Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Деятельность как способ существования людей (Бикмурзина Д.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема: "Деятельность как способ существования людей".
    I. Требования к результатам изучения темы
    Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
    личностных:
    — осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
    — понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
    метапредметных:
    — умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
    — умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
    — умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
    — способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
    предметных:
    — владение понятиями «деятельность», «потребности»;
    — целостное представление о структуре деятельности;
    — понимание связей между сознанием и деятельностью;
    — умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
    — умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
    Задачи занятия:
    1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
    2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
    3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
    4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
    5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
    II. Место темы в системе учебных занятий
    При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 11 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 1 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 14) и социальной сущности человека (§ 18).
    Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
    III. Литература и оборудование
    Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
    Ход урока
    Организационный момент.
    Проверка Д/З (индивидуальный опрос)
     Изучение нового материала.
    Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. 
    Что такое деятельность?
    Каковы её составляющие? (структура деятельности)
    Виды деятельности.
    Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). 
    1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.( слайд 5)( записать в тетрадь)
    	Чтобы ответить на вопрос, что такое деятельность и определить ее сущностные признаки, нам
    необходимо сравнить двигательную активность человека и животных. Одновременно мы заполним с вами таблицу №1 в рабочем листе. В двигательной активности как человек, так и животные осуществляют взаимодействие с окружающей средой (пункт 1 в таблице).
    Задание: посмотреть на картинки и сравнить (общее и различное) деятельность человека и поведение животного (бобра) по следующим вопросам:
    - как взаимодействуют с окружающей средой;
    - есть ли цель в действиях;
    - кто (что) цель определяет.
    Отличия деятельности человека от поведения животных
    
    Животные
    Человек 
    Взаимодействие с окружающей средой
    Приспособление к окружающей среде
    Приспособление и преобразование природных и социальных условий
    
    Цель
    Задается инстинктом. Поведение целесообразно.
    Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком. Поведение целесообразно и целеполагающее.
    
    ?? Какой вывод о деятельности мы можем сделать?
    - Д. – это специфическая форма взаимодействия человека с окружающей средой.
    
    Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы.
    В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
    Вопросы:
    Каковы были цели помещика?
    Какие он выбрал средства для их достижения?
    Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
    Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы 
     2. Структура деятельности
    Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
    Действия.
    Средства.
    Результат.
    Мотивы деятельности.
    Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни  схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.
    1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор;  3 рытье траншеи.
     Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
     Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) 
    Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
    	Чтобы понять, что такое мотив, послушайте притчу:
    «Во время строительства Шартрского  собора подошедший  путник спросил  работающих, что они  делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой  сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на  что жить». А  третий  воскликнул восторженно: « Мы строим  собор!». В чём смысл притчи?(разнообразие мотивов)
    	А  теперь  обратимся к  реальности. Вы  все  ходите  в  школу. Но  один - за  знаниями, чтобы совершенствовать  себя, другие - за   общением, чтобы встретиться  с  друзьями, «потусоваться»,  третьи - потому что посылают  родители, надо быть как  все.
    ?? Что  такое  мотив?  Какой  мотив преобладает у  Вас?
    Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию (записать в тетрадь)
    	Как вы поняли мотивы деятельности могут быть самыми разнообразными.
    ?? Какие мотивы могут побуждать человека к действию?
    	Все мотивы деятельности принято классифицировать на определенные группы.
    Какие мотивы вы знаете? 
    потребности
    интерес
    Виды деятельности
    Работа с учебником, (пр. 5 стр. 46)  заполнение таблицы, с последующей проверкой.
    Параметр сравнения
    Вид деятельности
    
    
    Итоги урока
    Учитель:  Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
    Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. 
    В.Г.Белинский
    Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
    Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу
    Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка
    Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?
    Рефлексия.  Вопросы:
    -Что я делал на уроке?
    -Что узнал нового?
    -Как я узнавал новое?
    -Какой этап урока мне понравился?
    Домашнее задание: пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности» 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc