Название предмета: обществознание Класс:11 УМК (название учебника, автор, год издания) А.И. Кравченко, Певцова Е.А.Москва , «Русское слово» , 2010 г Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока: Трудовые правоотношения. Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цель урока: сформировать базовые основы правосознания в сфере трудовых отношений. Задачи урока: 1.Совершенствование умения работать с правовым документом. 2. Развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций. 3.Развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) 4.Совершенствование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей . 5.Воспитание гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам. Планируемые результаты: Сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве. Усвоение новых понятий и терминов. Продолжить формирование основы правовой культуры. Техническое обеспечение урока: Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы: Е.Н. Сорокина « Поурочные разработки по обществознанию», Трудовой кодекс РФ. Ход урока. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Организационная часть урока. Приветствие, пожелаем, друг другу удачного дня и начнем наш урок. Формулируются цель и задачи урока. Настраиваются для работы на уроке. 2. Мотивация учебной деятельности. «Истинное сокровище для людей - умение трудиться»,- говорил древний философ Эзоп. Объясните смысл этого высказывания? Почему я взяла его эпиграфом к нашему уроку? Сегодня на уроке мы поговорим трудовых правоотношениях, правах и обязанностях работника и работодателя, трудовом договоре. Чтобы решить поставленные задачи, мы ознакомимся с содержанием презентации, затем вы выполните задания непосредственно по статьям Трудового кодекса РФ в группах. Учащиеся приходят к выводу, что труд – необходимое условие для развития человека; личный и свободный труд и есть жизнь, который благотворно действует на личность. Слушают, домысливают, что от них требуется, записывают тему урока в тетрадь. 3. Изучение нового материала. Работа по плану урока. 1)Трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем регулирует трудовое право. -Что такое трудовые правоотношения? -Попробуйте сформулировать определение (если возникнут трудности обратиться к учебнику, словарю ) Трудовые отношения – отношения, наступающие между работодателем и работником по поводу использования способности работника к труду. Работники и работодатели. -Из определения выделите, кто является субъектами трудового права. (субъектами, участниками, которые имеют права и обязанности ) трудовых отношений являются работник и работодатель) -Что лежит в основе трудовых правоотношений? 2)Что такое трудовое право? Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем. -Из определения выделите субъекты трудового права. (работник и работодатель) -Каковы принципы регулирования трудовых правоотношений? (работа с учебником, схема стр.311) Задание на закрепление: какие из приведенных примеров не относятся к области т рудового права? Почему? 1) Работник предприятия публично оскорбил начальника цеха. 2) Выпускник университета ищет работу по специальности. 3) Уволенный за прогулы хочет в суде доказать необоснованность увольнения. 4) Работодатель и работник во время обеденного перерыва бурно обсуждали политическую ситуацию в стране. 3) Каковы же источники трудового права ? Это нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. - Конституция РФ. - Трудовой кодекс РФ. - Федеральные Законы РФ. - Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, пояснительные письма Министерства труда и пр.). Слайды сопровождаются пояснением учителя. 5) Коллективный договор. Что же такое коллективный договор? Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый между работниками и работодателями в лице их представителей.( совместная работа с учащимися по учебнику стр.313-321 Слушают, делают попытки дать определение, делают выводы, записывают определения со слайдов в тетрадь, работают с учебником 4. Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций ( подготовка к ЕГЭ) учитель организует в группах решение познавательных задач . Группы получают тексты и задания к ним. Формулирует задания для выполнения по группам. Задания: 1. Группа - «работники» - представьте, что вы пришли устраиваться на работу в престижную фирму. Какие пункты в раздел «права и обязанности работника» на ваш взгляд должны быть внесены в ваш трудовой договор. (ст.21, 56, 57 ТК РФ) В ходе заполнения договора решите задачу ( 17-летний Валерий П. поступил на работу в мае и в тот же год попросил предоставить ему как молодому работнику отпуск в летний период. На что ему в отделе кадров сказали, что право на отпуск в первый год работы он имеет не раньше, чем через 11 месяцев непрерывной трудовой деятельности на данном предприятии. Правы ли работники отдела кадров? Не нарушают ли они условия трудового договора. (ст. 122, 63 ТК РФ) ). Группа 2.- «работодатели» - представьте, что вы глава предприятия или фирмы принимая специалиста на работу какие бы пункты вы включили в трудовой договор в раздел «права и обязанности работодателя» (ст. 21, 56, 57 ТК РФ). В ходе заполнения трудового договора решите задачу (задача: грузчик Р. и рабочий Н. за 3 часа до окончания рабочего дня купили по 2 бутылки пива и ушли в ближайший парк, где и выпили его. Р. после этого ушёл домой, а Н. вернулся за час до окончания рабочего времени на рабочее место. Приказом администрации оба были уволены. Правильно ли поступила администрация, уволив р. и Н? За что администрация уволила Р., а за что Н.). (часть а., п. 6, ст. 81 - увольнение Н., часть б., п. 5, ст. 81 –увольнение Р.). Группа 3. «эксперты» - слушают, поправляют, дополняют ответы групп. После окончания ответов групп дают определения новым понятиям урока: рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, виды отдыха с использованием презентации (слайд 8, 9,10) подготовив их заранее. Делятся на группы, выбирают тему и делают вывод. 5. Домашнее задание. Стр.321-практикум. Составить трудовой договор. (Использовать опыт родителей) Записывают домашнее задание, если инструкция непонятна, задают вопросы. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 1 вариант 1. Какая из предложенных ситуаций регулируется нормами трудового права? 1) Приятель помогает своему другу чинить мотоцикл; 2) соседка учит гражданку С. варить борщ; 3) гражданин П. заготавливает на зиму овощи, выращенные на своем садовом участке; 4) бригада строителей строит дачу гражданину В. за определенную плату. 2. Верны ли следующие суждения о правилах приема на работу? А. Работодатель при приеме на работу по закону имеет право потребовать у работника любой документ по своему усмотрению. Б. Перечень документов, необходимых для приема на работу, строго определен и ограничен Трудовым кодексом РФ. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 3. Законодательство определяет общую продолжительность рабочего времени в неделю не более: 1) 20 часов; 2) 30 часов; 3) 40 часов; 4) 60 часов. 4. Найдите черты сходства и отличия в правовом положении совершеннолетнего и несовершеннолетнего работника. 1) имеет право на оплачиваемый отпуск; 2) увольнение работника происходит с согласия государственной инспекции труда; 3) обязан соблюдать трудовую дисциплину; 4) может работать в сфере торговли спиртными напитками и табачными изделиями. 5) может привлекаться к сверхурочной работе. 5. Найдите в предложенном списке характеристики трудового договора. 1) Является юридическим документом; 2) содержит дату начала рабочей деятельности; 3) не прописывает права и обязанности работодателя; 4) может заключаться в устной форме; 5) включает наименование должности работника. Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 2 вариант 1. Трудоспособный гражданин, не имеющий работы и зарегистрированный в службе занятости с целью поиска подходящей работы, называется: 1)работодатель; 2) работник; 3) иждивенец; 4) безработный; 2. Верны ли следующие суждения о трудовой деятельности? А. По закону гражданин РФ может начать трудовую деятельность без согласия родителей с 16 лет. Б. По закону до 21 года прием на работу осуществляется только с согласия родителей или опекунов. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 3. Администрация предприятия объявила работнику Н. об увольнении без объяснения причин. В данном случае были: 1) нарушены права работника; 2) соблюдены права работника; 3) нарушены права работодателя; 4) соблюдены права работодателя. 4. Соотнесите права и обязанности работника и их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРАВА/ОБЯЗАННОСТИ ПРИМЕРЫ «V. А) Права работника. 1) Соблюдение трудовой дисциплины. Б) Обязанности 2) Безопасное рабочее место. работника. 3) Ежегодный оплачиваемый отпуск. 4) Разрешение трудовых споров. 5. Все приведенные ниже термины, за исключением одного, относятся к трудовому праву. Работник, коллективный договор, время отдыха, право собственности, работодатель. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Анализируют работу на уроке через самооценку, работают с тестами.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx