-1- Ильященко Виктор Иванович, учитель истории и обществознания МОАУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 1» Название предмета: обществознание Класс: 10 УМК: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд - во «Просвещение, 2013. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Демократические выборы и политические партии» Общее количество уроков, отведенное на изучение темы: 2 часа Место урока в системе уроков по теме: раздел II «Основные сферы общественной жизни», № уроков 47 - 48 Аннотация Данное учебное занятие разработано на основе одной из современных образовательных технологий - технологии развития критического мышления. Оно ориентировано на государственную образовательную учебную программу по обществознанию и может быть использовано педагогами, работающими в 10 классе. Технология дает возможность значительно активизировать учебную деятельность учащихся, сделать знания доступными, а интерес к предмету более устойчивым, ориентирует на максимальное усвоение учебного материала на уроке. План урока представляет этапы урока, раскрывает сущность технологии, где используются методические приемы: «корзина идей», «составление кластера», «пометки на полях» (инсерт), составление маркировочной таблицы Данные приемы требует не пассивного, а "думающего" и ответственного участия школьников в процессе урока. Вопросы по ходу урока встречаются чаще, и порой в самых неожиданных местах - это будет служить толчком к поиску новой информации: от родителей, из дополнительной литературы и т. д. Из вопросов можно сформулировать проблемы домашнего задания. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Урок № 47 (№1 в теме «Демократические выборы и политические партии») Тема: Демократические выборы. Избирательное право в РФ. Цели урока: Дидактическая: - создание условий для индивидуального осмысления и усвоения нового материала средствами технологии критического мышления. Образовательная: - формирование представления учащихся о выборах как демократическом способе формирования государственных органов и органов местного самоуправления. Развивающая: - формирование критического мышления через систематизацию знаний и работу с информационным текстом. Воспитательная: -воспитание активной гражданской позиции учащихся. Задачи урока: - обобщение знаний из различных источников по вопросам избирательного права; - продолжить развитие умений учащихся анализировать, дифференцировать и обобщать имеющиеся знания. Планируемые образовательные результаты: - 2 - Научатся: понимать, что такое выборы, определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Получат возможность научиться: формулировать свою точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Выработают элементы коммуникативной компетенции: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, взаимодействовать с окружающими. Оборудование: - учебник; - рабочие тетради; - тексты Конституции РФ; - таблица «Принципы избирательного права»; - текст для работы; - электронное пособие «Обществознание. Системы уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова» Оформление классной доски: Эпиграф урока: «Меньшинство нередко становится большинством потому, что встает с постели и голосует» Лоуренс Питер Содержание урока Ход урока: 1. Организация класса и мотивация к учебной деятельности: Вам скоро исполнится 18 лет. Какое право появится у Вас, как у граждан демократического государства? - Правильно, Вы станете избирателями. Итак, тема нашего занятия - Демократические выборы. Избирательное право в РФ. 2. Изучение нового материала. План. 1. Избирательная система. 2. Принципы избирательного права. 3. Типы избирательных систем Технологическая карта урока - 1 учебный час Этапы Время Цель Методические приемы I Вызов 10 мин Актуализация предыдущих знаний учащихся, активизация деятельности «Корзина идей» Прием составления маркированной таблицы II Осмысление 20 мин Получение и осмысление информации, соотнесение ее с уже имеющейся. Чтение текста (insert), выделение ключевых моментов. Маркировочная таблица. Составление кластера для структурирования материала Сообщение учащихся. III Рефлексия 10 мин Создание целостного представления об избирательном праве и выборах Маркировочная таблица Возвращение к ключевым вопросам. IV Выводы, домашнее задание 5 минут Напомнить основные моменты написания эссе - 3 - I Этап вызова - кадры из электронного пособия, план, таблица, эпиграф. Учитель: «Выборы - необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Выборы - это тема нашего сегодняшнего разговора. Для начала давайте вспомним все, что мы знаем об этом из учебников, книг, СМИ, электронной продукции. Задание: В тетради нарисовать таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками (названия колонок не записываются) Знаю Узнали новое Вопросы - В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о выборах и избирательном праве. - Обменяйтесь информацией в парах и дополните содержание колонки. Вопрос-задание классу: Теперь давайте обсудим то, что у нас получилось. Учащиеся по очереди информируют класс о своих знаниях. Учитель на доске записывает идеи, факты, сведения под знаком «корзины», даже если они ошибочные. Далее все ошибки исправляются и записываются, учащиеся дополняют свои колонки общей информацией. Подводятся итоги, и обозначается I колонка таблицы значком «знаю». II Этап осмысления Учитель: Итак, представленная информация обширна, но несколько хаотична. Предлагаю классифицировать записанные на доске знания по основным вопросам, входящим в тему. Классификация по методическому приему кластера с использованием «корзины идей». Предлагается структурно-логическая схема: Вопрос: Как вы полагаете, Ваша информация является полной? Давайте дополним наши знания с помощью специального текста. Методический прием «Чтение с пометками» ("Инсерт"). Учащимся раздается текст, определяется 10 - 12 минут на прочтение, и во время чтения они ставят на полях карандашом пометки. Этот прием позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технология: учащиеся получают текст, определенное время для прочтения, и во время чтения ставят на полях карандашом пометки. - 4 - Значком "V" - отмечается информация уже известная ученику. Значком "+" - новое знание, новая информация, впервые замеченная. Значком "—" то, что не соответствует имеющимся у него знаниям - он об этом думал по-другому. Значком "?" то, что непонятно, требует разъяснения, новой информации. Использование знаков позволяет соотносить новую информацию с уже известной. Продолжается работа с маркировочной таблицей. Записываются во вторую колонку новые сведения по тексту, и дается название второй колонке: «Узнали новое». Учащиеся оценивают новый банк данных. Учитель: Осталась третья колонка в таблице. Какие вопросы у вас возникли? Какие проблемы, с вашей точки зрения, следует раскрыть? Учащиеся называют вопросы и проблемы, участвуют в их обсуждении и заносят их в третью колонку, обозначив третью колонку «Узнать». Вопрос учителя: Из каких источников можно получить недостающую информацию? Составляется список источников. III Этап рефлексии. Возвращение к кластеру. Вопрос учителя: Какими деталями можно его дополнить? В ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией. IV Этап - выводы. Учитель предлагает варианты итогового задания: - Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «выборы»? Составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии (задание № 25 из ЕГЭ). Рассматриваются все варианты. Дополнительно: Заслушивается сообщение «Из истории избирательного права». Домашнее задание: на выбор: 1 вариант - изучить стадии избирательного процесса - составить группу из 7 участников - каждый подробно объяснит одну стадию. 2 вариант - написание обществоведческого эссе по высказыванию - эпиграф урока. Специальный текст к уроку прилагается Приложение 1 - текст для учащихся Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов. Функции выборов: Форма непосредственной демократии Развитие политического сознания людей Способ определения состава государственных органов Форма политической борьбы Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов. Избирательная система - порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами. Принципы избирательного права: - 5 - Всеобщее - к выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям. Ограничения: А) возрастные; Б) общая недееспособность (по суду); В) нахождение в местах лишения свободы; Г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы. Равное - все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает: 1) значение голосов избирателей одинаковое; 2) равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей в предвыборной борьбе. Прямое - избиратели голосуют на выборах непосредственно и лично. Тайное - исключает возможность какого - либо контроля за волеизъявлением избирателей. Бюллетень анонимен, а избирателю предоставляется закрытая кабина для его заполнения. Добровольность (свобода) - никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеиъявление. Виды избирательных систем Вопросы Мажоритарная Пропорциональная Выбираем кандидатов партии Итоги Предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов: при системе абсолютного большинства для избрания кандидата требуется 50 % голосов плюс один голос; при системе относительного большинства - требуется набрать голосов больше, чем другие кандидаты. Основана на подаче голосов за список кандидатов от какой - либо политической партии. Количество мест в парламенте определяется прямо пропорционально количеству голосов, набранных данной партией на выборах. Достоинства Проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Избиратели голосуют за конкретного человека. Отражает интересы меньшинства населения Недостатки При ее использовании меньшинство граждан, имеющих иные политические взгляды, оказываются никем в парламенте не представлены. Заградительный барьер (5%) , лишающий малые партии, набравшие недостаточно голосов, права участвовать в распределении депутатских мандатов. -6 - Приложение № 2 «Из истории избирательного права» Выборы - один из самых древних инструментов формирования органов государства. Однако далеко не все им пользовались. В Древней Греции его были лишены женщины, рабы, дети и неграждане Афин. В США не имели права голоса чернокожие рабы, женщины и коренные индейцы. Некоторые штаты вводили ценз грамотности, благонадежности, добропорядочности и имущества. По этому поводу известный политик Томас Пейн писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Этот человек сегодня избиратель, он идет и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без осла, его не пускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране: осел или его хозяин?» Только в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем негры, с 1920 года стали голосовать женщины, а с 1971 года - все с 18 лет. В России существовала куриальная система - дворяне - помещики с высоким имущественным цензом, городская курия - купечество с доходом, сельская курия с трехступенчатой системой выборов. Конечно, это была система неравных выборов. Эту же схему в целом повторяли и выборы в первые Государственные Думы начала XX века. При этом появилась и рабочая курия, но при смене избирательных законов число выборщиков от землевладельческой курии возрастало, а от крестьянской и рабочей падало. Всеобщее равное прямое тайное голосование появилось с 18 - летнего возраста в СССР в 1936 году после принятия новой Конституции, когда были уничтожены основные противники коммунистического режима. На самом деле они не были свободными до перестройки и времен Горбачева. Партийные органы по сути назначали одного кандидата, за которого 99,9 процента избирателей единодушно голосовали. Такие выборы были во всех странах тоталитарного социализма. Не во всех странах выборы считаются подходящим способом избрания достойных. В мусульманских странах, хотя и используют выборы, но выше них ставят совещания особо авторитетных лиц при главе государства, которые не выбираются, а приглашаются правителем в совет. В условиях военных режимов выборы не отвергаются, но их обещают провести, как только военный совет наведет порядок в стране. Иногда такие выборы не проводятся десятилетиями, например в Алжире, Эфиопии, Бразилии. Но в большинстве стран выборы признаются кА основа демократии. Во многих странах они положили конец авторитарным и военным режимам, например в Бразилии, Аргентине. В большинстве стран выборы всеобщие равные прямые при тайном голосовании, для участия в которых установлен лишь возрастной ценз - 18 лет. Есть исключения: в Бразилии, Иране, Кубе - 16, в Марокко - 20, В Латвии - 21.Лишаются активного избирательного права душевнобольные, осужденные, в некоторых странах военные. В Великобритании не голосуют пэры, образующие верхнюю палату парламента, иногда племенные вожди, входящие в особые советы при парламентах. Для пассивного избирательного права (права быть избранным) устанавливается более высокий возрастной ценз (23,35,40 лет). Кроме того, в некоторых странах вводится ценз оседлости - кандидат должен прожить определенное время в данной стране. Существуют требования знать государственный язык (Руанда, Молдавия, Казахстан и др.) Не во всех странах выборы равные. В Китае один депутат выбирается от городского населения в 8 раз меньшей численностью, чем сельского - это объясняют необходимостью укрепить руководящую роль рабочего класса в крестьянской стране. В Великобритании до середины века выпускники университетов имели два голоса - они голосовали по месту жительства и там, где учились. Часто выборы бывают непрямыми. В США население сначала выбирает выборщиков, которые затем голосуют за кандидатуру президента. По неписаному правилу выборщики президента голосуют за кандидата той партии, к которой они принадлежат. Президенты Греции, Турции избираются парламентами. В Китае вышестоящие органы избираются нижестоящими.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ильященко В. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.ppt