Обществознание (Право. Основы правовой культуры) 10 класс. УМК: Певцова Е.А.. Право. Основы правовой культуры, 2008г. Базовый уровень. Место урока в системе уроков по теме: первый урок по главе 2 «Правоотношения и правовая культура» Тема урока: Виды и структура правоотношений. Количество часов на изучение темы: 2 Цели урока: образовательные: дать определение понятию правоотношения, охарактеризовать виды, закрепить учебный материал. развивающие: продолжить формирование умения анализировать, применять учебный материал при решении практических ситуаций, работать с документами. воспитательные: воспитывать уважение к правовому порядку и законодательству РФ. Задачи урока: изучить структуру правоотношения; уметь грамотно пользоваться основными понятиями урока при решении заданий воспроизводящего и творческого уровней. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Форма урока: лекция с элементами беседы и практической работы Методы и приемы урока: словесный, наглядный, практический Техническое обеспечение урока: учебник Певцова Е.А.. Право. Основы правовой культуры, листочки с тестами и домашним заданием. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Формирование новых знаний Тема занятия называется «Правоотношение: понятие и сущность». При изучении данной темы нам следует запомнить, что представляет собой правоотношение, каковы его признаки, основные элементы. Необходимо уяснить сущность каждого из элементов правоотношения: субъекта, объекта, содержания, а также знать предпосылки возникновения, изменения или прекращения правоотношений и их разновидности. Рассказ учителя. Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное правовыми нормами, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, гарантированных государством. Существуют следующие признаки правоотношения, это общественное отношение, возникающее между людьми; возникает на основе правовых норм; субъекты связаны взаимными юридическими правами и обязанностями; имеет сознательно-волевой характер (возникает на основе правовых норм, в которых закреплена воля государства либо возникает по воле самих субъектов права непосредственно); гарантируется государством. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств, именуемых юридическими фактами. Юридические факты влекут за собой конкретные правовые последствия (например, рождение ребенка влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с выплатой детских пособий, а достижение пенсионного возраста влечет возникновение правоотношений, связанных с назначением и выплатой пенсии). Для того чтобы как можно лучше уяснить вопрос, касающийся юридических фактов, школьникам предлагается составить в тетради схему, отразив в ней виды юридических фактов (события и действия), а также разновидность действий (правомерные и неправомерные). Все юридические факты подразделяются на события и действия. События — это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (например, рождение ребенка, смерть человека, достижение пенсионного возраста и т.п.). Действия - жизненные обстоятельства, зависящие от воли субъектов правоотношений (например, заключение договора, вступление в брак, поступление на работу и т.п.). При этом следует отметить, что действия классифицируются на правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм: юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (нарушающие требования правовых норм: преступления и проступки). Юридические акты — это правомерные юридические действия, совершаемые для достижения определенных юридических последствий (например, издание приказа о приеме на работу, вынесение судом решения по делу об усыновлении ребенка, заключение договора купли-продажи квартиры и т.д.). Юридические поступки - правомерные действия, влекущие наступление определенных юридических последствий, независимо от того, преследовал ли цель наступления указанных последствий субъект права или нет (создание музыкального произведения влечет за собой наступление юридических последствий, предусмотренных авторским правом, независимо от желания автора). Любое правоотношение состоит из трех основных элементов: субъекта правоотношения, объекта правоотношения, содержания правоотношения. Субъект правоотношения — это лицо, участвующее в нем. Субъектами могут быть физические лица (отдельные граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица (организации, предприятия, учреждения). Характер и степень участия субъектов в правоотношении определяется их правосубъектностью, включающей в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правоспособность — это предусмотренная правовыми нормами способность лица иметь юридические права и нести обязанности. При этом правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и прекращается со смертью, а правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Дееспособность — это способность субъекта своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности. Полная дееспособность у физических лиц наступает с 18 лет, в некоторых случаях (например, вступление в брак) — с 16 лет. Дееспособность у юридических лиц наступает одновременно с правоспособностью. Деликтоспособность — это способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность физических лиц зависит от возраста и психического состояния. Так, малолетние и невменяемые лица не несут ответственности за совершенное правонарушение. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Объект правоотношения — это совокупность материальных, духовных, культурных благ, по поводу которых возникает правоотношение (например, жизнь человека, ценные бумаги, ювелирные изделия, достоинство личности, здание, произведение искусства и т.д.). Содержанием правоотношения является совокупность юридических прав и обязанностей всех субъектов правоотношения. Для наилучшего усвоения темы необходимо составить схему «Структура правоотношения». Стр 120 в учебнике 3. Первичного закрепления знаний. 1. Укажите, как соотносятся между собой понятия «правоотношение» и «общественное отношение»? 2. Как вы считаете, почему возникновению дееспособности у физических лиц предшествует определенный период? 3. Известно, что полная дееспособность у физических лиц наступает с момента достижения совершеннолетия, однако в случае вступления в брак ранее 18-летнего возраста дееспособность может наступить в 16 лет. Поясните, сохранится ли дееспособность лица в случае расторжения брака в 17 лет? 4. Что такое фактический состав и каково его значение? 5. Укажите, чем юридические акты отличаются от юридических поступков? 6. Чем преступления отличаются от проступков? 7. Перечислите элементы правоотношения. Дайте характеристику каждого из них. 8. Как вы считаете, может ли человек быть объектом правоотношения? Ответ обоснуйте. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Укажите, что не является юридическим фактом: а) приготовление пищи; б) убийство человека; в) увольнение с работы; г) стихийное бедствие. 2. Субъектами правоотношения являются: а) юридические лица; б) физические лица; в) животные; г) здания, строения, сооружения. 3. Полная дееспособность у физических лиц возникает: а) с 14 лет; б) с 15 лет; в) с 16 лет; г) с 18 лет. 4. Укажите юридические факты: а) правомерные действия; б) события; в) преступления; г) отсутствует правильный ответ. 5. Правоспособность физических лиц прекращается: а) с момента достижения пенсионного возраста; б) с момента поступления на работу; в) с момента поступления в институт; г) с момента смерти человека. 6. К правомерным действиям относятся: а) преступления; б) правонарушения; в) юридические акты; г) проступки; д) юридические поступки. 7. Субъектами правоотношения могут быть: а) предприятия, учреждения, организации; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства, находящиеся на территории РФ; г) индивидуальные предприниматели; д) Президент РФ. 8. Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, называется: а) проступком; б) юридическим фактом; в) преступлением; г) юридическим поступком. 9. К юридическим лицам относятся: а) индивидуальные предприниматели; б) школы; в) предприятия г) детские сады. 10. Укажите признаки правоотношения: а) общественное отношение; б) субъекты не связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями; в) возникают на основе правовых норм; г) не гарантируются государством. 11. У юридических лиц правоспособность возникает: а) с момента рождения; б) с момента государственной регистрации; в) через 10 дней после начала осуществления своей деятельности; г) отсутствует правильный ответ. 12. Основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения называется: а) сроком, б) юридическим фактом; в) началом правоотношения. 13. Правоспособность у физических лиц возникает: а) с момента рождения; б) при достижении 14 лет; в) при достижении 16 лет; г) при достижении 18 лет. 14. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают: а) одновременно; б) правоспособность возникает ранее дееспособности; в) дееспособность возникает ранее правоспособности. 15. Совокупность юридических прав и обязанностей всех субъектов правоотношения называется: а) правоспособностью; б) содержанием правоотношения; в) юридическим фактом; г) дееспособностью. 4. Подведение итогов: В конце занятия учитель подводит итог: возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока; совместно с учащимися дает оценку класса в целом, отмечает и оценивает работу отдельных учащихся. На следующем уроке продолжиться работа над этой темой. 5. Домашнее задание заполни таблицу, используя следующие юридические факты: рождение ребенка; достижение пенсионного возраста; убийство собаки; поступление в институт; строительство жилого дома; кража чужого имущества; вынесение приговора судом; покупка автомобиля; проезд на запрещающий сигнал светофора; вступление в наследство; написание художественного произведения; смерть человека; нарушение правил дорожного движения; вступление в брак; изнасилование несовершеннолетней; достижение совершеннолетия; трудоустройство на работу; получение аттестата об окончании средней школы; получение взятки; угон автомобиля; драка в подъезде жилого дома (раздать листочки с перечислением юридических фактов). События Юридические акты Юридические поступки Проступки Преступления
Автор(ы): Несмиянова Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx