Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Проблемы и противоречия в правовой сфере (Разинкина Е.П.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание
    Класс :11
    УМК: А.И.Кравченко «Обществознание», учебник для 11 класса,  2011 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Проблемы и противоречия в правовой сфере.
    Семинарское занятие
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
    Место урока в системе уроков по теме
    Цель урока: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся к изучению темы, посвященной правовым основам общества; пополнить их знания в области теории государства и права; формировать умения анализа, обобщения общественных явлений; воспитание правовой культуры, чувств ответственности, принадлежности к коллективу.
    Задачи урока: 
    Образовательная – повторить, обобщить и закрепить материал по теме «Закон и право»
    Развивающая – развивать у учащихся умение работы в группе,  выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию; развивать навыки решения практических задач; творческие способности учащихся.
    Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам, уважение к закону.
    1.  Планируемые результаты
    Личностные результаты:
    - ценностные ориентиры, основанные на правосознании, уважении к закону, правовой культуре, осознании своей правовой ответственности.
    Метапредметные результаты:
    - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    - способности анализировать реальные правовые  ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения 
    - умении выполнять познавательные и практические задания
    - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
    - подкрепление изученных положений конкретными примерами;
    Предметные результаты
    - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
    - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
    Техническое обеспечение урока: учебник, рабочие тетради.
    Содержание урока: Причины нарушения закона. Проблемы и противоречия в правовой сфере. Защита своих прав. 
    Ход урока
    1. Организационный момент
    2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
    Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Закон и право». Мы подробно изучили происхождение и сущность права, принципы правосудия в современной России, виды юридической ответственности. Но в современной правовой сфере в отмечаются нерешенные  проблемы.
    3. Работа в группах 
    Предлагаю сейчас почувствовать себя в роли правоведов. 
    Задание группам: 
    1. Обозначить проблему
    2. Привести конкретные примеры, иллюстрирующие существование данной проблемы
    3. Внести свои предложения по преодолению проблемы
    
    Правила работы в группе ( на доске)
    - четко сформулировать правовую проблему;
    - подготовить материал для записи всех предложений по решению проблемы;
    -выбрать ведущего;
    - дать каждому возможность свободно высказаться;
    - все предложения записываются.
    
    1. Группа « Состояние детской преступности»
    2 Группа « Низкий уровень правосознания населения»
    3 Группа Проблемы, связанные с международной правовой системой.
    4. Выступление групп
    5. Подведение итогов.
    6 Домашнее задание. Выполнить задания в формате ЕГЭ( 2 часть)
    Часть 2
    Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
    Право и закон
    [Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
    В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
    Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
    Н.И. Матузов
    
    21.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
    
    22. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
    
    23. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.
    
    24. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
    
    25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведущих делим о гражданстве Российской Федерации.
    
    26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания расторжения брака в судебном порядке.
    27. Владелец интернет -магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
    28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Права гражданина как субъекта отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ, и их защита». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    
    29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
    
    С9.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
    С9.5 Правоведение: «Право — это формализованный гуманизм» (А. Круглов).
    С9.5 Правоведение: «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)
    С9.5 Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш. Монтескье)
    С9.5 Правоведение: «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций)
    С9.5. Правоведение: «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. П. Вышеславцев).
    С9.5 Правоведение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин).
    С9.5 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
    С9.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
    С9.5. Правоведение: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).
    С9.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
    С9.5 Правоведение: «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
    С9.5 Правоведение «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк)
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc