Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Групповая сплочённость и конформное поведение (Ткаченко А. Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ»
    Урок №                                                                                                                          Дата:
    Тема: «Групповая сплочённость и конформное поведение» 
    Тип урока: урок-анализ с элементами дискуссии.
    Цель урока: Познакомить учащихся  с особенностями межличностной совместимости, групповой сплочённости;
    Задачи:
    1)Раскрыть основные понятия  конформного поведения в группе;
    2) развивать у учащихся умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    3)способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
    Оборудование: презентация
                                                                                       Ход урока:
    1. Орг. момент. 
    Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом
     ( фронтальный опрос определений  группы № 5 )
    Работа  тренировочный  Ким № 121605 (2 ученика у доски)
    Актуализация знаний.
    На прошлом уроке мы изучали малые группы. Докажите, что класс 10  является малой группой.А теперь послушайте одну старинную притчу и подумайте, в чём её смысл и как эта притча соотносится с темой урока: «Групповая сплочённость….».
    
    У одного старика было 3 сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но сколько он не старался – ничего не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего сыновей. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
    Тогда отец сказал:
    -Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломает, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.
    ? Итак, каков смысл притчи?
    В чём созвучность притчи и темы урока? Сформулируйте тему и цель нашего урока.
    2. Изучение нового материала.
    План:
    1.Межличностная совместимость.
    2.Групповая сплочённость.
    3.Конформность.
    Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми, которые проявляются в деятельности и общении (взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие).
    Какие процессы происходят в межличностных отношениях? Один из этих процессов проиллюстрирован фотографиями из жизни нашего класса. Давайте вспомним эти события (слайды презентации).
    Какой процесс в межличностных отношениях мы увидели? (групповая сплочённость). В чём проявляется групповая сплочённость? (участники группы следуют к общей цели, руководствуются групповыми нормами и ценностями….).
    В межличностных отношениях группы может происходить и другой процесс. Какой? Узнаем из отрывка х/ф «Чучело» Ролана Быкова.
    Просмотр видеофрагмента фильм «Чучело»
    Как можно охарактеризовать межличностные отношения в данном классе? (процесс группового давления). В чём это проявляется? (под нажимом ребят один из главных героев – Димка – уступил группе и класс пошёл в кино вместо урока).
    
    Переходим к рассмотрению 1 пункта плана: «Межличностная совместимость».
    ? Как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»? (записать в тетрадь: межличностная совместимость – возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности).
    ? Считаете ли вы, что она играет важную роль в жизни: а) группы? (результативность взаимодействия определяется тем, насколько люди в группе совместимы). б) общества людей? Свой ответ аргументируйте.
    ? Что же лежит в основе совместимости?
    Основы совместимости:
    эмоциональная составляющая;
    деловая составляющая;
    срабатываемость.
    
    Итак, одной из основ межличностной совместимости является эмоциональная составляющая. Приведите пример из жизни.
    Другой основой является деловая составляющая. Вспомните трёх мушкетёров А.Дюма девизом которых в любых делах было: «Один за всех и вес за одного!»
    Подумайте где ещё важна совместимость ? В каких профессиях?
    Выявлением межличностной совместимости занимаются специалисты в области авиационной, организационной, космической, семейной психологии. Разрабатываются специальные методики для исследования совместимости
    Тип личности только один из многих аспектов, влияющих на совместимость людей в группе. А что ещё может повлиять на уровень совместимости в группе?
    ценностные установки
    социальные установки
    интересы
    мотивы
    потребности
    характер
    темперамент….
    Мы назвали индивидуально – психологические характеристики, значимые для
    межличностного взаимодействия. Психологи пришли к выводу, что существуют следующие уровни совместимости:
    низкий высокий высший
    характеризует характеризует взаимная
    совместимость согласованность ролевых референтность темпераментов и ожиданий – что именно участников группы
    характеров членов должен делать каждый при (человек действует в
    группы организации совместной соответствии с эталоном
    деятельности групповых норм,
    (например, подготовка ценностей)
    выпускного вечера,
    распределение ролей)
    Референтная группа – значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды, поступки.
    Критерием межличностной совместимости является высокая удовлетворённость партнёров результатами и, главное, процессом взаимодействия. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения и во многом сказывается на сплочённости группы.
    Работа в группах
    1 группа: В чем выражается групповая сплоченность.
    2 группа: Что такое конформность?
    
    
    Беседа по-прочитанному.
    ? Как вы думаете, какую роль играет групповая сплочённость для самой группы и для каждого конкретного человека в группе? (групповая сплочённость способствует эффективности деятельности: в сплочённой группе люди лучше работают; группа становится более стабильной). Для участников группы:
    -повышает самооценку;
         -улучшает психологическое здоровье людей;
    -появляется состояние личной защищённости.
         -снижает тревожность;
    Программа сплочения коллектива
    -личностные характеристики членов группы;
    -совместная деятельность;
    -история успеха в совместной деятельности;
    -система стимулов, существующая в группе;
    -социальные нормы, ценностные ориентации, традиции.
    
    Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. 
    Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям
     (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). 
    В ходе опроса баллы указывать не нужно.
    I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    Живу и существую отдельно от нее (1)
    Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
    II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    Да, очень хотел бы перейти (1)
    Скорее перешел бы, чем остался (2)
    Не вижу никакой разницы (3)
    Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    Не знаю, трудно сказать (1)
    III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    Хуже, чем в большинстве классов (1)
    Не знаю, трудно сказать (1)
    IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    Не знаю. (1)
    V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    Не знаю (1)
    
    Уровни групповой сплоченности
    15, 1 баллов и выше - высокая;
    11, 6 - 15 балла - выше средней;
    7 - 11,5 - средняя;
    4 - 6,9 - ниже средней;
    4 и ниже - низкая.
    Вторая группа.
    -При каких ситуациях можно вести речь о конформном поведении в группе?
    -Каковы достоинства и недостатки?
    Закрепление изученного.
    Фронтальный опрос
    Подготовка к ЕГЭ решение типовых заданий. (Лазебникова Вариант 12)
    Домашнее задание: параграф 35.Написать сочинение эссе по выбору  цитат из варианта 13
    
    
     

    Автор(ы): Ткаченко А. Б.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc