Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Современное общество

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 10
    УМК: учебник -А.И.Кравченко 10 класс, М., «Русское слово», 2010г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Современное общество»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
     
    Цели: продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;
    Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества);
    Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);
    Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания.
     
    Только время принадлежит нам.
    Сенека
    Ход урока
    1.  Организационный момент
    2.Актуализация знаний
    Проверка домашнего задания.
    При проверке домашнего задания используется прием « Отсроченная реакция». Суть приёма заключается в том, что учитель после заданного вопроса не торопиться опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Что позволяет «подтянуться» учащимся, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.
    Вопрос №1. Какие ступени в развитие человеческого общества выделяет наука?
    Вопрос №2. Как изменились занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой?
    Вопрос №3. На каких континентах и в каких странах обитают современные охотники и собиратели? Каковы причины их существования в современном обществе.
    Остальные учащиеся внимательно слушают вопросы одноклассников и оценивают их ответы по критериям: четкость изложения, использование дополнительного материала, соответствие ответа сформулированной теме. Т.е. используется приём «эксперты».
    4.    Терминологический диктант (устный или письменный по выбору учителя). Обязательно включение основных понятий по всему ранее изученному материалу.
    5.    Выполнение заданий практикума 1 и 2 (с. 38).
    6.    Контрольное тестирование.
    Тест
    1.    Какой критерий для определения характера производственных отношений является главным согласно теории марксизма?
    а)    отношения обмена;
    б)    отношения собственности;
    в)    отношения распределения.
    2.    Цивилизация - это...
    а) совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период времени;
    б)    ступень (стадия) общественного развития, которая приходит на смену варварству;
    в)    качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) группы стран, народов на определенном этапе развития;
    г)    правильно все перечисленное.
    3.    Под культурой в наиболее общем виде понимается...
    а)    уровень воспитанности человека;
    б)    вся преобразовательная деятельность человека;
    в)    производство и применение орудий труда;
    г)    приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности.
    4.    Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, по определению К. Маркса, - это...
    а)    базис;
    б)    цивилизация;
    в)    надстройка;
    г)    общественно-экономическая формация.
    5.    Согласно теории марксизма конфликт между классами имеет основу...
    а)    индивидуальную;
    б)    экономическую;
    в)    идеологическую;
    г)    ролевую.
    Ответы: 1 б, 2 г, 3 б, 4 г, 5 б.
     
    3. Изучение нового материала
    Учитель:
     Какие у вас возникают ассоциации когда слышим «современное общество».
    Ответы учащихся фиксируются на доске.
    Учитель:
      Современное общество – это индустриальное, или промышленное, и постиндустриальное, или информационное, общество  в котором, большую роль играет наука, знания и техника. Современного общество невозможно без производства,  без современных средств связи, без компьютеров и Интернета. Большая часть населения – городские жители. Общество состоит из людей различных профессий специальностей. Это то общество, где существует социальное неравенство.  
    
    Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру.
    Мы рассмотрим следующие вопросы:
    1.    Закон ускорения истории.
    2.    Традиционное общество.
    3.    Индустриальное общество.
    4.    Постиндустриальное общество.
    
    1. Закон ускорения истории
    - Прочитайте текст в учебнике на с. 39-40. Выпишите определение закона и придумайте примеры, подтверждающие его действие.
    Смысл закона ускорения истории заключается в том, что на каждую последующую стадию уходит гораздо меньше времени, чем на предшествующую. Таким образом, историческое время уплотняется, ускоряется. В результате исследований установлено, что оно ускоряется в 3-4 раза.
    Учащиеся делятся на две группы. Первая группа самостоятельно изучает традиционное общество, вторая - индустриальное. В ходе чтения соответствующего текста заполняется таблица (с. 46 учебника).
    Параметры характеристики обществ:
    •    примерная продолжительность;
    •    способ хозяйствования;
    •    форма собственности;
    •    степень неравенства;
    •    социальная организация;
    •    политическая организация;
    •    тип государства;
    •    самые важные достижения, которые могут быть символом данного общества.
    2.    Типология обществ
    Все реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих ныне, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, образуют типологию. В основе разных типологий лежат разные основания. С одной из типологий учащиеся знакомы по прошлому занятию. Учитель просит вспомнить и охарактеризовать ее.
    Общества могут быть:
    •    дописьменные и письменные;
    •    простые и сложные;
    •    первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические;
    •    традиционные (аграрные), индустриальные, постиндустриальные.
    (Заслушиваются сообщения учащихся о взглядах Л. Моргана, Э. Дюркгейма, К. Поппера.)
    С именем Л. Моргана связана самая известная периодизация эволюции общества.
    В 1877 г. вышла его книга «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Л. Морган выделяет в истории человечества три этапа: дикость, варварство и цивилизация. Каждый этап характеризуется своей особенностью воспроизводства социальности. Например, на стадии дикости - это производство таких ценностей, как власть, святость, мастерство; на стадии варварства - ценность славы; в эпоху цивилизации - рынок и богатство в форме товаров, денег и капитала.
    3.    Дюркгейм разделил все общества по характеру солидарности составляющих их людей: механической и органической.
    Механическая солидарность - это род, племя, без которых отдельный индивид ничего собой не представляет. Все стороны его жизни жестко регулируют общие правила (табу, ритуалы, обряды, традиции).
    Органическая солидарность - высшей ценностью является профессионализм (мастерство) отдельного индивида. Отсюда только в профессиональных группах, или корпорациях, может реализоваться личность. Следовательно, органическая солидарность начинается с создания средневековых цехов ремесленников.
    К. Поппер различает общества закрытые (магические, племенные, коллективистские) и открытые. Первая группа - это полуприродное единство людей, члены которого объединены полубиологичеекими связями: родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими бедами и удовольствиями. Эти общества тоталитарные.
    Вторая группа обществ - это демократические общества, в которых индивидуумы обладают независимостью и вынуждены принимать решения самостоятельно.
     
    Большинство современных исследователей признает историческое развитие либо как непрерывный процесс модернизации технико-технологического способа производства и организации, либо как движение от примитивных дорыночных форм хозяйства к становлению и последующему развитию рыночной системы, ее модификации. На этом основании выделяют доиндустриальное (аграрное, традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество.
    Характерные черты каждого типа общества:
    1.    Доиндустриальное: производство ориентировано на удовлетворение простейших потребностей; главная цель - выжить; производство материальных ценностей основано на технологиях, передающихся из поколения в поколение, преобладает ручной или маломеханизированный труд; большая зависимость от природно-климатических условий; социальная жизнь основана на мифологических и религиозных идеях; власть основана на авторитете; развитие носит циклический характер.
    2.    Индустриальное: светский характер социальной жизни; инновация преобладает над традицией; становление персональности индивидуума; производство развивается ради увеличения материальных благ; власть демократична; господство универсального образования; светский характер образования.
    3.    Постиндустриальное (постмодернистское, постцивилизационное, информационное): главная цель - производство нематериальных, духовных благ и услуг; переход от культуры массового потребления к культуре повышенных запросов; в основе социального статуса не экономические индикаторы, а образование, профессиональная компетентность; представительную демократию сменяет непосредственная демократия, или самоуправление.
    4. Закрепление изученного материала
    Каковы характерные черты современного общества?
    Что такое научно-техническая революция?
    С какими проблемами столкнулось современное челове­чество?
    Чему я научился сегодня?
    Какие вопросы у вас остались? (что осталось непонятным )
    Обсуждение итогов работы.
    
    5.Домашнее задание
     Д/з :прочитать параграф, выучить определения; написать эссе на одну из тем: «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
     
     
     
     
     
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Елисеева С. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx