Обществознание. 10 класс. Профиль. 
Ильященко В.И. учитель истории и обществознания 
МОАУ «Домбаровская СОШ № 1»
Урок № 13 (8)
Тема № 2 «Общество и человек»
Тема урока:
Свобода в деятельности человека
Цели и задачи: - 
 - объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; 
- ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; 
-развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; 
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся. 
Тип урока: урок-проблема. 
Ход урока:
I. Организационный момент :
(Учитель говорит строгим и громким голосом.) 
Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно 
смотреть только на меня и т. д.
Вопрос классу:
- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила? 
- Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны 
не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на нашем уроке. 
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Почему невозможна абсолютная свобода? 
2. Свобода как познанная необходимость. 
3. Свобода и ответственность. 
4. «Свобода от» или «свобода для». 
5. Свободное общество. 
II. Новый материал 
Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. 
Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». 
Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода. 
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам. 
Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16. 
Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.
Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16. 
Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16. 
Вопросы и задания к группе 1 
1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен? 
2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? 
3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы. 
4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. 
5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли? 
6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...» 
7. Согласны ли вы с данным принципом? 
Вопросы и задания к группе 2 
1. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? 
2. Как вы поняли смысл этих высказываний? 
3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните. 
4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали: 
а) сторонники абсолютного предопределения; 
б) религиозные деятели другого направления; 
в) философы, отрицающие фатализм? 
5. С кем из мыслителей вы согласны и почему? 
Вопросы и задания к группе 3 
1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»? 
2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его. 
3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры. 
4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему? 
5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему? 
Вопросы и задания к группе 4 
1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. 
2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...» 
3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? 
4. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»? 
5. Как вы понимаете эту формулу? 
7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы? 
 - По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.
Демонстрируется презентация: «Свобода в деятельности человека» 
III. Итог урока 
- К чему может привести неограниченная свобода выбора? 
- Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»? 
- Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе? 
- А как граждане могут гарантировать свободу друг другу? 
Домашнее задание 
Выучите § 16, выполните задания.
Учебное занятие
Обществознание. 10 класс. Профиль.
Урок № 13 (8)
Тема № 2 «Общество и человек»
Тема урока:
                     Свобода в деятельности человека
 
Автор(ы): Ильященко В. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ильященко В. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.ppt