Название предмета: обществознание Класс:11 УМК: А.И. Кравченко, Певцова Е.А.Москва, «Русское слово», 2013 г Уровень обучения: базовый Тема урока: Семейные правоотношения. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: 2 Цель урока: Познакомить с источником и принципами семейного права Задачи урока: 1) cистематизация и углубление знаний о семейном праве; 2) конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей; 3) выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; 4) формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом. Планируемые результаты: умение обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, использовать нормативно-правовые акты, знания о порядке приёма на работу. Техническое обеспечение урока Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Е.Н. Сорокина « Поурочные разработки по обществознанию». Содержание урока: На изучение данной темы отводится два часа. На первом уроке идёт работа с теоретическим правовым содержанием: учащиеся углубляют свои знания, полученные ими в основной школе об источниках семейного права, условиях вступления в брак, порядке его расторжения, субъектах семейных правоотношений, личных правах супругов. Второй урок – преимущественно практическая отработка теоретических знаний, направленная на подготовку ЕГЭ. Ход урока. Целеполагание. Учитель организует начало урока, объявляя тему урока, мотивирует на активную работ. Ученики формулируют цель урока. Учитель обозначает проблему: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер) Согласны ли вы с утверждением? Свой ответ аргументируйте. Этапы урока Содержание урока. 1.Мотивация деятельности. Семья представляет собой комплексное социальное явление, Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология, ниточка, как бы мини - модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми – семья всегда оставалась. (учитель организует групповую творческую деятельность в заранее определенных группах) Задание №1. Что такое брак? Какова система норм, устанавливающих порядок заключения и расторжения брака? Какой государственный орган уполномочен на проведение этих процедур? Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли эту группу людей семьей? Задание №2 Что Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка? При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми? Какие права даны в России ребенку? Как на нем может отразится развод родителей? Задание №3 Каким образом производится регистрация брака? Каковы условия вступления в брак? Какие существуют основания прекращения брака? Задание №4 Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке? Какие группы прав и обязанностей супругов выделяются в законе? 2. Учебно-познавательная деятельность - Ребята мы с вами проговорили, что такое семья и брак, а как вы думаете, как регулируются брачно-семейные правоотношения? (семейным правом) Семейное право - совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. - Знакомо ли вам такое понятие - Брачный договор (контракт)? 1)Сообщение одного из учеников об истории брачных контрактов в разных странах и причинах их всё более широкого распространения в России в последние годы. 2) Работа с текстом главы 8 Семейного кодекса РФ «Договорный режим имущества супругов» Вопросы для обсуждения: Где заключается брачный договор? Когда можно заключить брачный договор? С какого времени брачный договор вступает в силу? Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован? 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Брачный договор Город Оренбург, 20 октября одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года года. Мы, нижеподписавшиеся, гражданин Иванов Сергей Иванович, прож. по адресу: ____________________________________________________________________ и гражданкака Иванова Вера Николаевна, прож. по адресу: ___________________________________________________________________, намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем. 1. Общие положения 1.1 Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично, принадлежавшего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре. 2. Особенности правового режима отдельных видов имущества 2.1 Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения брака собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны. < … > 2.4 Ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того супруга, который ими пользовался. 2.5 Свадебные подарки, а также полученные супругами или одним из них во время брака иные подарки, предназначенные для пользования обоих супругов (кроме недвижимого имущества) – автомобиль, мебель, бытовая техника и т.п., - в период брака является общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью того из супругов, чьими родственниками (друзьями, знакомыми, сослуживцами и т.п.) эти подарки сделаны. Семейный кодекс и брачный договор // Социальная защита. – 1996. - №5. – С. 128 Вопросы: 1. Как вы понимаете положение брачного договора о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является совместной собственностью? 2. В каких пунктах документа наблюдается отступление от режима общей совместной собственности? Аргументируйте ответ. 3. Если бы вам пришлось составлять брачный договор, какие положения вы включили бы в него? Почему? 3. Контроль и оценка результатов деятельности. Тестирование. Тест по обществознанию на тему «Семейные правоотношения” 1. Что является основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России? а) Семейный кодекс РФ; б) Кодекс о браке и семье РФ; в) Уложение о семейных отношениях РФ. 2. Что такое «добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи»? а) пакт; б) компилот; в) брак. 3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России? а) 16 лет; б) 18 лет; в) 20 лет. 4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак? а) одна сторона уже состоит в браке; б) различие национальностей; в) отсутствие у жениха счета в банке. 5. Что из перечисленного ниже является нарушением порядка регистрации брака? а) подача заявлений о вступлении в брак по почте; б) регистрация брака не раньше чем через месяц после подачи заявлений; в) личное присутствие сторон при заключении брака; 6. Имущество, полученное в период брака в дар или в порядке наследования одним из супругов, является собственностью: а) всех членов семьи б) супругов и их совершеннолетних детей в) одаренного (наследника) г) обоих супругов 7. Договорной режим имущества супругов устанавливается: а) всеми членами семьи б) письменным соглашением в) брачным договором г) супругами после регистрации брака 8. Для заключение брака необходимы: а) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины б) достижение ими брачного возраста в) согласие на брак родителей жениха и невесты г) признание судом дееспособности вступающих в брак 9. К совместной собственности супругов относятся а) имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам б) доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности в) полученные супругами пенсии, пособия г) приобретенные за счёт доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено 10. Имущественными правами ребёнка являются а) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи б) право выражать своё мнение при решении семейных вопросов в отношении его в) право собственности на имущество, полученное в дар, в порядке наследования г) право на обращение в суд 11. Каждый из супругов выбирает себе род занятий: а) по указанию своего супруга б) с согласия своего супруга в) с согласия семьи г) самостоятельно 12. Каждый из супругов имеет право: а) пребывать в месте отдыха только со своей семьёй б) выбирать место своего пребывания в) ходить в гости только со своим супругом г) посещать места развлечений только со своим супругом 5.Домашнее задание: На основе СК составить план развернутого ответа «Семейное право» 6.Подведение итогов урока. У всех народов мира, во всех моральных и религиозных нормах семья является высшей ценностью. В православной вере наших предков всегда почитали родителей и семейные устои, с этим связывали счастье и долголетие. Великий пример семейной любви: 13 век, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые жили счастливо и умерли в один день. Теперь в России 8 июля объявлен государственным праздником семьи, любви и верности. РПЦ прославила их святыми, им молятся православные христиане о даровании семейного счастья. В настоящее время правительством РФ проводится политика, направленная на материальную поддержку, поднятие авторитета семьи в обществе. Я желаю вам, ребята, в будущем создать крепкую, надежную семью, в которой каждый из вас был бы счастлив. Спасибо за работу, все свободны.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx