Предмет: обществознание Класс:10 Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ» УМК: учебник Обществознание для учащихся 10 класса Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г. Уровень обучения: Базовый уровень. Тема: Экономическая культура. Ход урока: I. Оргмомент. 1. Приветствие (начало общения учителя и учеников). 2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика). 3. Проверка готовности к уроку. 4. Организация внимания учеников. 5. Подготовка оборудования. II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества". 1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136. 2. Тестирование для всего класса (7-10 минут). III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить). План. 1. Экономическая культура; 2. Сущность и структура экономической культуры; 3. Экономические отношения и интересы; 4. Экономическая свобода и социальная ответственность; 5. Рыночная экономика; 6. Связь экономической культуры и деятельности; 7. Взаимосвязь экономики и права; 8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой. 1. Экономическая культура. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Экономическая культура общества - система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности; - уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека; - содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности - сознание; -практическая деятельность. 2. Сущность и структура экономической культуры. Элементы экономической культуры. 1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества. 2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций. 3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности). 3. Экономические отношения и интересы. Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности. 1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение 4.Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка. Социальная ответственность 1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов. 2. Необходимость считаться с интересами и ценностями общества (проявлять социальную ответственность). Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное требований общественной морали правило поведения, регулирующие в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством. Особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям. 5. Рыночная экономика. НЕДОСТАТКИ: - Конкуренция ведёт к появлению монополий; - Нестабильность экономики: инфляция, экономический спад, безработица; - Не равномерное распределение доходов; - Незаинтересованность в охране окружающей среды. ДОСТОИНСТВА: - Рынок быстро реагирует на изменение спроса со стороны потребителей; - Невозможен дефицит; - Свобода производителей и потребителей; - Высокие адаптационные возможности. 6. Связь экономической культуры и деятельности. Уровень экономической культуры - Успешность выполнения социальных ролей. - Результативность экономической деятельности Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий уровень культуры. Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль. Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право. 1. Экономика и право. (Сообщение ученика). На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции. Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней. 2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика). Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием? - Налоговый кодекс. -Уголовный кодекс. - Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников. 3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика). 4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика). Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150. Эссе: "Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора". Ф. Хайек австрийский экономист и философ.
Автор(ы): Бисенова В. С.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx