Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор (Ткаченко А. Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ»
    Урок №                                                                                             Дата:
    Тема:
    Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
    Тип урока: 
    Цель: подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
    Задачи: 
    - Сформировать у учащихся понимание основных профессий социально-гуманитарного профиля;
    -Выделить мотивацию как главный фактор в выборе профессии, связав мотивацию  собственного выбора с общественными потребностями.
    -продолжить формирование навыков работы в группе, работа с текстом учебника;
    -воспитание критического мышления.
    Оборудование: презентация, бумага  форматом А3, фломастеры.
    Методы: Объяснение.
                                                  Ход урока.
    1.Орг момент.
    Ребята,  скоро вы закончите учебу  и перед вами буде выбор свой будущей профессии. Кто-то пока примерно представляет, где продолжит обучение, кто-то еще колеблется, а кто-то уже определился окончательно. По мнению психологов, выбор будущей профессии – один из самых сложных выборов, который  человеку  предстоит сделать в своей жизни. Это очень ответственный шаг. Сделать правильный выбор, это значит выбрать такую профессию, которая будет востребована на рынке труда, принесет вам моральное и материальное удовлетворение. Согласитесь, тема урока актуальна для вас.
    Сегодня мы все постараемся определиться с выбором профессии.
    -Поднимите, пожалуйста руки кто еще сомневается в своем выборе?
    Понятно. Я думаю, что у меня появилась возможность Вам в этом помочь.
    Предлагаю вам тест опросник (Выбор профессии «Человек-человек» ; «Человек-техника» и тд.)
    Проведение теста (10-12 мин)
    Подведем итоги опросника.
    Итак, предлагаю Вам выполнить следующие задачи.
    Попытайтесь определить различия между ними при помощи  ситуативных задач. Классу зачитываются задачи, решая их учащиеся,  заполняют  таблицу в тетради.
    Задача №1. Сергей  и Дима  были друзьями с детства, вместе ходили в детсад, учились в одном классе, посещали одну спортивную секцию. Никто не удивился, когда оба решили стать военными, только училища выбрали разные. Сергей  стал летчиком, Дима  – ракетчиком.
    Задача №2. Таня  всегда гордилась родителями: папа судья  города, мама- прокурор.  Она давно для  себя решила: будет поступать в юридический институт. В ходе учебы Таня  поняла, что ей больше нравится работа адвоката.  По окончанию института  Таня устроилась работать в адвокатскую контору.
    Задача №3. Спор 2-х первоклашек: Гриша: «Моя мама работает учителем , она детям рассказывает о жизни древних людей, о египетских  пирамидах….» . Его перебивает Миша : «Это  моя мама учительница,  ведь она учит детей читать, писать, считать».
    Какой можно сделать вывод исходя из данный задач.
    Верно. Следует различать понятия «профессия» и «специальность».
    ПРОФЕССИЯ
    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
    ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ (ОФИЦЕР)
    -ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК;
    -РАКЕТЧИК
    ЮРИСТ
    - ПРОКУРОР
    –СУДЬЯ
    -АДВОКАТ
    УЧИТЕЛЬ
    - УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
    – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    
    
    Профессия- род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
    Специальность - более узкий вид деятельности внутри профессии.
    Мир профессий появился давно. Из курса истории вы знаете, что начало профессиональному определению положили первые крупные общественные разделения труда, специализация в хозяйственной  деятельности.
    Сегодня  по подсчетам социологов, в нашей стране насчитывается более 20 тыс. профессий, их число растёт, но на рынке труда появилась серьёзная проблема. Какая это проблема? Верно. 
    Речь идет об  «избыточном образовании».
    Приведите примеры дефицитных, недефицитных  на сегодняшний день и всегда востребованных профессий, затем  сформулируйте тему нашего урока.
    Учащиеся должны ответить, что на уроке они должны учиться, как выбирать  профессию осознанно.
    Учитель: Что означает «Осознанный выбор профессии?» В условиях рыночных отношений трудоустройство по окончанию учебного заведения не гарантированно, как 25  лет назад, поэтому на рынке труда нужно выдержать жесткую конкуренцию, победить и устроиться на работу. Для этого желательно: 
    1. Получить качественное образование в учебном  заведении с хорошей репутацией.  
    2. Во время испытательного срока продемонстрировать профессиональные знания, желание и умение хорошо работать.
    3. Наличие трудового стажа по специальности. Желательно начать работать  еще во время учебы. Это очень трудно, но если студент трудится по избранной специальности, то он приобретает первые профессиональные навыки,и учеба  будет более осмысленной.
    А теперь поговорим о мотивации при выборе профессии. (Учащимся розданы статистические сведения о престижных и доходных профессиях). По свидетельству статистики, сегодня  молодежь чаще всего выбирает профессию по принципу престижности.  Также молодых привлекают учебные дисциплины, изучаемые в ВУЗе. Очень часто такие студенты нечетко представляют, где в последующем пригодятся им полученные знания. Часто при выборе профессии человек руководствуется материальными возможностями своей семьи. Все перечисленные мотивы, конечно, важны, но важнее задуматься о том, есть ли у вас склонность к избранной профессии, соответствуют ли ваши личностные качества  вашему выбору? Смоделируйте выбор профессии для героев предложенной ситуации, установив соответствие:
    1. Алексей спортивен, обладает сильной волей и лидерскими качествами
    А ) педагог
    2. Соня общительна, легко находит подход к детям
    Б) менеджер
    3.Регина пунктуальна, во всем любит порядок, любимый учебный предмет - математика.
    В)
    военнослужащий
    4.Максим легко сходится с людьми, обладает чувством юмора, умеет убеждать.
    Г) бухгалтер
    1- в; 2-а, 3-г, 4-б.
    Учащиеся работают  в группах, составляются  проекты: наглядные профессиограммы  профессий (25 минут).   
    Профессиограмма  (характеристика профессии) составляется  по плану,  который учащиеся  получили   на предыдущем  уроке:                                 
     1.потребность общества в данной профессии.                
    2.Содержание, характер труда.
     3.Необходимые общие и специальные знания и умения.                                             4. Психологическая характеристика труда:                                                                                          5.Условия труда.                  
    1 группа должна представить профессию политолога.
    2 группа- профессию социолога
    3 группа -профессию психолога
    4 группа- профессию преподавателя
    5 группа -профессию социального педагога
    Защита профессий от каждой группы.
    Подводится итог  урока.
    Домашнее задание. Написать сочинение-эссе.
     

    Автор(ы): Ткаченко А. Б.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку