Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Правосудие в современной России (Алексеев М.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: Обществознание
    Класс:  11 класс
    УМК: «Обществознание 11 класс» А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, Москва «Русское слово» 2008г
    Уровень обучения: Базовый 
    Тема урока: «Правосудие в современной России». 2 часа
    
    Цель урока: разъяснить систему судебной защиты граждан страны, закрепить умения защищать свои права с помощью права.
    
    Задачи урока:
    Образовательная: 
    Рассказать ученикам о зарождение судебной практике во всём мире и в России в частности, объяснить ученикам какие суды в России существуют и какие вопросы они рассматривают.
    Воспитательная: продолжать воспитывать у учеников уважительное отношение к закону.
    Развивающая: продолжать развивать у учеников умение слушать рассказ учителя и на его основе отвечать на вопросы, а также умение работать с документами.
    
    Планируемые результаты: - разъяснять особенности российского судопроизводство, разбираться в судебной системе страны;
    - уметь написать исковое заявление в суд.
    
    Тип урока: комбинированный
    
    Формы  работы:  индивидуальный и фронтальный опрос; работа с документами; групповая и индивидуальная работа учащихся.
    
    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
    
    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
    
    Оборудование урока: доска, мел, раздаточные материалы, наглядный материал «Судебная система», ФЗ «О мировых судьях в РФ» (извлечение)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Этап
    урока
    Действие учителя
    Действие учеников
    1 этап
    Орг.
    Момент
    1 мин.
    
    
    2 этап
    Опрос
    Дом.
    Зад.
    15 мин.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3 этап
    Нов. Тема
    18 мин.
    Здравствуйте, присаживайтесь.
    Староста, кто в классе отсутствуют.
    
    
    
    
    Проверить выводы.
    И ещё одну группу.
    2 человека работают по карточкам.
    Карточка №1 
    Какие правовые системы существуют, для каких государств они присущи, что лежит в основе?
    Карточка №2
    Какие теории возникновения права существуют (название, автор, основная идея)
    
    
    На прошлом уроку мы с вами изучали тему Источники права.  Итак, что же такое источники права?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    А какие источники права вы знаете?
    А какие виды договоров вы знаете?
    Что такое прецедент?
    Приведите примеры нормативно-правовых актов?
    
    Является ли источником права следующее:
    - трудовой договор гражданина Петрова с фирмой Н.; (да)
    - приговор суда по делу Котова (нет);
    - Указ президента РФ «Об усилении борьбы с преступностью» (да).
    Послушайте отрывок из Русской Правды и ответе на следующие вопросы:
    Какие элементы древнего обычая сохранились в правовых нормах?
    В чем выражался сословный характер права? Какие действия людей считались противоправными?
    Русская Правда
    «...Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за брата или сын за отца, или отец за сына, или сыно­вья брата или сестры, если же кто-то из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого. Если кто будет избит до крови или синяков, то ему не надо представлять свидетелей для получения вознаграждения, если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может — делу конец, ес­ли же он не может за себя отомстить, то получает за обиду три гривны и плату лекарю. Если же ударит руку, и рука от­падет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гривен. Если нога останется целой или потерпевший станет хро­мать, то пусть дети его отомстят обидчику. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну. Если кто поедет на чу­жом коне без разрешения его владельца, то должен запла­тить последнему три гривны. За убийство княжеских отро­ка, конюха или повара платить 40 гривен. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен... А за смерть его холопа платить 5 гривен, а за раба 6 гривен».
    
    
    
    
    Мы переходим к новой теме, записываем её в тетрадь.
    Тема: «Правосудие в современной России».
    
    Главная функция права заключается в предотвращении конфликтов в обществе?
    А если же всё-таки конфликт произошёл, как его можно разрешить?
    
    Действительно конфликт, порой, может разрешить только суд.
    . В Античности судо­производство находилось в руках царей, а затем перешло к знати (в Риме — к претору и сенату). В Афинах большую роль играл народный суд. Судей выбирали по жребию из списка кан­дидатов, в который мог записаться любой свободный афинянин, начиная с 30-летнего возраста. Выслушав стороны, показания свидетелей, суд тайным голосованием решал вопрос о винов­ности человека. Большинством голосов назначалось наказа­ние. Вынесенный приговор нельзя было опротестовать.
    В Древней Руси суд проходил в виде пыток, если человек смог выдержать эти пытки, значит он не виновен, если же не смог, значит виновен.
    Нередко суд предлагал поединки между спорящими сторонами. Одержавший победу в бою и выигрывал судебное дело.
    В 19 веке в российской империи после судебной реформы 1864 года появляется суд присяжных. Причём работа этого суда, с некоторыми изменениями сохранилась до сих пор.
    
    
    Давайте теперь запишем структуру Российских судов в тетрадь.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2 человека работают по карточкам.
    
    
    
    
    
    
    
    Источники права- это юридический термин, который используется для обозначения форм, в которых выражаются нормы права.
    
    1) правовой обычай;
    2) договор;
    3) прецедент;
    4) нормативно-правовой акт.
    
    Отвечают на вопросы учителя.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Слушают содержание документа и отвечают на вопросы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопрос учителя.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Записывают тему в тетрадь.
    
    Слушают рассказ учителя.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    4 этап
    Закреп-
    Ление
    5 мин.
    
    
    
    
    
    5 этап
    Подвед.
    Итогов
    
    
    
    
    
    6 Этап
    дом.
    Зад.
    Работа с документом
    А теперь давайте зачитаем извлечение из Федерального закона «О мировых судьях в РФ». И вы ответите на следующие вопросы:
    1. в чём заключаются особенности судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями? 
    2. Кто может стать мировыми судьями?
    3. оцените правовой статус мирового судьи. Почему на ваш взгляд, такие правила включены в закон?
    
    Федеральный Закон «О мировых судьях в РФ» (извле­чение)
    Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 г. № 188-ФЗ.
    Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Их постановления, распоряжения, требова­ния являются обязательными для всех.
    Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение ко­
    торых может быть назначено наказание не более двух лет
    лишения свободы;
    1) дела о выдаче судебных приказов;
    2) дела о расторжении брака, если нет спора о детях;
    2) дела о разделе между супругами совместно нажито­
    го имущества;
    3) дела об имущественных спорах при цене иска, не
    превышающего 500-кратный минимум размеров оплаты
    труда;
    4) дела из трудовых отношений, за исключением дел о
    восстановлении на работе;
    5) дела об определении порядка пользования земель­
    ными участками, строениями;
    8)	дела по административным правонарушениям.
    ...Мировой судья осуществляет свою деятельность в
    пределах судебных участков...
    Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ...
    Мировой судья не может принадлежать партиям, обще­ственным объединениям, осуществлять предпринима­тельскую деятельность...
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Но не только мировые судьи имеют такой правовой статус. Единый правовой статус имеют все судьи, работающие в различных судах.
    
    
    Для закрепления темы ответьте вопрос №2 на стр.22 вашего учебника: в какой суд следует обратиться в следующих правовых конфликтах:
    1) если супруги делят имущество (машину «Жигули») и требуют расторжение брака;
    2) человека незаконно уволили с работы;
    3) предпринимателю не допоставили товар из фирмы Н.
    
    Таким, образом можно сказать, что на защите прав человека стоит суд.
    
    
    
    
    
    
    §2, стр. 15-19 до слов Предположим, что мы…
    Написать эссе.
    Темы эссе:
    1) «Не всё что разрешает закон, позволяет совесть»
                                                 Платон
    
    
    2) «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».   
    
                               Ш. Монтескье
    3) «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична»
    
                                        Латинское изречение.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работают с документом
    Читают  закон и отвечают на вопросы
    1. мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ; мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах участков; мировые суды рассматривают в первой инстанции уголовные, гражданские и административные дела.
    2. Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ...
    3. Мировой судья не может принадлежать партиям, обще­ственным объединениям, осуществлять предпринима­тельскую деятельность...
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы учителя:
    1) в мировой суд;
    2) в мировой суд;
    3) в арбитражный суд.
    
    Федеральный Закон «О мировых судьях в РФ» (извле­чение)
    
    Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 г. № 188-ФЗ.
    
    Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Их постановления, распоряжения, требова­ния являются обязательными для всех. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
    6) уголовные дела о преступлениях, за совершение ко­торых может быть назначено наказание не более двух лет лишения свободы;
    3) дела о выдаче судебных приказов;
    4) дела о расторжении брака, если нет спора о детях;
    7) дела о разделе между супругами совместно нажито­ го имущества;
    8) дела об имущественных спорах при цене иска, не превышающего 500-кратный минимум размеров оплаты труда;
    9) дела из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
    10) дела об определении порядка пользования земель­ными участками, строениями;
    15)	дела по административным правонарушениям.
    ...Мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах судебных участков...
    Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ...
    Мировой судья не может принадлежать партиям, обще­ственным объединениям, осуществлять предпринима­тельскую деятельность...
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc