Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Борьба с девиациями (Сысоева Ю.А.)

Текст урока

  • Конспект

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
    Предмет: обществознание
    Класс: 11
    УМК: «обществознание» для 11 класса, базовый уровень, А.И. Кравченко.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Борьба с девиациями
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1
    Цель урока: дать представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе и какой вред наносит обществу девиантное поведение.
    Задачи урока: сформировать у учащихся умение о необходимости соблюдения социальных норм для сохранения гражданского мира и спокойствия, находить отличительные черты положительного и отрицательного проявления отклоняющегося поведения, отработать умение систематизировать информацию о причинах проявления отклоняющегося поведения, уметь работать с различными формами информации и преобразовывать их в иные знаковые системы.	
    Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, знать правила и нормы, уметь их применять в общественной жизни общества, понимать значение коммуникации в межличностном общении.
    Планируемые результаты: владеть понятиями «социальные нормы», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «социальные санкции»; научиться видеть действие социальных норм в обществе; уметь отличать девиантное от делинквентного поведения; усвоить социальные нормы как достойные образцы поведения; стимулировать самостоятельное осмысление социальных норм и санкций в процессе выполнения и практических заданий.
    Ресурсы: презентация «Социальные нормы и девиантное поведение», листы А4 для выполнения задания в группе.
    Цель этапа
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    УУД
    1. Мотивация
    Основной целью этапа мотивации к УД является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
    
    Дает положительный настрой на продуктивную работу на уроке.
    «Побуждение» 
    
    «Удивляй» 
    
    
    Что объединяет два этих примера?
    
    
    
    Проверяют наличие необходимых вещей на уроке.
    Выполняют задание в рабочей тетради.
    Отвечают на вопросы о Робинзоне и Пятнице, капризном Малыше.
    Делают вывод о необходимости установления в обществе правил и норм. Раскрывают понятия.
    Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
    Коммуникативные: умение слушать и слышать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.  
    Познавательные:  умение  строить речевое высказывание.
    Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
    2. Актуализация пробного УД (учебное действие)
    Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
    Подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
    Какую проблему стоит рассмотреть на уроке в разделе «Социальные отношения»?
    «Да-нетка» 
    Видео «Банкет»
    Высказывают предположения.
    
    Пытаются определить проблему.
    
    Проблема выявлена и записана в тетрадь 
    Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивных моральных чувств.
    Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения,
    Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, 
    Регулятивные: планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие.
    3. Выявление места и причины затруднения
    Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
    Исходя из выделенной проблемы урока назовите тему урока.
    Найдите правильный ответ в тесте 
    
    
    Какие задачи нам надо решить на уроке?
    
    Вопрос вызывает затруднения.
    
    Выходят к теме «Борьба с девиациями»
    Предлагают свои варианты задач урока.
    Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий.
    Познавательные: использование знаково-символических средств (моделей и схем) для решения задач,
    структурирование знаний,
    установление причинно-следственных связей, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулирование проблемы, создание способов решения проблемы.
    4. Построение проекта выхода из затруднения
    Постановка целей УД и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
    Предложить сформулировать цель урока , его задачи. 
    Как и почему возникают социальные нормы?
    "Проблемный поиск"
    
    Проговаривание задач и цели урока.
    Путем совместных обсуждений в группе определяют причины появления социальных норм.
    Проговаривают их назначение и в виде схемы записывают в тетрадь.
    Личностные: формирование мотивов достижения собственного  знания и "незнания".
    Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
    Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.
    Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.
    5. Реализация построенного проекта
    Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
    Попробуйте выделить группы социальных норм и привести примеры их проявления.
    "Мини – рассказ" (составить к каждой норме краткую аннотацию
    Предлагают варианты ответа.
    
    Выполняют предложенное задание в паре.
    Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
    Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
    Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
    Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск разнообразных способов решения задачи, структурирование знания.
    6. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
    Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
    «Решите ребус» 
    
    
    
    
    Как называется понятие, когда в результате социального контроля выявились нарушения?
    Рассмотрите схему на слайде и приведите примеры к каждому виду санкций.
    
    Находят ответ и поясняют назначение контроля.
    «Социальный контроль» - определение записывают в тетрадь.
    Санкции
    
    
    Приводят примеры.
    
    
    Личностные: формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания».
    Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, контроль действий партнёра, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет.
    Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
    Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей,
    доказательство.
    7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
    Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного УД, применение нового знания в типовых заданиях
    Работают в тетради с таблицей 
    
    "Блиц-контрольная"
    
    
    
    
    Записи в тетради.
    
    Выполняют в тетради.
    Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки,
    формирование границ собственного «знания» и «незнания».
    Регулятивные: учёт правил в контроле способа решения, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
    8. Включения в систему знаний и повторения
    Повторение и закрепление изученного и подготовка к изучению следующих темы раздела, выявление границы применимости нового знания, повторение учебного содержания, включение нового способа действий в систему знаний.
    
    "Приведи примеры"
    «Верно-неверно»
    
    
    Включаются в работу, задания выполняют в тетради.
    Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне. Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.
    9. Рефлексии УД
    Самооценка учащимися результатов своей УД, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
    Приём «Телеграмма»
    Итоги подводятся по количеству набранных баллов за ответы и работу на уроке:
    «5» - 6 баллов
    «4» - 5-4 балла
    Домашнее задание: пар. 26 (стр. 206-209), 
    творческое задание
    Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
    Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
    Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.
    Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx