Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Институт семьи и брака (Бакаева Е.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание (включая экономику и право)
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания)Обществознание. А.И.Краченко, Е.А.Певцова
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Семья как социальный институт»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Глава 2. «Социальная система общества». Урок № 32.
           Цель урока:  Показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности,    проблемы семьи и определить основные  направления государственной политики поддержки семьи;
    
    Задачи урока 
     
    1. сформировать представление обучающихся о нравственных основах брака и семьи; повторить и закрепить знания  классификации типов семьи и брака,  условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов с целью подготовки к ЕГЭ);
    2. раз­вивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де­лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­жения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дис­куссии, работать с документами; 
    3. воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации, воспитывать    толерантность, уважение к другим людям, с помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию. воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации
    
    Планируемые результаты: Научатся анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться  в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию.
    Техническое обеспечение урока: схемы, притча,  презентация, Приложение 1.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока:
    
    Эпиграф урока
    «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...»
    С. Брант
    Ход урока.
    I. Организационный вопрос.
    II. Проверка домашнего задания. Стр. 58 Практикум № 1,№ 2, Проблемный вопрос.
    III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
    1.Чтение отрывка из  произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина  слайд 2
    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком
    "Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир".
    - "Кабы я была царица,-
    Говорит ее сестрица,-
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна".
    - "Кабы я была царица,-
    Третья молвила сестрица,-
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря".
    
     - О создании какого социального института мечтают три девицы в знаменитой сказке Пушкина? (о семье).
    - Какая форма брака будет использован в данном случае при создании новой семьи? (церковный брак)
    II. Основная часть.
    1. – Что такое семья? (слайд 3) Обучающиеся формулируют определение: Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта,  взаимной  помощью, моральной и правовой ответственностью)
    
    2. Решаем проблему, открываем новые знания.
    Семья как социальный институт.  
    Семья как социальный институт—это комплекс
    
    Социальных  норм       Образцов поведения     Прав и обязанностей
    1. Регулируют отношения между супругами, родителями и детьми.
    2. Воздействуют со стороны общества на семейные отношения.
    Основа—семейные роли (супружеские, родительские, детские,    межпоколенные, внутрипоколенные).
    – Первое, что необходимо связать с понятием «семья», это её функции и виды и понятие «брак».
    - Назовите известные вам функции семьи.
    - Назовите известные вам виды семьи. 
    
    Работа по учебнику стр. 62. Пользуясь материалом учебника ответьте, что понимается под браком?  
    Ответы обучающихся: (слайды № 5, 6)
    - репродуктивная, воспитательная (социализирующая), хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная, социально-статусная;
    - нуклеарная и многопоколенная (расширенная), полные, неполные; бездетные, однодетные; малодетные, многодетные; традиционные или патриархальные; партнерские или эгалитарные.
    
    - Индивидуальные задания на карточках:
    Задание №1 Впишите в схему пропущенные функции семьи. (слайд 6)
    Задание №2 Впишите в схему пропущенные виды семьи.
    - Пока выполняются индивидуальные задания, давайте вспомним, что такое брак? (слайд 4)
    - Заполните пропуски в схеме «Формы брака»: (слайд 4)
    - Проверка индивидуальных заданий.
    Подведение итога: - Напомню, что мы  выполнили одну из разновидностей заданий  ЕГЭ  – задания с кратким ответом на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц.
    Решение задания из Ч.1, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы, график - базовый уровень, 1 балл. 
    1. Задание №12 (слайд 7,8) Верный ответ 4 На четвёртом месте среди мотивов развода, по мнению опрошенных, оказалось ощущение недостаточной любви.
     
    4. Работа в группах с понятием «брак» (слайд 11) 
    - изучение дополнительных юридических документов,
    - представление вопроса группы
    - решение заданий, подобранных группами.
    Предварительная работа:
    - деление на группы, 
    - выбор руководителей групп, 
    - подбор обучающимися вариантов заданий различного типа из банка ЕГЭ, 
    - создание визуальной опоры - презентации
    - дополнительный материал по вопросам группы.
    
    Группа 1          (Приложение № 1)
    - Условия заключения брака 
    - Каковы условия заключения брака? 
    - Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака.
    Условия прекращения брака
    - Назовите основания для прекращения брака.
    - Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде. 
    Озвучивание подобранного задания
    Работа групп на уроке: обучающиеся на основе пакета фрагментов юридических документов отвечают на вопросы в карточках для групп и представляют участникам оставшихся групп для решения разнотипные и разноуровневые задания, подобранные из банка заданий ЕГЭ. (Приложение )
    
    Ч.1 Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений, повышенный уровень сложности, 2б.
    №26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
    (А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.
    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
    Ответ обучающихся должен выглядеть набором цифр: 31112.
    Группа 2            (приложение №2)
    Личные права супругов.
    - Укажите личные права супругов.
    - Назовите возможные варианты выбора фамилии.
    - Законный режим имущества супругов. 
    - Перечислите, что относится к совместной собственности супругов.
    - Что входит в собственность каждого из супругов?
    Индивидуальное задание – «Брачный договор»
    - Что такое брачный договор?
    - Каких положений не может содержать брачный договор?
    Озвучивание подобранного задания 
    
    Нормы оценки: полное правильное выполнение задания – 2 балла, 
    Выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной цифрой, лишней цифрой в ряду с верными или отсутствие необходимой цифры) – 1 балл,
    неверно выполненное задание (более 2-х ошибок) – 0 баллов
    Один из членов озвучивает индивидуальное задание по теме «Брачный договор».
    
    20. Граждане РФ Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) порядок несения каждым супругом семейных расходов
    2) права и обязанности по взаимному содержанию
    3) способы участия в доходах друг друга
    4) права и обязанности супругов в отношении детей
    5) выбор места жительства
    6) распределение домашних обязанностей.
    Ответ обучающихся должен выглядеть набором цифр: 123
    Возможны пояснения обучающихся: Брачный договор регулирует только имущественные отношения: способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Брачный договор не может регулировать права и обязанности супругов в отношении детей и др личные неимущественные отношения между супругами…
    Обучающиеся анализируют статьи документа, называя права и обязанности родителей и детей.
    
    Группа 3.  (Приложение № 3)
    Права и обязанности детей и родителей 
    - Права и обязанности несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика).
    - Права и обязанности родителей. 
    - Статья 61 ч. 1
    - Статья 63 ч. 1, 2
    - Статья 64 ч. 1
    - Статья 65 ч. 2	
    
    Озвучивание подобранного задания 
    Задание Ч.1 на обращение к социальным реалиям, повышенный уровень сложности, 2 балла.
    №20. Татьяне 13 лет. Найдите в приведённом ниже списке позиции, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они представлены.
    1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства  по определению места жительства при разводе родителей
    2) распоряжаться представленными родителями карманными деньгами
    3) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
    4) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
    5) совершать мелкие бытовые сделки
    6) нести уголовную ответственность на общих основаниях.
    Ответ: 125 
    Обучающиеся могут дать пояснение: Татьяна является малолетней. МАЛОЛЕТНИЕ — по гражданскому и семейному праву РФ - несовершеннолетние, не достигшие 14 лет. Обладают еще более ограниченной дееспособностью, чем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ГК РФ сделки за М. могут совершать (от их имени) только их родители, усыновители или опекуны. Исключение составляют: а) мелкие бытовые сделки; б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;… Имущественную ответственность по сделкам М., в т.ч. совершенным самостоятельно, несут их родители)
    4. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
    - В современном мире институт семьи претерпевает значительные изменения и испытывает значительные трудности. Какая проблема содержится в строках стихотворения «Счастливый или несчастный» поэта (.слайд 10)
    Говорили папа с мамой:
    - Ты, сынок, счастливый самый,
    У тебя есть папа с мамой,
    Баба с дедом,
    Даже кот
    Целый год у нас живет.
    А сегодня за обедом
    Мне сказали баба с дедом:
    - Ты, внучок, несчастный сын,
    Ты в семье всего один…
    2.  Какая проблема прослеживается на слайде, если вы считаете данные обстоятельства проблемой семьи и брака? (слайд 11)
    
    Обучающиеся называют проблему сниженной деторождаемости, малодетности современных семей.
    На слайде содержится  информация о первом в истории однополом браке.  Продолжим дискуссию на несколько минут о данном виде брака. Вывод: это событие является проблемой для существования института семьи и брака, даже потому, что неоднозначно воспринимается обществом.
    IV. Рефлексия. Обсуждение главной темы высказывания «Семья- кристалл общества»! Виктор Гюго
    Корзина идей. (слайд 12)
    - главная мысль – семья - отражение общества, упорядоченная структура как у кристалла
    -  место и роль семьи в жизни человека и общества(ячейка общества)
    - понятия: определение семьи, функции, виды, малая группа, демография, государственная политика в области семьи, детства, материнства.
    Заключительное слово учителя: 
    Давайте семейные ценности чтить,
    Давайте всегда своих близких любить,
    Ведь только в семье мы поддержку найдем,
    Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
    Пусть дети и взрослые помнят всегда –
    Семья – это главное! Через года
    Сумейте вы счастье свое пронести,
                 Пускай только лучшее ждет впереди!
    Выделите  и сформулируйте главную мысль высказывания, подберите понятия обществоведческого курса, которые помогут её раскрыть, вспомните правила написания эссе с опорой на слайды презентации. (слайды 13-15)
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx
  • Приложение 1

     Задание ЕГЭ, подобранное группой 1
    
    ГРУППА 1   Ч.1 – задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений.
    Изменение в ЕГЭ-2015: появление положений, которые носят характер теоретических утверждений.
    Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений, повышенный уровень сложности, 2 балла
    №26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
    (А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.
    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    3
    1
    1
    1
    2
    
    Нормы оценки: полное правильное выполнение задания – 2 балла, 
    Выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной цифрой, лишней цифрой в ряду с верными, отсутствие необходимой цифры) – 1 балл,
    неверно выполненное задание (более 2-х ошибок) – 0 баллов
    
    
    Приложение 1.1 (раздаточный материал)
    Группа1
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
    Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
    Статья 10. Заключение брака
    1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
    2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
    Статья 12. Условия заключения брака
    1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
    Статья 13. Брачный возраст
    1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
    2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
    Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
    Не допускается заключение брака между: 
    лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; 
    близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
    Вопросы:
    1. Каковы условия заключения брака?
    2. Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака.
    
    Приложение 1.2
    Группа 1
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
    Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
    Статья 16. Основания для прекращения брака
    1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
    2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
    Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
    1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
    2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
    признан судом безвестно отсутствующим;
    признан судом недееспособным;
    осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
    3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
    Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
    1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.
    Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.
    2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:
    определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;
    определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;
    по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;
    по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.
    Вопросы:
    1. Назовите основания для прекращения брака.
    2. Перечислите условия расторжения брака:
    а) в ЗАГСе;
    б) в суде.
    
    Приложение 2.1
    Группа 2
    Задание Ч.1 на обращение к социальным реалиям, повышенный уровень сложности, 2 балла.
    20. Граждане РФ Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) порядок несения каждым супругом семейных расходов
    2) права и обязанности по взаимному содержанию
    3) способы участия в доходах друг друга
    4) права и обязанности супругов в отношении детей
    5) выбор места жительства
    6) распределение домашних обязанностей.
    Ответ: 123
    Группа 2
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
    Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
    Статья 31. Равенство супругов в семье
    1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии; мест пребывания и жительства.
    2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи  (обязанности) решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
    3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
    Статья 32. Право выбора супругами фамилии
    1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
    Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
    2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
    3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.
    Вопросы:
    1. Укажите личные права супругов и их обязанности.
    2. Назовите возможные варианты выбора фамилии при заключении брака.
    
    Приложение 2.2
    Группа 2
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
    Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ
    Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов
    1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
    Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
    Статья 34. Совместная собственность супругов
    1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
    2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). 
    Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
    3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
    Статья 36. Собственность каждого из супругов
    1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
    2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
    Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью
    Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).
    Вопросы:
    1. Что означает «законный режим» имущества супругов?
    2. Перечислите, что относится к совместной собственности супругов.
    3. Что входит в собственность каждого из супругов?
    Приложение 2.3
    Группа 2
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
    Глава 8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ
    Статья 40. Брачный договор
    Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
    Статья 41. Заключение брачного договора
    1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.
    Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
    2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
    Статья 42. Содержание брачного договора
    1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности и законный режим имущества каждого из супругов.
    Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
    Супруги вправе определить способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
    2. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
    Статья 43. Изменение и расторжение брачного договора
    1. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор.
    Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.
    2. Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака (статья 25 настоящего Кодекса), за исключением тех обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.
    Вопросы:
    1. Дайте определение понятию «брачный договор» и определите его содержание.
    2. Каких положений не может содержать брачный договор?
    
    
    
    
    
    Приложение №3.1
    Группа 3
    Задание Ч.1 на обращение к социальным реалиям, повышенный уровень сложности, 2 балла.
    №20. Татьяне 13 лет. Найдите в приведённом ниже списке позиции, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они представлены.
    1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства  по определению места жительства при разводе родителей
    2) распоряжаться представленными родителями карманными деньгами
    3) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
    4) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
    5) совершать мелкие бытовые сделки
    6) нести уголовную ответственность на общих основаниях.
    Ответ: 125 
    
    Группа 3
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
    Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
    Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
    1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
    2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
    Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
    1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
    В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
    Статья 56. Право ребенка на защиту
    1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
    Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
    2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
    При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
    Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
    Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
    Статья 60. Имущественные права ребенка
    1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
    2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
    3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
    Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (только с 18 лет).
    4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
    5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.
    Приложение №3.2
    Группа 3
    Семейный кодекс (СК РФ)
    Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
    Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
    1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
    2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
    Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
    Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
    Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
    1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
    Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
    Статья 65. Осуществление родительских прав
    1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
    При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
    2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
    3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
    Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
    Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников
    1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
    Вопросы:
    1. Перечислите права несовершеннолетних детей.
    2. В чем заключаются права и обязанности родителей в отношении своих детей?
    
    
    
    
    Справочный материал.
    Семья - основанная на браке или кровном  родстве, браке или усыновлении, малая  группа  людей,  члены   которой  связаны   общностью  быта,  взаимной  помощью, моральной и правовой ответственностью за воспитание детей.
    Брак - надлежащим образом оформленный(юридический  акт)  добровольный союз мужчины и женщины, имеющих целью создание семьи.
    формы брака: 
    - моногамный, полигамный (полиандрия, полигиния) 
    - по форме регистрации браки бывают: гражданский,  церковный
    - по юридическому закреплению: законный брак, свободный брак (или сожительство).
     функции семьи: репродуктивная, воспитательная (социализирующая), хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная, социально-статусная
     виды семьи: нуклеарная и многопоколенная (расширенная), полные, неполные; бездетные, однодетны, малодетные, многодетные; традиционные или патриархальные; партнерские или эгалитарные 
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Приложение 1.docx

Презентация к уроку