Обществознание. 10 класс. Профиль. Ильященко В.И. учитель истории и обществознания МОАУ «Домбаровская СОШ № 1» Урок № 13 (8) Тема № 2 «Общество и человек» Тема урока: Свобода в деятельности человека Цели и задачи: - - объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; - ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; -развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; - способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Тип урока: урок-проблема. Ход урока: I. Организационный момент : (Учитель говорит строгим и громким голосом.) Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. д. Вопрос классу: - Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила? - Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Почему невозможна абсолютная свобода? 2. Свобода как познанная необходимость. 3. Свобода и ответственность. 4. «Свобода от» или «свобода для». 5. Свободное общество. II. Новый материал Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода. Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам. Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16. Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16. Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16. Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16. Вопросы и задания к группе 1 1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен? 2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? 3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы. 4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. 5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли? 6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...» 7. Согласны ли вы с данным принципом? Вопросы и задания к группе 2 1. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? 2. Как вы поняли смысл этих высказываний? 3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните. 4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали: а) сторонники абсолютного предопределения; б) религиозные деятели другого направления; в) философы, отрицающие фатализм? 5. С кем из мыслителей вы согласны и почему? Вопросы и задания к группе 3 1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»? 2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его. 3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры. 4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему? 5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему? Вопросы и задания к группе 4 1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. 2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...» 3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? 4. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»? 5. Как вы понимаете эту формулу? 7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы? - По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект. Демонстрируется презентация: «Свобода в деятельности человека» III. Итог урока - К чему может привести неограниченная свобода выбора? - Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»? - Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе? - А как граждане могут гарантировать свободу друг другу? Домашнее задание Выучите § 16, выполните задания. Учебное занятие Обществознание. 10 класс. Профиль. Урок № 13 (8) Тема № 2 «Общество и человек» Тема урока: Свобода в деятельности человека
Автор(ы): Ильященко В. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ильященко В. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.ppt