Название предмета: обществознание Класс: 11 УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011 Уровень обучения: базовый Тема урока: «Поведение человека в правовой сфере» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: семинарское занятие в разделе «Гражданские правоотношения» Цель урока: - рассмотреть проблемы и противоречия в правовой сфере; - научиться разбираться в способах защиты своих прав. Задачи урока: 1. образовательные: - знать основные понятия по изученной теме; - уметь характеризовать нормы отраслей права; - знать способы защиты прав. 2. воспитательные: - уважать закон государства, ответственно относиться к обязанностям гражданина страны; - сформировать представление учащихся о правовой культуре и от чего она зависит. 3. развивающие: - уметь грамотно и четко излагать материал; - уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Планируемые результаты: - знать причины нарушения закона, способы решения проблем - уметь грамотно защищать свои права, отстаивать свою точку зрения; - применять полученные знания при решении проблемных и практических задач Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:------ Содержание урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Выступления учащихся по заданным темам семинара. Обсуждение темы. 3. Решение практических заданий. 4. Подведение итогов семинара. 5. Домашнее задание. 1. Люди по-разному реагируют на те или иные нормы, устанавливаемые правом для регулирования их поведения. Однако сам факт общеобязательности исполнения этих правил не может оставить никого равнодушным. Многие понимают необходимость и важную ценность правовых предписаний, а потому всегда руководствуются им в своем поведении. Другие же пытаются найти механизмы, позволяющие «избежать закона». Таким образом, на каждом этапе развития человеческого общества складывается целая система представлений и отношений к праву и правовым явлениям. Они-то и образуют юридическую категорию, называемую правосознанием. Именно от уровня и характера правосознания людей зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, или преступным, опасным. Готовясь к семинару, учащиеся подбирают факты о различных видах правонарушений из СМИ. Ребята должны аналитически переосмыслить их и попытаться выяснить причины, подтолкнувшие человека к нарушению закона. Пусть ученики подумают над вопросом: возможно ли существование государства без правонарушителей? Чем отличаются нарушения права от злоупотреблением правом? Вывод: итак, противоправные поступки людей столь же многообразны, сколь многообразны их правомерные деяния. Важно понять, что их совершение влечет обязательную ответственность. Общество таким образом пытается поддержать поведение личности, основанное на нормах права. 2. Необходимо, чтобы ребята поняли, что к праву мы обращаемся не только в случае возникновения конфликтов. Ученики должны разобраться в способах защиты своих прав. Пусть они разъяснят варианты самозащиты. Как можно относиться к людям, которые пытаются защитить свои права «неправовыми» средствами? ( Предположим, дед с целью защиты своей собственности от местных ребят огораживает участок земли проволокой с током, а молодой парень, защищая честь семьи, избивает обидчика.) Очень важно, чтобы на данном семинаре ученики показали важность и необходимость права для общества. Пусть дети самостоятельно дадут определение понятию «право» и докажут, что оно является помощником в нашей жизни. В этой связи следует привлечь материал из области семейного, трудового, предпринимательского права. Предлагаемые темы для выступления. 1. Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия. 2. Как можно защитить свои права? 3. Осуществление и защита гражданских прав. 4. Защита права собственности. 5. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. 6. Защита неимущественных прав: имени, чести, достоинства. 7. Правовое регулирование трудовых отношений. 3. На семинаре может быть организовано решение конкретных заданий типа: 1. Выпишите известные вам моральные установки в обществе. Сопоставьте их с нормами права и сделайте вывод. Дискуссия может быть организована по вопросу об ужесточении наказаний или их смягчении и т.д. 2. Разделите лист бумаги на 2 колонки, выписав слева аргументы в защиту смертной казни, а справа - контраргументы в пользу ее отмены. Сопоставьте доводы и сделайте вывод. 3. В юриспруденции прочно утвердился принцип «презумпция невиновности гражданина». Разъясните его смысл. 4. Проанализируйте и определите основной смысл притчи. Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государевых законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить десятью золотыми. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявила на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать данную операцию, взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам. 5. Домашнее задание. Писатель А.И. Герцен, оценивая русскую действительность, пришел к выводу: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает и правительство». Какие факты позволили автору сделать такое высказывание? Воспользуйтесь материалом учебников по истории. Сравните с нынешним положением. Что изменилось?
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc