Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел» Тема: «ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА» Цель: сформировать представление об общества как целостной системе. Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др. Таблица «Социальные институты» для проекции на экране. План изучения нового материала 1. Общее понятие системы. 2. Характерные черты общества как системы. 3. Социальные институты. Ход урока: 1. Оргмомент - Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? -Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества? (объявление темы и цели урока. На доске записана тема и план урока.) 2. Проверка д/з Тест «Что такое общество?» (приложение) 3. Новая тема: 1. Общее понятие системы. Оно относится к сложным объектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и взаимодействуют. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Важно то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом. 2. Характерные черты общества как системы. Самостоятельное изучение учащимися части параграфа «Особенности социальной системы» стр. 19, составить простой плана текста. (Пример) Особенности социальной системы 1. Сложный характер социальной системы. 2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов. 3. Человек — основной элемент общественной системы. 4. Постоянное изменение общественной системы. 5. Интегративное качество системы как целого. 6. Социальная система — самоуправляемая. 7. Среда общества как системы. 8. Функции общественной системы. -А теперь, раскрыть каждый пункт этого плана в развёрнутой форме. (Пример) Особенности социальной системы 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. 2. Общество как система включает в себя разнокачественные элементы — материальные и идеальные. 3. Человек непременно включён в каждую из социальных систем. 4. Способность человека ставить цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, чем природные. 5. Социальная система обладает интегративным качеством, которым не обладает ни один из её элементов и которое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования. 6. Социальная система является самоуправляемой. 7. Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообщество. 8. Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция. Беседа по следующим вопросам: -почему социальную систему называют суперсистемой? -В чём проявляется разное качество элементов системы? -Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? -Чем объясняется динамичность социальной системы? -Чем отличается качество системы от качеств её элементов? -Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? -Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? -В чём заключается каждая из функций общества как системы? 3. «Социальные институты» Разъяснение различия употребления слова «институт» в бытовой речи и в науке Для уяснения связи между потребностями, видами деятельности и социальными институтами используется таблица: Обращается внимание учащихся на то, что, во-первых, социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти формы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями. Например, большие массы людей на любом историческом этапе занимались хозяйством. Назначением деятельности земледельцев, ремесленников, работников промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах существования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. Соответствующая сфера деятельности регулируется различными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п. Работа с текстом учебника стр. 23 Так, образование как социальный институт — это и совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью (учителей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные организации (школы, учреждения профессионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев. Запись в тетради определений понятий: социальная система,социальный институт. Значение социальных институтов. Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Затем целесообразно обратиться к абзацу, начинающемуся словами: «Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает...» Учебник стр. 26 Практические выводы. Первый из них ориентирует на изучение обществознания. Он противостоит легковесному суждению: «Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества проблем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наиболее тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Однако опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения. Второй вывод подводит к методу изучения общества. Учащимся можно показать, как из теории рождается методология. Если мы знаем, что общество как система взаимодействует со средой, то для понимания любого общества нужно выяснить, какова эта среда и как происходит взаимодействие с ней. Если мы знаем, что общество как система имеет сложную структуру, то изучение любого общества требует выяснения, какова эта структура и как связаны и взаимодействуют её элементы. Если мы знаем, что общество — это самоуправляющаяся система, то при изучении определённого общества следует понять особенности управления им. Теория помогает определить направления исследования объекта. Третий вывод ориентирует на применение знаний о социальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит развивать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зависит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование. Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как системы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами. Анализ документа «Социальная система и её среда». Закрепление: Вопросы стр. 27 Домашнее задание: П2,подготовить ответы на вопросы для самопроверки. Приложение Мини-ЕГЭ № 1 «Что такое общество?» 1. В процессе развития общество А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней Б) стало независимым от природы В) осталось частью природы Г) перестало оказывать влияние на природу 2. Природа А) является частью общества Б) определяет развитие общества В) оказывает влияние на общество Г) не зависит от общества 3. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы А) научно-техническими Б) социальными В) культурно-историческими Г) экологическими 4. Обществом в широком смысле слова называют А) совокупность форм объединения людей Б) весь окружающий мир В) группы, в которых происходит общение Г) взаимодействие людей в повседневной жизни 5. И человеку и животному свойственна способность к А) самореализации Б) самопознанию В) самосохранению Г) самообразованию 6. Связь всех сфер жизни общества А) обеспечивается идеологической работой Б) вытекает из целостности общества как системы В) устанавливается законодательным путем Г) достигается политической борьбой 7. Человека от животных отличает А) мышление Б) инстинкты В) рефлексы Г) потребности 8. Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти А) экономическая Б) политическая В) социальная Г) духовная 9. И человеку и животному свойственны потребности в А) социальной активности Б) целенаправленной деятельности В) заботе о потомстве Г) изменении среды обитания 10. Понятие «первобытное общество» означает А) группу первобытных охотников и собирателей Б) ступень в развитии современного общества В) семью, как элементарную частицу общества Г) объединение по интересам
Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxБлеубаева А.М. учитель истории и обществознания МОБУ «Красночабанская СОШ имени Героя России Жолдинова Жантаса» Тема ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала; комбинированный Дата проведения Образовательные ресурсы Используемые учебники и учебные пособия: Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2009. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. - М.: Просвещение, 2013. Презентация «Общество как система» [Электронный ресурс]. :http://www.proshkolu.ru/user/Abdrashitova1/file/5812157/ Цель уроков Создавать условия для формирования представлений об обществе как сложной динамической системе Задачи уроков Образовательные: - обогащение словарного запаса учащихся; - формирование умений: выделять особенности социальной системы, описывать ее подсистемы, раскрывать на примерах важнейшие понятие «социального института», формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по проблеме взаимосвязи сфер жизни общества. Развивающие: - развитие критического мышления; - развитие внимания; - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; • развивать умение применять новые знания; • формирование логических умений; • развитие умения работы в группе. Воспитательные: - воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету; - способствовать выработке гражданской позиции учащихся; - развитие коммуникативных УУД:создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу. Формы и методы обучения Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, методы самостоятельной работы учащихся, методы контроля и самоконтроля, рефлексивные методы ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия (УУД) Формы контроля Планируемый результат 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I. Мотивация к учебной деятельности 5 Подготовка класса к уроку Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу Записи в тетради Создание положительной мотивации II. Актуализация знаний 10 Беседа по теме «Общество как сложная динамическая система» Вопросы: – Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? – Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества? Высказывают свое мнение Фронтальная Коммуникативные:применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – выявляют особенности и признаки общества как системы; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Устный опрос Сформулировать диагностические цели урока. Формирование ожиданий ученика. III. Изучение нового матери-ала 45 1.Презентация «Общество как система» 2. Работа с текстом учебника, с. 18–24. 3. Работа с документом. 4. Работа по заданиям учебника, с. 27 1. Комментирует информацию презентации. 2.Формулирует задания, определяет группы учащихся: 1-я группа – изучают особенности социальной системы и вносят данные в таблицу (см. Приложение 1); 2-я группа – изучают социальные институты и вносят данные в таблицу (см. Приложение 2 ). 3.Формулирует задание, проводит беседу по вопросам: – Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? – Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. – Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. – Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему. 4. Нацеливает учащихся на обсуждение сложных дискуссионных вопросов 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Читают текст, делают записи в тетради, отвеча- ют на вопросы. 3. Знакомятся с документом, анализируют его, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 4. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения 1. Групповая работа. 2. Индивидуальная работа, фронтальная работа. 3. Фронтальная Познавательные: общеучебные – устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и общественных институтах; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности 1. Записи в тетради, устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы Наладить учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, актуализация знаний. Сформированность готовности применять знания и умения в новой ситуации. IV. Первичное осмысление и закрепление изученного 15 Творческая работа (написание эссе) Поясняет задание: написание эссе по высказыванию русского философа В. С. Соловьева «Человек – существо социальное, а высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества». определяет ориентиры действия по написанию эссе (рекомендуется использовать презентацию «Обществоведческое эссе»), обобщает результаты работы, резюмирует, дает оценку деятельности Пишут сочинение-рассуждение по заданной теме Индивидуальная Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведениюв памяти) Письменное задание Смена видов деятельности, переключение внимания, активизация умственной деятельности. V. Итоги урока. Рефлексия 10 Обобщающая беседа Вопросы: – Что означает понятие «система»? – Чем социальные системы отличаются от природных? – Каковы основные черты социального института? Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, заполняя листы самооценки: - Достиг ли я поставленной на уроке цели? - Доволен ли я своей работой на уроке? - Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? - Чью работу на уроке я хочу выделить? Почему? - Как я оцениваю свою работу на уроке? Фронтальная Индивидуальная Личностные:определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке Самоопределение и самокоррекция. Осознание успешности восприятия и осмысления объектов изучения. VI. Домашнее задание 5 § 2, документ стр.25-26 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная Приложение 1 Характерные черты общества как системы Ряд отличий Характеристика отличий 1-е отличие 2-е отличие 3-е отличие Приложение 2 Развитие социальных институтов Примеры социальных институтов Качественные характеристики Род Семья Государство Институт науки Приложение 3 Характеристика социального института (домашнее задание) Дайте характеристику выбранного Вами социального института. Напишите признаки, которые вы будете характеризовать, и подтвердите наличие этих признаков конкретными фактами. Признаки социального института Качественные характеристики
Автор(ы): Блеубаева А. М.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx