Предмет: обществознание Класс:10 Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ» УМК: учебник Обществознание для учащихся 10 класса Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г. Тема: Гражданское общество и правовое государство Цели: подвести учащихся к пониманию значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества. Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданское общество, государство, государственный чиновник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, референдум), домашнее задание. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовое государство: право выше власти» 1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам КАРТОЧКА № 1 1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него: - Зачем соединять силу и право? 2. Для этого подумайте над вопросами: - В чем сила государства? - Приведите примеры справедливых и несправедливых законов. - Кто из древнегреческих философов заложил основы учения о правовом государстве? - Где находится источник права? - Почему право должно принадлежать человеку? - Как соотносятся право и власть? - Почему общество и государство должны подчиняться праву? - Что такое демократия? - Должна ли демократия опираться на законы? 3. Сделайте вывод. КАРТОЧКА № 2 1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него: - Почему нужно разделять власть в государстве? 2. Для этого подумайте над вопросами: - Как родилась теория разделения властей? - Какие ветви власти существуют в государстве? - Какой вклад в развитие теории правового государства внесли Аристотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк и И. Кант? - Как должны строиться отношения между различными ветвями власти? - Что такое категорический императив? - Каковы признаки правового государства? 3. Сделайте вывод. III. Изучение новой темы План 1. Что такое гражданское общество? 2. Местное самоуправление. Задача для учащихся: Выяснить, почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства? 1. Беседа по вопросам - Что такое общество? - Как связаны между собой государство и общество? - Каковы сферы жизни общества? 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50). Задание для учащихся: выяснить основные черты гражданского общества. (Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу. Сферы жизни общества Примеры Экономическая сфера Социальная сфера Сфера духовной культуры Политическая сфера 3. Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление? Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Статья 132 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29] 4. Беседа по прочитанному тексту - Как формируются органы местного самоуправления? (Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.) - Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.) - Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству? (Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. Э.) IV. Закрепление изученного на уроке - Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод? - Как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество? - Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании? V. Подведение итогов урока - Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? - Может ли жизнь общества происходить без участия государства? Домашнее задание 1. Прочитать § 22 учебника). 2. Подготовить устные ответы на вопросы: - Что такое гражданское общество? - Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?
Автор(ы): Бисенова В. С.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx Урок «Гражданское общество и правовое государство» 10 класс № 5 - 6 в теме «Политическая сфера общества» (46 - 47) Составила: Ильященко С.В., учитель истории и обществознания МОАУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 1» Цель: - учебно - познавательная: - способствовать формированию представлений учащихся о том, правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность граждан, о структуре и признаках гражданского общества; - развивающая: - развитие навыков сравнительного анализа, сопоставления, рассуждения; - воспитательная: - продолжение формирования активной гражданской позиции. Тип урока – изучение нового материала, лекция с элементами беседы. Ход занятия: I Организация класса - определение целей и задач занятия. II Изучение нового материала. ПЛАН 1. Государство как основной политический институт. 2. Правовое государство и его ценности. 3. Гражданское общество. 4. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Логическое задание на урок: - объяснить афоризм немецкого юриста Г.Еллинека: «Правовым государством может считаться единственно то, где законодатель также подзаконен, как и гражданин» 1.Государство как основной политический институт. Предлагаем учащимся вспомнить, что такое государство. Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения. Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства. Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства. В теологической теории – это Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей. Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства. Работа со статьями № 1, № 7, № 14 Конституции РФ: определяем что означают понятия демократическое государство; социальное государство, светское государство, например: Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. 2.Правовое государство и его ценности. Продолжение работы с текстом Конституции: разбор статей № 1.1, № 2, № 3,№ 10. Выводим основные признаки правового государства: 1. Верховенство закона. 2. Принцип разделения властей. 3. Гарантии прав и свобод граждан. 4. Взаимная ответственность государства и личности. Обсуждение вопросов: - Как Вы считаете, РФ - правое государство? - Правовое государство - миф или реальность? - Какие государства в мире Вы назвали бы правовыми и почему? 3.Гражданское общество. Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других. Структура гражданского общества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты; 2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников; 3) общественные объединения и организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации; 7) семья; 8) церковь. Признаки гражданского общества: 1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) самоуправляемость; 3) конкуренция; 4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; 5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию; 6) жизнедеятельность базируется на принципе координации; 7) многоукладность экономики; 8) легитимность власти; 9) правовое государство; 10) сильная социальная политика государства. Причины возникновения гражданского общества: 1) частная собственность; 2) свободная рыночная экономика; 3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Условия возникновения и развития гражданского общества: 1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии; 2) гласность и высокая информированность граждан. Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации: 1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции; 2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти; 3) укрепление чувства личного достоинства. 4.Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Беседа: - Как связаны между собой правовое государство и гражданское общество? - Какие выводы для себя лично Вы сделали бы, опираясь на изученный материал урока? Поделитесь своими соображениями. III Закрепление. 1. Что такое общество? 2. Что такое гражданское общество? 3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл. 4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства? 5. Что такое государственное и местное управление? В чем различие? 6. Какие вопросы решает местное самоуправление? Домашнее задание: Творческая работа «Моё идеальное общество».
Автор(ы): Ильященко С. В.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx