План конспект семинарского занятия Предмет: обществознание Класс: 11 УМК: «Обществознание», А.И. Кравченко Уровень обучения: базовый Учебная тема: «Проблемы в поведении человека в обществе» Педагогическая идея урока: « Молодежь – обновляющая сила» И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук. Цели учебного занятия: Сформировать знания о возрастных рамках молодежной социальной группы, о психологических особенностях юношества и главные особенности молодости как особого периода жизни человека. Задачи: Научить выделять социальные роли молодежи в современном мире, называть основные черты субкультуры молодежи и давать определения гражданской дееспособности и выделять ее основные положения. Научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать текст и сопоставлять позицию автора с собственной точкой зрения. Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала. Вид учебного занятия: семинарское занятие. Вопросы к семинару для учащихся. 1. Особенности молодежи как социальной группы. 2. Социализация молодых людей. Литература: Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2012, §18 Кравченко А. И. Введение в социологию. - М., 1999. - Гл. 4. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Литовченко. - СП6., 1996. - Гл. III, VIII. Оборудование: ЭУП № 10 «Обществознание» Диск № 2, тема «Молодежь в современном мире» Ход урока: Этап урока: План: Виды деятельности УМК учителя учащихся Организационный этап Психологическая настроенность на занятие, нацеливает на основные задачи урока Настраиваются на работу Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 1. Молодежь в современном мире Дает введение в проблему путем организации познавательной деятельности учащихся путем решения познавательных задач о молодежи как возрастной и социальной группе ( возрастные рамки, психологические и физиологические особенности, характерные черты молодежного сознания и поведения) Участие в беседе, решение познавательных ситуаций, обсуждение поставленных проблем Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2012, §18 Этап усвоения новых знаний Организует работу с документом « Молодежь – обновляющая сила» Работают с документом, отвечают на поставленные вопросы ЭУП «Обществознание» Диск № 2, тема «Молодежь в современном мире», папка «Хрестоматия» Текст см. в приложении 2. Молодые граждане: права и обязанности Ведет беседу по правам и обязанностям молодых людей в РФ Участвуют в обсуждении поставленных проблем Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2012, §18 3. Образование и начало трудовой деятельности Организует просмотр видеофрагмента «Образование молодежи» и обсуждение сюжета (2-3 минуты) Дают анализ высказываний об отношении молодежи к труду и анализируют таблицу «Безработица среди молодежи в разных странах мира. 1998 г.» ЭУП «Обществознание» Диск № 2, тема «Молодежь в современном мире», раздел 3 «Образование» Раздел 4, таблицы 4. Молодежная культура Организует обобщение и формулирование общих черт молодежной субкультуры Сообщения учащихся (2-3 минуты) о неформальных молодежных группах (панках, рокерах, скинхедах и т.д. ) Дополнительная литература, ресурсы Интернет 5. Проблемы молодежи Организует просмотр видеосюжетов «Алкоголизм», «Курение», «Наркомания» Обсуждают проблему «Почему субкультура молодежи ассоциируется с этими вредными явлениями?» ЭУП «Обществознание» Диск № 2, тема «Молодежь в современном мире», раздел 6, видео Этап рефлексии 1 вариант: Устное комментирование: «Что мне нравится в моем возрасте, и что нет» или 2 вариант: Домашнее эссе на тему: «Легко ли быть молодым?» ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы для беседы: 1) Назовите, какие права и обязанности обретает молодой гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия. 2) Проанализируйте пословицы: «Молодо-зелено – погулять велено», «Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза», «Молод бывал – и со грехом живал». 3) Социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров. Как вы понимаете это выражение? 4) Назовите социальные роли молодого человека. 5) Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи «не живет, а проживает; не работает, а подрабатывает; не делает, а делает вид». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что вы можете сказать по поводу отношения к труду молодежи? 6) Охарактеризуйте статусную символику современной молодежи. Объясните, почему молодежная субкультура ассоциируется с тремя явлениями – символами: наркотиками, сексом и насилием. 7) Известно, что появившиеся в 1960- е годы хиппи были радикально настроены по отношению к существующему строю и пассивно выступали против ценностей буржуазного общества. Однако спустя 20 лет все они превратились в умеренных и законопослушных граждан, прекрасных семьянинов юристов, врачей. Чем вы можете объяснить эти перемены? 8) Какой процесс составляет главную особенность молодости как особого периода жизни человека? Какую роль в социализации играет образование? 9) Почему некоторые взрослые в наше время стремятся стать похожими на молодежь, и в чем это выражается? 10) Почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке? 11) Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»? 2.Текст для анализа на уроке: Молодежь – обновляющая сила Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе, и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется. Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52. Вопросы и задания к тексту: 1. Как автор документа характеризует молодежь? 2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? 3. Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль? 4. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними? 5. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «...социологическая функция молодежи в обществе»? 6. Перед вами ряд иллюстраций. Назовите понятие, общее для всех изображений _________________________________________________________________
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc