    7. Рефлексия
    8. Подведение итогов урока. 
    9. Домашнее задание.  
    
    
    
    1. Организационный момент. Приветствие
    2. Актуализация опорных знаний
    Обучающимся предлагаются карточки с высказываниями о культуре, объяснив которые ребята делают вывод, что значение этого слова многообразно: это и нравственные качества человека, и правила поведения, достижения в науке, образование, исторические эпохи и т.д.
    
          Культура - это мера человечности в человеке. (Карл Маркс)
         Культура - великий учитель того, как следует жить. (Дина Дин)
        Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. (Лорд Раглан) 
        Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для инженера и медика. Все вместе науки формируют культуру, ее идеологию - мировоззрение. (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин)
       Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа.   (Федор Абрамов)
       В войне между цивилизациями потери несет культура. (Самюэль Хантингтон)
    После этого обучающиеся вспоминают сферы общественной жизни и выясняют, что культура относится к духовной сфере. Вновь вернувшись к высказываниям, приходят к выводу, что культура является основой духовной сферы. 
    3. Изучение новой темы
    3.1 Беседа
    - Что мы имеем в виду, когда говорим
    — о культуре поведения школьника,
     — о культуре слова депутата
     — о культуре Древней Греции?
     Отвечая на эти вопросы, ребята выясняют, что стержнем культуры выступают ценности.
    
    «Собери определение» - предлагаются ключевые слова, из которых составляется определение «ценности»
    «+» или «-» + значимость +объекты +окружающий мир + человека + … 
    (Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества  в целом)
       -  Ценностями называются наши представления о чем-то предпочитаемом как о благе. 
    На доске прикреплены карточки со словами. Обучающиеся выходят к доске, снимают карточку со словом, дают определение. Если какое- то слово вызывает затруднение, обращаются к словарям.  
    Истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода. 
    Ребятам можно предложить составить рейтинг ценностей (какую ценность поставят на 1 место, какую – на второе и так по нисходящей), систематизировать мнения и увидеть, что представляет для них наивысшую ценность. 
    
    3.2  Динамическая пауза. 
    -	Зарядка для глаз.
    Глазными яблоками произведите максимально сильное вращение по часовой стрелке и против нее. Сильно сожмите веки, а затем широко откройте глаза. Сделайте это упражнение по 5 раз. Закройте глаза и легонько погладьте веки от внутренних углов глаз к наружным.
    -	"Сова". 
    Возьмитесь за плечо и сильно надавите на него. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь, дышите глубоко, мышцы расслабьте. Возьмитесь за другое плечо и повторите упражнение.
    
    
    3.3  Работа с источником (учебником)
    Задание: прочитать 98- 99 страницы учебника, узнать, как в реальной жизни отдельные ценности могут пересекаться друг с другом; выяснить, совпал ли ваш рейтинг с мнением автора учебника.
    -  История развития этических взглядов человечества показывает, что понятие этики не оставалось одним и тем же на протяжении истории человечества. Тенденцией в развитии этических понятий было расширение круга лиц, о которых надлежало проявлять заботу. Известный философ А. Швейцер объяснил этику «как ответственность за все, что живет». В 1913 г. он бросил блестящую карьеру и уехал в джунгли Центральной Африки. Своими руками построил больницу для африканского населения, оставшись в ней работать. Он считал, что предназначение человека заключается в том, чтобы помогать жизни, терпящей бедствие. 
     Прочитав материал параграфа, ученики самостоятельно разбираются, чем различаются между собой часто употребляемые в речи слова: «мораль», «этика», «нравственность».
     Классу предлагается выполнить задание:
     - выписать в тетрадь особенности, присущие моральным нормам;
     - привести в пример поступок человека, одобряемый с точки зрения моральных норм;
     - привести в пример поступок человека, не одобряемый с точки зрения моральных норм. 
    4. Закрепление
     Можно рассмотреть старинную китайскую притчу, которая приведена в учебнике.
      Один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины.
     - Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
     - Конечно, нет! — ответил юноша.
     - А воровать?
     - Нет.
     - А убивать?
     - Нет...
     -Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!
      Ученикам предлагается прокомментировать эту притчу с позиции этики.
    5. Рефлексия
    Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:
    Урок дал мне для жизни………
    Меня удивило…………………
    Теперь я могу………………………..
    Было интересно……………………
    Я понял (а), что…………………………….
    Было трудно………………………………
    Я попробую………………………………..
    Я выполняла задания……………………..
    6. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали. 
    7. Домашнее задание. П.12, задания к параграфу, написать эссе на тему: «Является ли свобода осознанной необходимостью?»
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc