Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ» Тема урока: «Возраст и становление личности». Тип урока: изучение нового материала Форма проведения: урок с использованием мультимедиа презентации Цель урока: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности Задачи урока: 1. Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск. 2. Сравнивать, анализировать, делать выводы. 3. Решать познавательные задания по теме. Методическая литература: 1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2011 Технические средства обучения: 1. Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент Ход урока. I. Организационный момент Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом ( фронтальный опрос определений группы № 7) Работа у доски( 2 ученика) Устный опрос учащихся по вопросам предыдущего параграфа На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Индивид. Индивидуальность. Личность». Предлагаю вспомнить и дать определения понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность». ( ответы учащихся) -Просмотр видеофрагмента Сегодня мы приступаем к изучению темы «Возраст и становление личности».Целью этого урока является ознакомление с периодами развития личности, процессом становления личности. Изучить следующие понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность». Перед нами стоят следующие задачи: учиться осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, а так же решать познавательные и проблемные задания. Сегодня на уроке мы поработаем с учебником , с проблемными вопросами, заданиями. Урок я хотела бы начать с высказывания Н.А. Островского «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вопрос? Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы годы не прошли бесцельно?(Ответы учащихся на вопрос)Да, нужно с малых лет совершать добрые поступки, самосовершенствоваться, добиваться успеха, приносить пользу обществу План урока: 1. Периодизация развития личности. 2.Возраст и становление внутреннего мира. Слово учителя.Изучение первого вопроса плана начнем с рассмотрения термина «возраст». Ребята, как вы думаете, а что такое возраст?(Ответы учащихся)Вот какое определение понятию «возраст» давал российский психолог Л.С.Выготский «Возраст – относительно замкнутый период развития, имеющий собственный период развития и динамику». Работа в тетради ( запись двух понятий возраста). Возраст: 1) хронологический – зафиксирован в официальных документах, связывает события прошлого, будущего и настоящего; 2) психологический – показывает тот возраст, на который человек себя ощущает. Вопрос учащимся: На какой возраст воспринимаете себя вы? ( ответ учащихся). Итак, мы видим, что хронологический и психологический возраст редко совпадают. А как вы думаете, есть ли такой период жизни, в котором они все-таки могут совпасть? Ответ учащихся( детство) Правильно - это детство. И именно про этот период становления личности я предлагаю вам решить небольшие задачки. III Задания учащимся. (работа в группах) Задание 1: Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время. Задание 2: Какие выводы можно сделать из следующей информации: В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи. Предложите свой вывод. Задание 3: Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано» Ответы учащихся. Да, детство является наиважнейшим периодом в формировании личности, именно в раннем детстве закладываются социальные основы человека, и заканчивается оно в момент наступления совершеннолетия. Слово учителя. А теперь переходим к первому вопросу нашей темы. 1.Существует концепция периодизации развития личности, критерием которой является ведущая деятельность. Она включает две группы: ( а вот какие мы сейчас запишем в тетради) Работа в тетради ( составление таблицы) «Периодизация развития личности» Периоды Сущность Ребенок - общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: • непосредственно-эмоциональное общение младенца – общение с взрослыми на уровне эмоций: смех, плачь, недовольство, радость - взрослый понимает и выполняет требования (0 - 1 год); • ролевая игра – «дочки-матери», «войнушка» и т. д. (3-7 лет); • интимно-личностное общение подростков – секреты о первых влюбленностях, друзьях, подружках, усвоение моральных норм (11-14 лет) Ребенок - общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: • предметно-манипулятивная деятельность – игры с куклами, кубиками, машинками(1-3 года); • учебная деятельность – обучение в школе, (7-14 лет): • учебно-профессиональная деятельность – обучение с освоением элементарных трудовых навыков – готовить, вязать, делать табуретки (14-17 лет) Предлагаю соотнести записанную таблицу в тетради со схемой в учебнике стр. 303 Итак, мы выделили каким образом происходит становление личности при взаимодействии ребенка с взрослыми и с окружающими предметами. И вот ребенок взрослеет. Его личность продолжает развиваться и проходит определенные фазы становления личности. Теперь с помощью учебника составим таблицу «Фазы становления личности» IV Индивидуальная работа Работа с учебником: Составление таблицы «Фазы становления личности» Фаза Значение Адаптация усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности Индивидуализация индивид не стал таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии Интеграция противоречия между стремлением быть личностью и одобрением тех индивидуальных особенностей человека, которые способствуют успеху совместной деятельности Слово учителя. Таким образом, мы можем отметить, что любой человек в процессе становления своей личности проходит сначала этап приспособления к обществу, затем выделяется в нем из-за своей индивидуальности, а затем использует те свои качества, которые помогаю ему вести успешную совместную деятельность. И так, мы с вами рассмотрели вопросы периодизации развития личности, в основе которых лежит деятельность. 2.А сейчас познакомимся с теориями становления внутреннего мира личности. Становление внутреннего мира личности происходит постепенно, поступательно. Что же это за ступени – рассмотрим. Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи. Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания. Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды. Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир. Но на развитие личности влияют еще способности, потребности, поставленные цели. На Западе широко известна теория развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности. Интенциональностьпроявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла. Предложить рассмотреть эти фазы в учебнике (стр.306-307) 1) до 15 лет- Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные. 2) С 15 до25 лет- Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни. 3) С 25 до 45 лет - Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения. 4) 45—65 лет- Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. 5) 65 —75 лет- Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. Затем к доске я приглашаю ученика На доске составлена таблица, в которой ответы записаны неверно, его задача – установить соответствие в правильном порядке и пояснить свой выбор. А вы, ребята, выполните задание в тетради. ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Фаза жизненного цикла Характеристика фазы 1) до 15 лет А. Фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения. 2) до 25 лет Б. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. 3) от 25 до 45 лет В. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные. 4) 45—65 лет Г. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни. 5) 65—75 лет Д. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. Правильные ответы: 1 – В, 2- Г, 3 – А, 4 – Д, 5 – Б. При переходе от одного к другому этапу развития личности, как правило, возникают возрастные кризисы, которые будет вести либо к прогрессу личности, либо другая — к ее регрессу. Давайте еще раз взглянем на табличку и подумаем – чем это может быть вызвано? А теперь давайте повторим все, что вы сегодня узнали (краткое обобщение темы): возраст, хронологический возраст, психологический возраст; детство - наиважнейший этап развития личности, почему, когда оно заканчивается; в детстве становление личности происходит при взаимодействии ребенка с взрослыми, с окружающими предметами; фазы становления личности, фазы жизненного цикла и почему переход от одной к другой вызывает кризисное состояние человека. Закрепление изученного на уроке: А сейчас в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю на листочках ответить на следующие вопросы: Тест: 1.Психологичекский возраст - это: а) возраст, указанный в паспорте; б) возраст на который мы выглядим; в) возраст, на который мы себя ощущаем; г) ерунда – такого не бывает. 2. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при: а) учебно-профессиональной деятельности; б) предметно-манипулятивной деятельности; в) учебной деятельности; г) все варианты верны. 3. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это а) адаптация; б) индивидуализация; в) интеграция; г) социализация. 4. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст а) до 15 лет; б) от 15 до 25 лет; в) от 25 до 45 лет; г) от 45 до 65 лет. 5.Интенции – это: а) намерения и цели личности; б) возрастной кризис; в) хронологический возраст; г) ступень «оживления». А сейчас меняемся листочками со своим соседом по парте и проверяем правильные ответы, после чего сдаем на контроль мне. Ответы: 1 – в 2 – г 3 – б 4 – б 5 – а Рефлексия. Слово учителя. И так, если мы с вами ещё раз обратим внимание на все концепции и теории развития и становления личности, становление внутреннего мира личности, то придем к какому выводу? Ответ учащихся. ( Каждый возраст неповторим, своеобразен и играет огромное значение в становлении личности на протяжении практически всей жизни). Слово учителя. И от того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит его жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью. Домашнее задание: § 29, ответы на вопросы в конце параграфа.
Автор(ы): Ткаченко А. Б.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Ткаченко А. Б.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Ткаченко А. Б.
Скачать: Обществознание 10кл - видео.mp4