Название предмета: обществознание (включая экономику и право). Класс: 11 УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 Уровень обучения: базовый Тема уроков: Основные сферы жизни современного общества. (2 часа) Место уроков: данные уроки завершают изучение курса "Обществознание" в средней школе и являются итоговыми. Цель уроков: закрепить, обобщить, диагностировать и систематизировать знания учащихся по изученным темам курса. Задачи урока: Предметная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по курсу; закрепить навыки работы с экзаменационным материалом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ Метапредметная: продолжить формирование у учащихся навыков по применению теоретических знаний на практике; развивать логическое мышление, навыки работы с экзаменационным материалом; Коммуникативная: воспитывать социальную ответственность за свою учебную деятельность. Планируемые результаты: Выпускник научится: использовать накопленные знания об основных сферах жизни общества; критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению. Выпускник получит возможность научиться: выполнять задания КИМа. Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: практикум. Оборудование: учебник "Обществознание" 11 класс, раздаточный материал (КИМ). Ход урока. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Фронтальная работа ( по карточкам) 3. Контрольное выполнение заданий ( индивидуально). 1. Организационно - мотивационный этап внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку. Наши уроки обществознания были посвящены изучению тем « Основные сферы современного общества». Целью уроков сегодня является, систематизация и закрепление полученных знаний, и совершенствование общеучебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ. В течении нескольких минут мы с вами немного вспомним как выполнять экзаменационные задания. 2. Фронтальная работа. Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Затем у доски с двумя учениками выполнение задания проверяется. Карточка 1. 1. Запишите слова, пропущенные в схеме. 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальная мобильность"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной мобильности. Карточка 2. 1. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения 1) институт семьи и брака 2) институт государства Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: A Б В Г Д ___ ___ ___ ___ ___ 3. Проверка выполнения задания. 4. Выполнение заданий индивидуально (КИМ) 22. Запишите слово, пропущенное в таблице ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА ... Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях 23. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения 24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика». 1) конкуренция производителей 3) централизованное распределение 2) многообразие форм собственности 4) спрос5) предложение 6) государственное ценообразование Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны. 25. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены 1) патриархальная 2) партнёрская Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. 26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако, вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений. 3) характер теоретических утверждений. Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. 26. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Формирование рыночной цены _________(А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(Г) в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется _________(Е) власти». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) наёмные работники 2) прибыль 3) законодательные органы 4) заработная плата 5) трудовой договор 6) труд 7) профессия 8) безработица 9) прожиточный минимум Запишите под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 28-31. По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти. Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами. Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики. Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта». Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет... В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов. (М.Н. Марченко) 28. Что, по мнению автора, обусловливает характер политических отношений в обществе? 29. Как, по мнению автора, политические отношения связаны с общественными отношениями в других сферах жизнедеятельности общества? Приведите два примера этой связи. 30. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятия «предмет политического конфликта». Приведите любые два примера предметов политических конфликтов. 31. Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора. 32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политических партиях. 33. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). 34. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом: - внутренние акционеры (работники, дирекция) — 62% акций, - внешние акционеры — 21% акций, - государство — 17% акций. При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций. Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы. 35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические элиты». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 36. C 9 № 3515. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С9.1 Философия:«Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать её целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай» (Р. Роллан). С9.2 Социология, социальная психология: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев). С9.3 Экономика: «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин). С9.4 Политология: «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К.А. Гельвеций). С9.5 Правоведение: «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самараканди). 4. Итог уроков. Выяснение проблем, возникших в ходе выполнения заданий. Последующая консультация. Дополнительный материал. 1. Методическая библиотека. Обществознание. Разработки уроков. Завуч. инфо. http://www.zavuch.info/methodlib/164/?pg=3 2. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ - 2017. О. А. Чернышёва, Ю.А. Клочкова и др. Москва "Легион", 2016
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc