Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ» Урок № Дата: Тема: Политическая деятельность Тип урока: урок -дискуссия Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности. Задачи урока: – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни; - развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения; -совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке. Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари. Ход урока: 1. Организационный момент. Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом ( фронтальный опрос определений группы № 10) Напоминание учащимся о поставленных к уроку задачах и инструктаж команд по правилам ведения дискуссии 2. Предлагаю вам отгадать кроссворд.(8 заданий) Итак, начинаем наш урок. Задание 1. Определяем статус и роли субъектов политики. Для этого первая команда дает характеристику терминов с корнем «архия». Ученики должны вспомнить 4 термина (Например: монархия, олигархия, полиархия, анархия) и разделившись на группы по 2 или 3 человека дать им характеристику. Вторая команда, разделившись на группы, дает характеристику таких исторических форм, которые имеют корень «кратия». Они также вспоминают термины (Например: демократия, автократия, теократия, геронтократия). Для обобщения результатов работы учитель задает вопрос: «Можно ли, по степени доминирования субъектов политики на принятие властных решений в государстве, эти формы сблизить, хотя они существовали на разных этапах исторического развития?». Ответ: «Да. Можно найти общие черты у монархии, теократии и автократии, где доминирует роль лидера и элит, а в следующую группу олигархию, полиархию и геронтократию, где будут доминировать, прежде всего – политические элиты. Анархию и демократию объединять не стоит, так как, хотя и доминирует роль масс, они выполняют совсем разные функции в политической деятельности». «А чем субъекты политической деятельности отличаются?». Ответ: «Отличия наблюдаются: - в статусно-ролевых элементах; -в степени влияния субъектов на политику, то есть в определении целей, в применении форм принуждения – они различаются; -устойчивостью правовой системы, процедурой принятия законов; -по степени легитимности власти и по объему протестных настроений и т.д. А теперь переходим непосредственно к дискуссии. Первая команда защищает интересы политических лидеров (президента, глав регионов, глав ветвей власти, партийных лидеров) и элит в их числе экономические, культурные, национальные, религиозные и т.д. (далее показ презентации 1 команды) Вторая команда защищает интересы социальных слоев, непосредственно народных масс и их организаций: политических партий, общественных движений и организаций, а также групп давления и групп интересов (далее показ презентации 2 команды). 4. «Реакция сторон» - оспаривание командами главенства влияния представляемых ими субъектов на развитие событий в стране А теперь, попытайтесь оспорить главенство влияния представляемых вами субъектов на развитие событий в стране. (Стороны аргументируют свою позицию) 5. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем политические ситуации На этом остановимся и попытаемся проанализировать некоторые политические ситуации, которые я (учитель) предложу с т.зр. роли ваших субъектов. Итак, первая ситуация: Насколько изменяется роль и значение субъектов политики в период кризисов (с акцентом на используемые методы и средства)? Ситуация вторая: Сказывается ли возрастание возможностей информационного пространства на деятельность субъектов политики? Ситуация третья: Как вы прокомментируете изречение Ф.Искандера: «Власть – это стол, из-за которого никто добровольно не встает»? Ситуация четвертая: Что вы можете сказать о словах А.С.Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Ситуация пятая: Каким вы видите развитие защищаемых вами российских субъектов политической деятельности в идеале (их роли, используемые средства и методы)? Подведем итоги: Для современной России важна деятельность всех институтов и субъектов, так как исследуемые нами субъекты составляют противовес друг другу, приводя в равновесие всю политическую систему. Домашнее задание параграф 20 выполнить письменно задания 2,4.
Автор(ы): Ткаченко А. Б.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Ткаченко А. Б.
Скачать: Обществознание 10кл - Презентация к уроку.ppt