Предмет: обществознание Класс:10 Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ» УМК: учебник Обществознание для учащихся 10 класса Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г. Тема: Нации и межнациональные отношения. Задачи урока: 1. Знать, что такое этнос и этнические общности. 2. Понимать смысл основных понятий темы: нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание. 3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения. 4. Уметь анализировать явления современной социальной жизни с применением полученных знаний. 5. Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. 6. Уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в группе. Этап урока Содержание Компетенции 1. Мотивационный Ученикам предлагается ответить на вопросы: Зачем нам изучать эту тему? Кто является источником власти в России? Сколько народностей проживает на территории нашей страны? Что такое «этнос»? О каких межэтнических конфликтах вы слышали? Что такое толерантность? Коммуникативные: выстраивать диалог друг с другом и с учителем 2.Целеполагание Учащиеся формулируют проблему «Как необходимо выстраивать взаимодействие в многонациональном мире»? Ставят задачи изучения темы. Общеучебные 3.Актуализация знаний Приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения Этническая общность Тип общества (Стадиальный) Тип общества (формационный) род Индустриальн. феодализм племя Традиционное капитализм народность Информационн первобытное нация Учащиеся вспоминают два подхода к изучению развития общества, сопоставляют периоды формирования этнических общностей и исторические условия, отраженные в разных типологиях. Мыслительные 4.Изучение нового материала 1.Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения». Есть разные определения понятия «нация». Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть. 1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. 2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. Учащиеся выписывают признаки этнических общностей. Объясняют, что определения отличаются акцентом в одном случае на этническую сущность, а в другом на общегражданское сознание. Делают вывод, что нация еще и политическое объединение. Записываем определение «нации»: Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»? В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»? 1. Преданность своему народу. 2. Защита национального единства или независимости. 3. Всеобщая приверженность и верность своей нации. 4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов. 5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами. Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»? 2.Что такое межэтнические отношения? В современном мире параллельно идут два противоположных процесса, связанные с межэтническими отношениями: интеграция и дифференциация. Что это за процессы? Привести примеры, отражающие их сущность. (Евросоюз, распад СССР). Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам? Записываем определение «межэтнический конфликт». 3.Работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия - Албания) Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта. Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов. Территориальные — борьба за изменение границ. Экономические — борьба этносов за обладание ресурсами. Социальные — требования гражданского равно- правия, равенства перед законом. Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Работа с понятиями «сепаратизм» и «ксенофобия». 4.Возвращаемся к поставленной проблеме: как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов? Учащиеся предлагают свои решения проблемы. 5.Работаем с учебником Боголюбова «Обществознание, 11 класс: профильный уровень», стр.93. Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов. 1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта). 2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами; 3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности; 4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Представление результатов работы. Общеучебные, мыслительные, метапредметные коммуникативные 5.Рефлексия Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов? Какие причины возникновения конфликтов вы считаете основными и почему? общеучебные 6.Домашнее задание Найти в СМИ информацию о межнациональных конфликтах и проанализировать её с точки зрения: 1. Причин возникновения 2. Способов урегулирования данного конфликта (какие из названных на уроке способов были использованы и насколько эффективно). метапредметные
Автор(ы): Бисенова В. С.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx Блеубаева А.М. учитель истории и обществознания МОБУ «Красночабанская СОШ имени Героя России Жолдинова Жантаса» Тема: «Нации и межнациональные отношения» Цель:формирование компетентности учащихся на основе применения образовательных технологий, в процессе урока отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ, повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме. Задачи урока: Образовательная: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современном мире. Развивающая: развивать универсальные учебные действия:овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету. Воспитательная: воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, общероссийской идентичности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения. Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное самосознание, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид. Межпредметные связи: история Дидактический материал: текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации Оборудование: проектор, экран, компьютер, рабочий лист, презентация «Нации и межнациональные отношения», презентация «Межнациональные конфликты», пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ Целеполагание. Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме. Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ. Подход:компетентностный Методы: анализ, объяснительно-иллюстративный, эвристический,интерактивный Выполняемая задача Задание практической работы Iэтап. Подготовительная работа. Учащимся к данному уроку предлагалось изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69. Подготовить презентацию «Межнациональные конфликты». Актуализация темы Форма урока Целеполагание IIэтап. Вступительная часть. Вводное слово учителя. Это завершающий урок обществознания по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках изучения раздела " Социальное развитие современного общества ". Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проявлением нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии и расизма, антисемитизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам.Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития. Сегодняшний урок мы проведем в форме урока-практикума, работать будем в парах (коммуникативная компетенция) отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить, осмыслить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме запись темы в тетрадь Развитие коммуникатив-ных умений Учащимся предлагается поработать в группах (парах) с рабочим листом (задания написаны на рабочем листе). Задания на закрепление терминологии Слайд № 3 В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия «__________ (1) и "этнос" сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин "этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ___________(2) главное основание объединения людей в одну ____________(3) - кровно-родственные связи и общее_______________ (4). С возникновением государств появляются ______________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются ________________(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, "единое чувство судьбы"». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) происхождение Е) народность Б) племя Ж)национальность В) общность 3) раса Г) нация И) диаспора д) народ В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Рефлексия Что помогло справить с заданием? Заполнение таблицы Каково практическое применение выполненного вами задания? Опережающее задание Формирование информацион-ной компетенции (навыки работы с источниками) Слайд №4 2. Назовите общности людей: - итальянцы (нация); - кривичи (племена); - саксонцы (народности); - эвенки (народности); - радимичи (племена); - баски (народности); - русские (нации); - ирландцы (народности); - дреговичи (племена); - англичане (нация); - вятичи (племена); - испанцы (нации). племена народности нации Культуровед- ческая компетенция Умение объяснить понятие Обучение самоконтролю Отслеживание своих учебных действий Слайд № 5 3. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку 1) православные 2) французы 3) католики 4) мусульмане Слайд № 6 4.Верны ли следующие суждения о нации А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями. Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Вы согласны, что все перечисленные варианты это соц. общности? По какому признаку сформированы остальные общности? ________________ Умение применять знание классификации Обучение самоконтролю Побуждение ксамостоятель-ным выводам и умозаключени- ям Каждая нация имеет свои национальные интересы. Слайд № 7 5. Верны ли следующие суждения о национальных интересах А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности. Б. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Докажите, что данное утверждение верно В чем заключается особенность национальных интересов? Умение применять знание классификации Слайд № 8 6. Тенденцию к национальной интеграции отражает 1)сепаратизм 2) расширение межэтнических связей 3)национальная изоляция 4)развитие национальной культуры Какую тенденцию в национальных отношениях отражают другие варианты? Задание на установление соответствия. Разновидность задания на классифика- цию Обучение самоконтролю Отслеживание действий по алгоритму Слайд № 9 В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами Примеры проявления А)транснациональные корпорации Б) протекционизм в экономике В) религиозный фанатизм Г)экономические и политические союзы Д) национализм в политике и культуре Основные тенденции развития наций 1)межнациональная дифференциация 2)межнациональная интеграция Пошаговая отработка технологии выполнения задания 1 шагОснование классификации заданов условии – это тенденции развития нации. 2 шаг Уточним содержание понятий 1)межнациональнаядифференция 2)межнациональная интеграция В другом столбце примеры. 3шаг Соотнесение понятия и примеров. Умение отличать социальный факт от оценочного суждения Слайд № 10 В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на национально-психических образованиях. (3) Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально-этнических общностей. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. Прежде всего необходимо вспомнить, что такое социальный факт и какие положения являются оценочными. Социальный факт - вполне реальное событие явление, то, что существует. Это знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в котором оно имело место. Оценка содержит собственное суждение и отношение к объекту, предположения о свойствах и тенденциях изменения данного объекта, прогностические суждения, оценка может быть многоплановой Объяснительно-иллюстратив-ный Формирование информацион-ной, интегративной, языковой компетенции Для выполнения заданий части С с развернутым ответом нам понадобится дополнительная информацияпо теме «Межнациональные конфликты» Сделать записи в тетради (примеры межнациональных конфликтов) Демонстрация презентации Работа с источниками Компетенция (грамотность) в области чтения 1) понимание прочитанного материала в целом, 2) умение извлекать из текста важную информацию, 3)интерпретиро-вать его основное содержание, 4) анализировать, оценивать смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном В ходе тестирования оцениваются различные когнитивные умения, которые можно объединить в три группы: - нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; - интерпретация текста; - рефлексия и оценка текста. Коммуникатив-ная компетенция - владение различными видами речевой деятельности (диалог, чтение, письмо) Информационная компетенция (извлекать, систематизиро- вать, анализировать) Прочитайте текст и выполните задания Сl - С4. « ... История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации, отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы. < .... > Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. < ... > ... Выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений. Первый - социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных слоев, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность. Второй - политологический. Опираясь на такой подход, ученые первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит (прежде всего интеллектуальных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам» (Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования / / Социально-политический журнал. 1996. N2 4. С. 41, 42-43, 45.). Сl. Что понимает автор под этнонациональным конфликтом? С2. На основании текста заполните таблицу. Подходы к анализу этнополитических столкновений Объяснение причин этнополитического конфликта СЗ. Автор говорит о длительности истории этнополитических конфликтов. Привлекая знания курсов истории и обществознания, приведите три примера этнополитических конфликтов. С4. В тексте охарактеризованы два подхода к объяснению причин этнополитического конфликта. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите другие три причины этнополитических конфликтов. Задание выполняем в тетради. Возможно использование дополнительного материала (презентазия) Учимся читать, думать, понимать нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде Эвристический метод Ценностно-смысловая концепция: - формирование ценностных ориентиров ученика, - способность понимать окружающий мир. Социокультур-ная компетенция -иметь представления о системе правовых норм и ценнностей в России Коррекция имевшихся представлений по изучаемой теме в соответствии с полученной информацией Документы, определяющие национальную политику в нашей стране: 1. КРФ (1993 года). 2. « Концепция национальной политики РФ» (1996 года). Учащиеся работают со статьями КРФ (гл.2 ст.13 (5), 19, 26, 29; ст.65,69). Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам: какие конституционные положения отражают принципы национальной политики? - уважение к людям всех наций-ст.26; - равенство –ст.19,69; - принципа толерантности(терпимости) –ст. 13,29;- сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65 Слайд № 11 Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране? Рефлексия. Каковы сферы применения отработанных навыков и умений? Какова практическая направленность? - уметь правильно выбирать целевые и смысловые установки для собственных действий и поступков
Автор(ы): Блеубаева А. М.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Бисенова В. С.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.pptx