Название предмета: Обществознание Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово», 2008 год. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Влияние общества на личность Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час Место урока в системе уроков по теме: 8 урок раздела «Внутренний мир и социализация человека» Цель урока: Раскрыть особенности влияния общества на личность. Задачи урока: 1. Образовательная: - обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий «личность, социализация», - углубить знания о процессе социализации 2. Развивающая: развивать умения выделять существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли 3. Воспитательная: формирование уважительного отношения к мнению других людей Планируемые результаты: - формирование представления о социализации личности под влиянием различных источников; - развитие умения самостоятельной работы с текстами; умения высказывать суждение, подтверждая фактами; - вести диалог на основе взаимного уважения. Техническое обеспечение урока: - Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): тест, тексты для изучения, рабочие листы Содержание урока: 1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка цели урока. 4. Изучение новой темы. 4.1. Актуализация знаний 4.2. Работа в группах 5. Динамическая пауза. 6. Закрепление. 7. Рефлексия 8. Подведение итогов урока. 9. Домашнее задание. 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Проверка домашнего задания. Обучающиеся выполняют тест «Личность. Социализация личности». Проверка теста, разбор ошибок. 3. Постановка цели урока. Учитель: Ребята, внимательно изучите высказывания великих людей. Что общего между ними. О чем мы будем говорить на уроке сегодня? Воспитание есть усвоение хороших привычек. (Платон) Ныне... мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречащих друг другу источников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называют светом. И уроки последнего разрушают идеи двух первых. (Ш. Монтескьё) Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки. ( В. Гюго) Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. (О. Уайльд) Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой. (Пифагор) Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость. (А. Моруа) Воспитатель сам должен быть воспитан. (К. Маркс) Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже. (Луи де Рональд) Ученики читают цитаты, объясняют их, делают предположения о том, как будет звучать тема нашего урока, цель урока. - Итак, наш урок посвящен важному аспекту – влиянию общества на личность. Как общество формирует личность, мы с вами узнаем, проведя исследование по теме урока. Многое зависит от вашего умения работать друг с другом и добросовестного отношения к выполнению заданий. Результаты своей деятельности вы будете оформлять в рабочих листах, куда вы уже занесли ответы, выполнив тест. 4. Изучение новой темы. 4.1.Актуализация знаний: постановка проблемного задания. - Вообразите, что вы оказались на необитаемом острове в пятилетнем возрасте и прожили там до настоящего времени. Нарисуйте мысленно образ самого себя, жившего в таких условиях и сравните с тем, каким вы являетесь сейчас. - Что влияет на формирование личности? Подумайте, кто оказывает влияние на Вас? Кто помогает сформироваться вашей личности Ребята отвечают на вопросы. (Предполагаемые ответы: родители, друзья, школа, родственники, СМИ) 4.2. Работа в группах. - Итак, мы вспомнили, что личность человека формируется под воздействием нескольких факторов - тех социальных институтов, которые его окружают. Теперь мы рассмотрим влияние каждого из них отдельно более подробно. Внимательно прочитайте полученный текст и подготовьте ответы на вопросы к нему. Когда вы будете слушать сообщения других групп, вы можете задавать вопросы по их теме. (Ребята читают тексты, готовят ответы на вопросы; 2 ученика пишут мини-сочинение «Влияние сверстников на становление моей личности», пользуясь материалами учебника (п.19) После высказывания суждений, подтвержденных фактами из текстов, учебника, собственными примерами из жизни обучающиеся делают вывод о том, что именно в обществе происходит формирование личности в процессе социализации. 1. Динамическая пауза. «Доброе утро» 2. Быстро потрите пальцами ладони друг о друга – 5 с. 3. Быстро потрите пальцами щеки вверх и вниз – 5 с. 4. Быстро постучите «барабанной дробью» по макушке 3 раза. 4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья – 3 раза. 5. Большим пальцем нащупайте впадину у основания черепа (у места соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до трех, опустите. Повторите 3 раза. 5. Закрепление 1 учащийся выступает с заранее подготовленным материалом о детях-маугли Обучающиеся объясняют, почему выросшие в изоляции от людей дети не смогли приспособиться к человеческой жизни. Они делают вывод, что социализация должна начинаться в детстве, когда формируется характер человека, развиваются его творческие наклонности, способности, таланты. И если запоздать, начнутся необратимые процессы. 6. Рефлексия - Какой этап урока был самым интересным? - Какой вид работы был самым легким, а какой самым трудным? - Какие пробелы в знаниях обнаружили? - Кто в группе оказался лидером и смог организовать работу? 8. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Выставление оценок за работу на уроке. 9. Домашнее задание. Прочитать параграф 13; провести исследовательскую работу по группам, распределив задания, представленные в конце параграфа. Приложение 1 Тест « Личность. Социализация личности». 1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в: 1) особенностях мышления и памяти 3) протекании психических процессов 2) участии в жизни общества 4) наследуемых качествах 2. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой: 1) процесс социализации 3) социальную дифференциацию 2) мобильность личности в социуме 4) личностную самореализацию 3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище 4. Современная наука выделяет три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное. К социальному измерению относятся: 1) унаследованные особенности развития 3) расовые отличия 2) возрастные характеристики 4) учебные достижения 4. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе. 2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность. 3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека. 4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей. 5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества. 6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице Ответ: 125 6. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его: 1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физиологических процессов 4) темперамента 7. В отличие от поведения животных деятельность человека: 1) имеет активный характер 3) имеет индивидуальный характер 2)имеет приспособительный характер 4)имеет преобразовательный характер 5) направлена на удовлетворение физиологических потребностей 6) носит узко специализированный характер 7) предваряется целеполаганием Ответ: 47 8. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его прежде всего как: 1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность 9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) семейное воспитание 2) дополнительное образование 3) социализация молодёжи 4) школьное обучение 5) трудовая подготовка 10. Человек, в отличие от животного 1) испытывает физиологические потребности 3) обладает ощущениями 2) ставит и осуществляет цели 4) создаёт зрительные образы 11. Основным фактором формирования личности является: 1) общение с окружающими 2) природная среда 3) механизм наследственности 4) врождённые склонности 12. Какой признак отражает качества человека как личности? 1) генетически наследуемые качества 3) принадлежность к человеческому роду 2) проявление чувств и эмоций 4) ориентация на определённые ценности Приложение 2 Архиепископ Михаил (Мудьюгин). ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Глава: VIII. РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Общеизвестно, что любая религия в той или иной степени влияет на жизнь большинства ее приверженцев, а религиозные учения претендуют на тотальность и всеобщность этого влияния. Монотеистические вероучения, в частности христианство, по своей сущности формируют (или пытаются формировать) все стороны человеческой жизни, мышление, эмоции, поведение, деятельность, отношение к Богу, к окружающим людям, к природе. Влияние христианства реализуется главным образом через Церковь и с ее помощью распространяется на все человечество; одни, будучи членами Церкви, воспитываются Словом Божьим, благодатью Таинств. Другие, находясь вне Церкви, подвергаются, однако, ее просвещающему и благодатному воздействию, подобно тому как люди, находясь вне дома, все же видят свет зажженной лампы, которая, хотя непосредственно освещает только пребывающих в нем, в какой-то степени светит и тем, кто вне его, радуя их, вселяя бодрость, помогая пользоваться расположенным вблизи путем, наконец призывая войти в дом и воспользоваться его светом в полной мере. Упомянутая выше тотальность воздействия религии на человека выражается именно в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы человеческого бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы с религиозных позиций той или иной оценке, в истинной религии Нового и Ветхого Заветов идентичной Божественной оценке. Особенно в Торе настоятельно и красноречиво звучат призывы к тому, чтобы все поступки человека были проникнуты стремлением к исполнению воли Божьей: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы и хорошо было вам…» (Втор5:32-33). Обращаясь к Новому Завету, видим, что категоричность к всецелому «преданию самих себя, друг друга и всей жизни своей» в волю Божию138 по сравнению с Ветхим Заветом еще возрастает. Отменяется мелочное регулирование процедур, ритуальных, бытовых, санитарно-гигиенических, юридических, однако освященные Божественным авторитетом призывы и требования обращены теперь к личности в ее существе, в ее духовной субстанциональности и приобретают онтологический характер. Итак, нет и не может быть сферы деятельности, которая находилась бы вне воздействия религиозной настроенности, религиозных переживаний христианина. В какой бы ситуации он ни оказывался, каким бы внешним воздействиям ни подвергался, он всегда и в их оценке и в своей на них реакции или спонтанно проявляет себя как христианин. Или во всяком случае оценивает собственное поведение, собственную реакцию с христианских позиций. Еще более яркую христианскую окраску имеет личная инициатива христианина в любой области его жизнедеятельности. Так, соприкасаясь с человеком, нуждающимся в помощи, христианин или сразу же, не раздумывая и не сомневаясь, оказывает эту помощь или, если по тем или иным причинам от оказания помощи воздерживается, оценивает свое поведение, осуждая его как противоречащее христианской сущности или оправдывая какими-то объективными обстоятельствами (отсутствие средств, опасения злоупотребления или другие препятствия). Какую бы сферу деятельности, какую бы ситуацию мы ни рассматривали, везде искренняя, глубокая религиозность, в частности христианская, в той или иной степени определяет поведение человека верующего, или, по крайней мере, на него влияет. Вопросы и задания: 1. Выскажите основную идею автора? Согласны ли вы с его мнением? Почему? 2. Какие религиозные нормы вы знаете? Как они называются? Докажите на примерах, что они затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. 6. Приведите слова автора из текста, где он доказывает, что любая деятельность христианина имеет религиозную окраску? Влияние СМИ СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. Положительное влияние СМИ Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. Наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций – связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Интернет – порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей. Задача СМИ в процессе убеждения – создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями. Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще не известного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом “подводят” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости. Вопросы и задания к тексту: 1. Выделите положительные и отрицательные стороны влияния СМИ? Приведите примеры такого влияния 2. В чем опасность влияния СМИ именно для молодежи? 3. Чем интернет отличается от других СМИ? Какое место СМИ занимают в вашей жизни? Как вы можете оценить их влияние на вас? 4. Если бы вам предложили провести социологический опрос о влиянии СМИ на жизнь школьников, какие вопросы вы бы включили в анкету? Развитие и социализация личности в семье А. А. Реан – доктор психологических наук, профессор С.-Петербургского университета. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. П. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Вопросы и задания 1. Объясните, в чем состоит основная роль семьи в жизни человека? 2. Поясните на примере, как деформация семьи может повлиять на жизнь ребенка? В чем опасность? 3. Как вы понимаете термин «социальный инфантилизм»? Приведите пример делинквентного поведения. Приложение 3 Рабочий лист Класс__________ ФИ обучающихся, работающих в группе: ________________________________ _____________________________________________________________________ 1. Тест 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Исследование (ответы на вопросы к тексту, сочинение) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Выводы по уроку _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc