Обществознание 10 класс. Е.А.Певцова. Право.Основы правовой культуры. 2008гг. Уровень обучения – Базовый. Урок по праву в 10 классе. Конспект «Правовое государство» 1 час. Глава 4 Государство и право. Урок№6. Цели: 1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках. 2. Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами. 3. Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества. Оборудование: на каждой парте Конституция России, магнитная доска, проектор, компьютер. Ход урока. Учитель: Начну урок с притчи… Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплотой, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замёрзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя своё общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. Весь урок сопровождается презентацией. Учитель: Как вы, ребята, понимаете смысл этой притчи? (мнения учащихся). Учитель: (подводит итог высказываний ребят). Итак, народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и гражданское общество. Тема нашего урока, как вы поняли - Правовое государство План урока Учитель: Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. - Вспомните, что такое право? (ответы учащихся), затем - Признаки права? - Как шло формирование права? - Вспомните сущность понятия государство (ответы учащихся), - Назовите признаки государства (ответы учащихся). 1. Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население, с появлением государства превращается в его подданных или граждан. 2. Публичная власть. Государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том, что распространяется она на всё население страны. Для её осуществления создаётся специальный аппарат, включающий и органы принуждения: вооружённые формирования (армия, органы безопасности), тюрьмы, исправительные учреждения. 3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе, его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в недопустимости их вмешательства в дела данного государства. 4. Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы-законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок. 5. Существование особой политической организации. 6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: выпуск денежных знаков, сбор налогов. Учитель: До сегодняшнего дня среди учёных идёт спор о том, что же возникло раньше - государство или право? Учащиеся за несколько дней до урока получили задания по этому вопросу и теперь должны высказать своё мнение (представлены ответы ребят). - Некоторые полагают, что право старше государства, т. к. оно возникло ещё в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, оно получило название «обычное право». - Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно обеспечивать силу закона, подкрепив её силой государственного принуждения. Право обрело форму законов. Учитель: Можно сказать о том, что идея правового государства вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в жизни человеческого общества. Совершим экскурс в историю и выясним, как формировалась идея правового государства (учащиеся сообщают материал, который ими был подготовлен). - У истоков правового государства стоял древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.). Там, где отсутствует власть закона, там, подчёркивал он, нет места какой-либо форме государственного строя. Государство, по мнению Аристотеля, должно существовать для блага граждан. - Джон Локк, английский философ XVIII в., обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. Сделал вывод о нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках, либо в одном органе. Выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти. - Шарль Монтескье, французский философ XVIII в.Вслед за Д. Локком выдвинул идею о необходимости выделения третьей независимой ветви властисудебной. - Иммануил Кант, немецкий философ XVIII в. Создал учение о правовом государстве. «Государство-это объединение множества людей, подчинённых правовым законам». - Георг Гегель, немецкий философ XVIII в. Его конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей. Учитель: Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Ещё лет двадцать тому назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая её сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу. - Давайте сформулируем понятие «правовое государство» (учащиеся дают определение). - Итак, признаки государства мы знаем. Теперь нужно назвать признаки правового государства (учащиеся называют сообща, дополняя друг друга; учитель направляет), При работе с признаками государства, такими как: разделение властей; реальность прав и свобод человека и гражданина, к доске выходят ребята, которым предлагают собрать на магнитной доске из выданных карточек, на которых представлена соответствующая информация, схемы: 1. Органы государственной власти в РФ 2. Права человека (по Конституции России) - А сейчас подумаем и попытаемся выяснить, при каких условиях можно сформировать правовое государство? (учащиеся называют сообща, дополняя друг друга; учитель направляет), Учитель: Для того, чтобы проверить ваши знания, предлагаю вам сделать тест по теме нашего урока,можно дать несколько минут и каждый выполняет, а затем сообща проверяем, а можно спросить несколько человек. Тест. 1. Выберите правильный ответ. Основным признаком правового государства является: А) многопартийность Б) разделение властей В) суверенитет Г) защита государственных интересов 2. Главным институтом политической системы является (-ются): А) политические партии Б) государство В) профсоюзы Г) различные общественные организации 3. Верны ли следующие суждения о праве: 1) Право - это совокупность всех правовых норм, то есть правовая система. 2) Право - это система правовых (юридических) норм А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны 4. К принципам правового государства относится (-ятся): А) разделение властей Б) верховенство государства в жизни общества В) приоритет общества и государства над личностью Г) всё перечисленное 5. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «правовое государство» Гарантия прав и свобод граждан, принцип разделения властей, тоталитарный режим, верховенство закона, стабильность законности и правопорядка в обществе Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «правовое государство» 6. Обязательным признаком государства не является: А) суверенитет государственной власти Б) деление на классы В) публичный характер власти Г) государственный аппарат управления 7. Верны ли следующие суждения о разделении властей: А) Разделение властей исключает абсолютизацию, концентрации власти в руках одного человека или государственного органа Б) Разделение властей приводит к многовластию А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны 8. Представьте себе, что вам поручено обсудить законопроект. Укажите, на какие из нижеприведённых положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценивать данный законопроект для общества: А) согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности; Б) приоритет в нём классовых интересов над национальными; В) приоритет в нём государственных интересов над личными; Г) утверждение в законопроекте прав и свобод личности. Ключ Учитель: Завершая этот урок, хотелось бы привести высказывание одного философа древности, а именно Цицерона, который говорил Цицерон: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» - Как вы понимаете это изречение? (мнения учащихся). - Как вы считаете, исходя из тех путей формирования правового государства, которые мы называли, сказать о том, что России - правовое государство, как записано в ст. 1 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.? (мнения учащихся). Учитель объявляет оценки за урок, даёт домашнее задание.п 23 Презентация на тему: Правовое государство
Автор(ы): Митькин Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx