Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел» Тема: «Наука и образование» 1) Цель: углубить представления учащихся о науке и образовании как социальных институтах, раскрыть их функции; показать особенности современного этапа развития науки и образования; Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский; Цитата А. Эйнштейна для демонстрации на экране; тексты с заданиями и статистические данные в качестве раздаточного материала. План изучения нового материала 1. Наука и её функции в обществе. 2. Современная наука. 3. Этика науки. 4. Образование в современном обществе. 5. Образование как система. Ход урока I. Оргмомент II. Проверка д\з 1) задания стр.130; 2) эссе III. Новая тема: - назовите признаки научного познания -назовите области науки,её роль в развитии общества - сущность и значение образования для развития личности и общества - объясните связь науки и образования. В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. 1) Работа с текстом учебника стр. 131 Найдите в тексте и выпишите различные значения понятия «наука», конкретизировать примерами каждое из значений. 2) Функции науки: схема стр.132 Результаты работы по данному пункту плана оформить в виде таблицы. Функция Сущность Примеры Познавательно прогностическая Культурно мировоззренческая Социально производственная 3) Давайте порассуждаем о том, правомерно ли противопоставлять науку и религию, являются ли научная и религиозная картина мира взаимоисключающими. (слайд 3) А. Эйнштейн : «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, — это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». 4) - Выполнить задание 4 стр.141,объясните практический вывод ( стр.139) - Найдите характеристики современной науки. Интеграция и дифференциация научного знания. 5) Соотношение науки и паранауки – рассмотрение вопроса с привлечением дополнительного материала: Социологическая служба «Левада-центр» на протяжении ряда лет изучала верования россиян. Результаты некоторых опросов приведены ниже: Ответы на вопрос «Верите ли вы...?» (в процентах от общего числа опрошенных — 1600 чел.) в приметы в вещие сны в предсказания астрологов в то, что на Земле появляются инопланетяне в вечную жизнь 2000 г. 57 51 33 31 21 2006 г. 54 42 29 22 16 2013 г. 52 43 28 26 17 Задания: 1) Сделайте выводы об отношении россиян к паранауке. Изменилось ли их отношение в 2013 г. в сравнении с 2000 и 2006 гг.? 6) Проблемы научной этики –групповая работа : проанализируйте некоторые требования научной этики. Заполните следующую таблицу: Требование Чем объясняется это требование? Почему важно его соблюдать? Учёный должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем с обычных людей Требование Чем объясняется это требование? Почему важно его соблюдать? Нацеленность на поиск нового знания и его честного, полного обоснования без подлогов, погони за дешёвой сенсацией, плагиата Высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в ещё большей степени за их практическое использование IV. Закрепление - Выявите отличительные черты современного образования и конкретизируйте их примерами из школьной жизни и деятельности известных организаций профессионального и дополнительного образования. - Почему в современном обществе необходимо непрерывное образование? -Какие возможности для этого предоставляет система образования? -Как связаны обучение на протяжении всей жизни и самообразование? Информация: В развитых странах реализуется принцип обучения на протяжении всей жизни .Выделены следующие направления такого обучения: ^ обучение для того, чтобы знать (академические знания и развивающие программы); ^ обучение для того, чтобы делать (профессиональные знания в самых разных сферах, а также знание компьютера, управленческая подготовка и т. п.); ^обучение для того, чтобы жить вместе (приобретение социальных навыков, изучение иностранных языков и культуры); ^ обучение для того, чтобы быть (развитие творческих способностей, занятия спортом и т. п.). -Какой должна быть современная школа или, какова оптимальная для России система образования? V. Домашнее задание Учебник, § 13. Вопросы для самопроверки и работа с документом. (По желанию) составить развёрнутый комментарий к цитате А. Маслоу, приведённой в рубрике «Мысли мудрых».
Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Блеубаева А. М.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.ppt