Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Основные сферы жизни современного общества (Пикалова Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание (включая экономику и право).  
    Класс: 11
    УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема уроков: Основные сферы жизни современного общества. (2 часа)
    Место уроков: данные уроки завершают изучение курса "Обществознание" в средней школе и являются итоговыми.  
    Цель уроков: закрепить, обобщить, диагностировать и  систематизировать знания учащихся по изученным темам курса.
    Задачи урока:
    Предметная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся  по курсу; закрепить навыки работы с экзаменационным материалом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ
    Метапредметная: продолжить формирование у учащихся навыков по применению теоретических знаний на практике; развивать логическое мышление, навыки работы с экзаменационным материалом; 
    Коммуникативная:  воспитывать социальную ответственность за свою учебную деятельность.
    Планируемые результаты: Выпускник научится: использовать накопленные знания об основных сферах жизни общества; критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению.
     Выпускник получит возможность научиться: выполнять задания КИМа.
    
    Тип урока: повторительно-обобщающий.
    Форма урока:  практикум. 
    Оборудование: учебник "Обществознание" 11 класс, раздаточный материал (КИМ).
    Ход урока.
    Этапы урока:
    1. Организационный момент.
    2. Фронтальная работа ( по карточкам)
    3. Контрольное выполнение заданий ( индивидуально).
    1. Организационно - мотивационный этап внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку.  
     Наши уроки обществознания были посвящены изучению тем « Основные сферы современного общества». Целью уроков сегодня является, систематизация и закрепление полученных знаний, и совершенствование общеучебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.
    В течении нескольких минут мы с вами немного вспомним как выполнять экзаменационные задания. 
    2. Фронтальная работа.
    Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Затем у доски с двумя учениками  выполнение задания проверяется.
    Карточка 1. 
    1. Запишите слова, пропущенные в схеме.
    
    2.  Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальная мобильность"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной мобильности.
    Карточка 2.
     1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми об­ще­ства и со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удо­вле­тво­ря­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
    
    ПО­ТРЕБ­НО­СТИ
    СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ
    ИН­СТИ­ТУ­ТЫ
    A) по­треб­ность в пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния
    Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном по­ряд­ке
    B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управ­ле­ния
    Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии об­ще­ствен­ных про­цес­сов
    Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве на­се­ле­ния
    1) ин­сти­тут семьи и брака
    2) ин­сти­тут го­су­дар­ства
     
    За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.
    Ответ:
    A
    Б
    В
    Г
    Д
    ___
    ___
    ___
    ___
    ___
    3. Проверка выполнения задания. 
    4. Выполнение заданий индивидуально (КИМ)
    22.  За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це
    ФУНК­ЦИЯ МО­РА­ЛИ
    ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
    ...
    Обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в со­ци­у­ме
    Цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ная
    Фор­ми­ру­ет спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в нрав­ствен­ных цен­но­стях
     
    23.   Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но. 
           1) зна­ния      2) ми­ро­воз­зре­ние            3) цен­но­сти             4) уста­нов­ки            5) убеж­де­ния
    24. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ры­ноч­ная эко­но­ми­ка». 
           1) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей          3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние  
           2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти  4) спрос5) пред­ло­же­ние   6) го­су­дар­ствен­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние
      
    Най­ди­те два тер­ми­на, от­но­ся­щи­е­ся к дру­го­му по­ня­тию, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
    25.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
     
    ПРИ­МЕ­РЫ
     
    ТИПЫ СЕМЕЙ
    A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла по­лу­чить ещё одно об­ра­зо­ва­ние, и су­пру­ги до­го­во­ри­лись, что муж возь­мет боль­шую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с ра­бо­той
    Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж счи­та­ет, что он за­ра­ба­ты­ва­ет день­ги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела
    B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский кор­пус, а воз­ра­же­ния ма­те­ри оста­вил без вни­ма­ния
    Г) на се­мей­ном со­ве­те было ре­ше­но, что жена по­едет в от­пуск с по­дру­гой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квар­ти­ры
    Д) муж и жена ре­ши­ли по­тра­тить день­ги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный лет­ний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены
     
    1) пат­ри­ар­халь­ная
    2) партнёрская
     За­пи­ши­те вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.
    26.   Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.
    (А) Две круп­ней­шие в стра­не энер­ге­ти­че­ские ком­па­нии за­яви­ли о своём сли­я­нии. (Б) Это вы­зва­ло зна­чи­тель­ный рост курса акций боль­шин­ства из этих ком­па­ний. (В) Од­на­ко,  вряд ли в усло­ви­ях не­ста­биль­но­сти цен на уг­ле­во­до­род­ное топ­ли­во на ми­ро­вом рынке рост курса акций будет иметь устой­чи­вый ха­рак­тер. (Г) Акции неф­тя­ных ком­па­ний ста­но­вят­ся «ло­ко­мо­ти­ва­ми» фон­до­во­го рынка.
     
    Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют
    1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер
    2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний.
    3) характер теоретических утверждений.
     
    За­пи­ши­те под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер. 
    26.  Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.
     
    «Фор­ми­ро­ва­ние ры­ноч­ной цены _________(А) может со­про­вож­дать­ся кон­флик­та­ми между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными ра­бот­ни­ка­ми. Ос­нов­ным ме­то­дом за­щи­ты ин­те­ре­сов _____________(Б) яв­ля­ет­ся со­зда­ние про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей.
    Про­фес­си­о­наль­ные союзы обыч­но ста­ра­ют­ся до­бить­ся улуч­ше­ния усло­вий и по­вы­ше­ния без­опас­но­сти труда своих чле­нов, а также уве­ли­че­ния их ______________(В). Это де­ла­ет ра­бо­ту для чле­нов проф­со­ю­за более при­ят­ной и вы­год­ной, но од­но­вре­мен­но сужа­ет эко­но­ми­че­ские гра­ни­цы за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для по­ку­па­те­лей, если ве­ли­чи­на ______________(Г) в цене то­ва­ра не сни­жа­ет­ся.
    За­ра­бот­ная плата не долж­на опус­кать­ся ниже ми­ни­маль­но­го уров­ня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся _________________(Д). Ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и ме­ня­ет­ся _________(Е) вла­сти».
     
    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.
     
    Спи­сок тер­ми­нов: 
    1) наёмные ра­бот­ни­ки     2) при­быль     3) за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны     4) за­ра­бот­ная плата
    5) тру­до­вой до­го­вор        6) труд            7) про­фес­сия    8) без­ра­бо­ти­ца   9) про­жи­точ­ный ми­ни­мум
     
    За­пи­ши­те под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.
    Часть 2. 
    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 28-31.
    
    
    По своей из­на­чаль­ной при­ро­де и ха­рак­те­ру по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния пред­став­ля­ют собой раз­но­вид­ность об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.
     Важ­ней­шей от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний по срав­не­нию с со­ци­аль­ны­ми, эко­но­ми­че­ски­ми, идео­ло­ги­че­ски­ми и дру­ги­ми от­но­ше­ни­я­ми яв­ля­ет­ся воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие их в связи с по­ли­ти­кой и по по­во­ду по­ли­ти­ки. По­ли­ти­ка при этом по­ни­ма­ет­ся в самом ши­ро­ком смыс­ле слова как сфера де­я­тель­но­сти раз­лич­ных ее субъ­ек­тов, свя­зан­ная с от­но­ше­ни­я­ми между раз­лич­ны­ми сло­я­ми об­ще­ства, клас­са­ми, эт­ни­че­ски­ми груп­па­ми, на­ци­я­ми и дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми, в ос­но­ве ко­то­рой лежит про­бле­ма за­во­е­ва­ния, удер­жа­ния или ис­поль­зо­ва­ния по­ли­ти­че­ской, и в осо­бен­но­сти го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Там, где не­воз­мож­но за­хва­тить го­су­дар­ствен­ную власть, по­ли­ти­че­ские пар­тии, дру­гие объ­ек­ты по­ли­ти­ки, всту­пая в раз­лич­ные от­но­ше­ния друг с дру­гом, стре­мят­ся ока­зы­вать вли­я­ние на про­цесс фор­ми­ро­ва­ния и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти.
    По­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния со­став­ля­ют важ­ную часть всех об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. Ха­рак­тер их и осо­бен­но­сти про­цес­са из воз­ник­но­ве­ния, ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия обу­слав­ли­ва­ют­ся типом го­су­дар­ствен­ной вла­сти (ра­бо­вла­дель­че­ская, фе­о­даль­ная и т.п.), осо­бен­но­стя­ми го­су­дар­ствен­но­го ре­жи­ма (де­мо­кра­ти­че­ский, ав­то­кра­ти­че­ский и т.п.), а также дру­ги­ми фак­то­ра­ми.
    На­хо­дясь в не­раз­рыв­ной связи и вза­и­мо­дей­ствии с эко­но­ми­че­ски­ми, со­ци­аль­ны­ми и иными от­но­ше­ни­я­ми, по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния ока­зы­ва­ют на них зна­чи­тель­ное вли­я­ние, под­вер­га­ясь, в свою оче­редь, с их сто­ро­ны об­рат­но­му вли­я­нию. В осо­бен­но­сти это ка­са­ет­ся вза­и­мо­свя­зи и вза­и­мо­дей­ствия по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний с эко­но­ми­че­ски­ми. По­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния, по­ли­ти­ка ока­зы­ва­ют по­сто­ян­ное воз­дей­ствие на эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, эко­но­ми­ку. А по­след­няя, со своей сто­ро­ны, пред­опре­де­ля­ет в ко­неч­ном счете тип, ха­рак­тер и дру­гие ос­нов­ные па­ра­мет­ры самой по­ли­ти­ки.
    Важ­ной по­ли­ти­че­ской ка­те­го­ри­ей яв­ля­ет­ся ка­те­го­рия «по­ли­ти­че­ской борь­бы» или, как ее чаще име­ну­ют — «по­ли­ти­че­ско­го кон­флик­та».
    По­ли­ти­че­ский кон­фликт опре­де­ля­ет­ся как про­ти­во­бор­ство двух или не­сколь­ких субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний, обу­слов­лен­ное не­сов­ме­сти­мо­стью (про­ти­во­по­лож­но­стью) их ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей, си­стем цен­но­стей и зна­ний. По­ли­ти­че­ский, так же как и любой иной, кон­фликт все­гда свя­зан с на­ли­чи­ем опре­де­лен­ных, как пра­ви­ло, весь­ма спор­ных, про­ти­во­ре­чи­вых внут­рен­них и внеш­них об­сто­я­тельств и все­гда имеет свой пред­мет...
             В за­ви­си­мо­сти от ис­поль­зу­е­мых кри­те­ри­ев по­ли­ти­че­ские кон­флик­ты под­раз­де­ля­ют­ся на раз­лич­ные виды. На­при­мер, в за­ви­си­мо­сти от про­дол­жи­тель­но­сти, от ха­рак­те­ра дей­ству­ю­щих субъ­ек­тов, в за­ви­си­мо­сти от ис­поль­зу­е­мых ре­сур­сов.                                                (М.Н. Мар­чен­ко)
    
    28. Что, по мне­нию ав­то­ра, обу­слов­ли­ва­ет ха­рак­тер по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний в об­ще­стве?
    
     29.  Как, по мне­нию ав­то­ра, по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния свя­за­ны с об­ще­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми в дру­гих сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти об­ще­ства? При­ве­ди­те два при­ме­ра этой связи.
    
    30.  Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «пред­мет по­ли­ти­че­ско­го кон­флик­та». При­ве­ди­те любые два при­ме­ра пред­ме­тов по­ли­ти­че­ских кон­флик­тов.
     
    31. Автор утвер­жда­ет, что «По­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния, по­ли­ти­ка ока­зы­ва­ют по­сто­ян­ное воз­дей­ствие на эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, эко­но­ми­ку. А по­след­няя, со своей сто­ро­ны, пред­опре­де­ля­ет в ко­неч­ном счете тип, ха­рак­тер и дру­гие ос­нов­ные па­ра­мет­ры самой по­ли­ти­ки». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих точку зре­ния ав­то­ра.
    
    32. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «по­ли­ти­че­ская пар­тия»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях.
    33. Под­твер­ди­те тремя при­ме­ра­ми не­об­хо­ди­мость уча­стия го­су­дар­ства в эко­но­ми­че­ской жизни об­ще­ства (не­об­хо­ди­мость го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки).
    
    34.   В нашей стра­не в пер­вой по­ло­ви­не 90-х годов из при­мер­но 155 тысяч го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий было при­ва­ти­зи­ро­ва­но около 89 тысяч. Ак­ци­о­нер­ный ка­пи­тал при­ва­ти­зи­ру­е­мых пред­при­я­тий рас­пре­де­лил­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом:
    - внут­рен­ние ак­ци­о­не­ры (ра­бот­ни­ки, ди­рек­ция) — 62% акций,
    - внеш­ние ак­ци­о­не­ры — 21% акций,
    - го­су­дар­ство — 17% акций.
    При этом на мел­ких внеш­них ак­ци­о­не­ров (обыч­ных дер­жа­те­лей ва­уче­ров) при­ш­лось 10% акций.
     
    Можно ли на ос­но­ва­нии этих дан­ных сде­лать вывод о со­зда­нии круп­но­го част­но­го сек­то­ра в эко­но­ми­ке стра­ны? Пре­вра­ти­лась ли ос­нов­ная масса на­се­ле­ния стра­ны в соб­ствен­ни­ков пред­при­я­тий? Ар­гу­мен­ти­руй­те свои вы­во­ды.
    
    35. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «По­ли­ти­че­ские элиты». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.
    
    36. C 9 № 3515. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.
    При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.
     	
    С9.1 Фи­ло­со­фия:«Лучше узнать ис­ти­ну на­по­ло­ви­ну, но соб­ствен­ны­ми си­ла­ми, чем узнать её це­ли­ком, но узнать с чужих слов и вы­учить, как по­пу­гай» (Р. Рол­лан).
    С9.2 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Толь­ко тогда ста­нешь че­ло­ве­ком, когда на­учишь­ся ви­деть че­ло­ве­ка в дру­гом» (А.Н. Ра­ди­щев).
    С9.3 Эко­но­ми­ка: «Всё пре­иму­ще­ство иметь день­ги за­клю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти ими поль­зо­вать­ся» (Б. Фран­клин).
    С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Ис­кус­ство по­ли­ти­ки — это ис­кус­ство де­лать так, чтобы каж­до­му было вы­год­но быть доб­ро­де­тель­ным» (К.А. Гель­ве­ций).
    С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Ос­но­вы каж­до­го го­су­дар­ства и фун­да­мент любой стра­ны по­ко­ят­ся на спра­вед­ли­во­сти и пра­во­су­дии» (Ас-Са­ма­ра­кан­ди).
    
    4. Итог уроков.
    Выяснение проблем, возникших в ходе выполнения заданий. Последующая консультация. 
    
    Дополнительный материал.
    1. Методическая библиотека. Обществознание. Разработки уроков. Завуч. инфо. http://www.zavuch.info/methodlib/164/?pg=3
    2. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ - 2017. О. А. Чернышёва, Ю.А. Клочкова и др. Москва "Легион", 2016
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc