Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Взаимодействие людей в обществе" (Бакаева Е.Р.)

Текст урока

  • Конспект

      Название предмета: Обществознание (включая экономику и право)
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Обществознание. А.И.Краченко, Е.А.Певцова, 2008 г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по разделу «Взаимодействие людей в обществе»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Глава 3. Урок № 48. 
    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по разделу «Взаимодействие людей в обществе», выявлять причины социальных конфликтов и пути их решения. 
    
    Задачи урока 
    1. С помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
    показать значение самоконтроля в благополучии и стабильности общественной жизни;
    2.  раз­вивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де­лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­жения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дис­куссии, работать с документами; 
    3. воспитывать  у школьников толерантность, уважение к другим людям, с помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.
    
    Планируемые результаты: научатся планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (совести, вины, стыда); осуществлять поиск нужной информации.
    Техническое обеспечение урока: схемы, притча, тестовые задания, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока:
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    Перед вами текст притчи. Ознакомьтесь с ним и подумайте о чём притча. Ваша задача придумать рецепт для разрешения   таких ситуаций.
    Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же    мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
                 Вывод: О нас с вами... Частенько каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда эти разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему же так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода?  
    Рецепт-вывод № 1. «Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного     человека, от уровня развития его самоконтроля»!
    Какую цель будем преследовать сегодня на уроке?
                   Мы проведем проверку и закрепление  знаний по теме главы «Взаимодействие людей   в обществе»
    
                                      
    
    
    
    
                    II. Повторение и закрепление пройденного материала  
                     В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с актами социального взаимодействия или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов индивидов, направленных друг на друга
         Назовите 2 формы социального взаимодействия?   (работа по схеме; схемы на партах)
       Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. Что понимают под этим словом?   (Конфликт - это столкновение сторон за одинаково значимую ценность)
    Дана модель: Конфликт, порождённый соревнованием за реальные блага, выигрыш. Какие из данных ситуаций подходят под указанную модель?
    - футбольный матч;
    - драка;
    - этнический конфликт;
    - столкновение покупателя с продавцом;
    - дуэль.
    Какие существуют способы разрешения конфликтов? (компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы)
    Какой из этих способов самый действенный? Самый лёгкий?
    Работа в группах: Разрешение конфликтных ситуаций.
    а) Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
    б) Приведите примеры разрешения конфликтной ситуации из личного опыта.
    в) Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство своей правоты или хорошие человеческие отношения?
    г) Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?
    Какой рецепт-вывод можно вывести из ваших рассуждений?
    Рецепт № 2. «Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов. Стремитесь к разрешению без последствий!
     На уроках мы говорили с вами о девиантном и деликвентном поведении. Объясните  значения, отмечая их отличия. Часто ли подобные типы встречаются в жизни? Приведите примеры из жизни.
    Работа в группах: Объясните, почему?
    а) «Группой риска» в плане отклоняющегося и противоправного поведения являются подростки?
    б) Оказывает ли внешний жёсткий контроль влияние на уровень девиантного и деликвентного поведения?
    Из ваших ответов вытекает следующий вывод-рецепт. Кто его сформулирует?
    «Рецепт № 3»: Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как угрожает его стабильности и безопасности!
    
    
    
    На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно, подчас нам очень тяжело понять окружающих, тяжело быть непонятыми и непринятыми обществом. Однако, «убежать» от людей нельзя, человек – существо социальное. Как писал А.Н. Толстой: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». Значит, надо учиться жить и уживаться в обществе! А «рецепты» для этого мы вывели с вами на сегодняшнем уроке. ( ещё раз повторяются «рецепты»)
     Итог урока: Задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие
    с обществом.
    
    IV. Дом. Задание      Подобрать материал посвященный конфликту:
    1.Власть и общество
    2.Богатые-бедные
    3.Родители - дети
    4.Мужчина-женщина.
    
    V. Проверочная тестовая работа. (тесты, приложение)
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx
  • Раздаточный материал

     1.Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же    мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
    
    
    
    Контрольная работа по разделу «Взаимодействие людей в обществе»
    вариант 1
    
    1. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей:
    А) социальной мобильности в обществе              Б) социализации молодого поколения
    В) приобретенного социального статуса              Г) самореализации личности в группе
    
    2. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:
    А) адаптивного поведения                                    Б) конформистского поведения
    В) деликвентного поведения                                Г) девиантного поведения
    
    3. Социальные нормы в которых отражаются представления людей о добре и зле – это:
    А) обычаи и  традиции                             Б) моральные нормы
    В) статические нормы                              Г) правила этикета
    
    4. За добросовестный многолетний труд гражданин Терехов был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится (-ятся):
    А) вручение грамоты                                  Б) комплименты
    В) аплодисменты                                         Г) слава
    
    5. Штраф за переход проезжей части в неположенном месте – это пример:
    А) формальной негативной санкции            Б) девиантного поведения
    В) внутреннего контроля                               Г) отклоняющегося поведения
    
    6. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм:
    А) опираются на силу общественного мнения
    Б) обеспечиваются силой государственного принуждения
    В) поддерживаются моральным сознанием
    Г) осваиваются в процессе социализации
    
    7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу:
    А) социализации                                            Б) социального контроля
    В) социальной адаптации                             Г) отклоняющегося поведения
    
    8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
    А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
    Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
    А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
    Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
    А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
    Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
    Социальный контроль,  санкция,  отклоняющееся поведение,  социальная структура,  самоконтроль, норма, социальные предписания.
    12. Найдите в приведенном списке неформальные позитивные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:
    А) бойкот    Б) аплодисменты     В) насмешка     Г) выговор    Д) комплименты   Е) улыбка
    
    13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.
    ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ
    ВИДЫ НОРМ
    А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни
    Б) детальные правила вежливого поведения
    В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения
    Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.
    1) Этикет
    2) Традиция 
    3) Закон 
    4) Обычай 
    
    14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6).  ….Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».
    
    Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.
    А) санкция          Б) группы           В) интеграция      Г) идеал      Д) контроль      Е) эталон   Ж) правило
    З) управление     И) стабильность     К) развитие
    
    15. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» В опросе 2008 года участвовало 1600 человек. Результаты отражены в диаграмме.
    
    Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
    А) Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем.
    Б) Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране не допустимы.
    В) Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.
    Г) Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться.
    
    
    
    Контрольная работа по разделу «Взаимодействие людей в обществе»
    вариант 2
    
    
    1. Доминирующим фактором социализации личности выступает:
    А) природная среда                                      Б) врожденные особенности человека
    В) общение с окружающими                       Г) специфика социальных норм
    
    2. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример:
    А) социальной нормы                                 Б) формой негативной санкции
    В) конформистского поведения                Г) отклоняющегося поведения
    
    3. Социальные нормы:
    А) играют роль регулятора поведения людей
    Б) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
    В) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
    Г) всегда являются «неписанными» нормами поведения
    
    4. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
    А) всенародная слава                                      Б) всеобщий почет
    В) награждение грамотой                               Г) доброжелательное отношение
    
    5. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:
    А) вручение грамоты                                      Б) лестный отзыв товарища
    В) премирование                                             Г) вручение памятного подарка
    
    6. Противоправными обычаями называют обычаи, которые:
    А) распространены в малой первичной группе           
     Б) не соответствуют системе социальных ценностей общества
    В) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
    Г) распространены среди людей одной этнической общности
    
    7. Социальный контроль выражается в:
    А) применении санкций                              Б) наличии публичной власти
    В) укреплении государства                         Г) независимости судов
    
    8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
    А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
    Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
    А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
    Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
    А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
    Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
    1) верно только А                                           2) верно только Б
    3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны
    
    11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «конфликт». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
    Противоречие, социальная напряженность, сопротивление, массовое недовольство, компромисс, переговоры, криминогенные районы, открытый активный протест.
    12. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:
    А) бойкот        Б) аплодисменты     В) насмешка     Г) выговор    Д) комплименты   Е) улыбка
    
    13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.
    ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ
    ВИДЫ НОРМ
    А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни
    Б) детальные правила вежливого поведения
    В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения
    Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения.
    1) Этикет
    2) Традиция 
    3) Закон 
    4) Обычай 
    
    14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6).  ….Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».
    
    Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.
    А) санкция          Б) группы           В) интеграция      Г) идеал      Д) контроль      Е) эталон   Ж) правило
    З) управление     И) стабильность     К) развитие
    
    15. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме.
    
    Вариант 1
    № задания
    Ответ
    Количество баллов
    1
    Б
    1
    2
    Г
    1
    3
    Б
    1
    4
    А
    1
    5
    А
    1
    6
    Б
    1
    7
    Б
    1
    8
    4
    1
    9
    4
    1
    10
    3
    1
    11
    Социальная структура
    1
    12
    Б,Д,Е
    2
    13
    4а, 1б, 2в,3г
    2
    14
    В,Е,Б,Д,И,Ж,А
    2
    15
    В
    1
    ИТОГ: 
    18 баллов
    
    Вариант 2
    № задания
    Ответ
    Количество баллов
    1
    В
    1
    2
    Г
    1
    3
    А
    1
    4
    В
    1
    5
    Б
    1
    6
    Б
    1
    7
    А
    1
    8
    4
    1
    9
    4
    1
    10
    1
    1
    11
    Криминогенные районы
    1
    12
    А,В
    2
    13
    4а, 1б, 2в,3г
    2
    14
    В,Е,Б,Д,И,Ж,А
    2
    15
    В
    1
    ИТОГ:
    18 баллов
    
    
    
    Критерии оценивания:
    Оценка «5» - 17-18 баллов
    Оценка «4» - 12-16 баллов
    Оценка «3» - 9-11 баллов
    
    
    Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
    А) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам
    Б) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.
    В) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка – единственный способ добиться удовлетворения своих потребностей.
    Г) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Раздаточный материал.docx
  • схема

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - схема.docx