Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Роль государства в экономике.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета - обществознание 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) Обществознание А.И.Кравченко. М: Русское слово, 2007
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый
    Тема урока Роль государства в экономике
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2-
    Место урока в системе уроков по теме – урок 29-30
    Цель урока: ознакомить с функциями государства в рыночной экономике, механизмами государственного регулирования экономики; развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение.
    задачи урока: 
    Образовательные: обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства; уметь объяснять суть дефолта и его последствия; знать экономические функции государства; знать основные элементы государственного бюджета. 
    Развивающие: развитие аналитического мышления в процессе работы с историческими источниками, умения связывать исторические события в логической последовательности, развивать умение публичного выступления; способствовать формированию навыка тезисного выступления.
    Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, развивать навыки умения вести дискуссию.
    Планируемые результаты 
    Предметные: владение базовым понятийным аппаратом общественной науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук
    Личностные: формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
    Метапредметные: умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей, выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты
    Техническое обеспечение урока 
    -компьютер с проектором для демонстрации презентации;
    - раздаточный материал;
    - чебник;
    - тетради.
    Тип урока: комбинированный.
    План урока:
    1. Основные экономические функции государства.
    2. Налоги и налогообложение.
    3. Государственный бюджет.
    Эпиграф. 
    «Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным». А. Пигу (1877-1959), английский экономист. 
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    (Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.)
    II. Проверка домашнего задания 
    А) Писменный опрос
    Несколько человек –  выполняют задание 1. ( Приложение 1)
    Время выполнения 12 минут.
    Б) Устный опрос:
    - Стоит ли учиться предпринимательству?
    - Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?
    - Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?
    III. Изучение нового материала
    1. Основные экономические функции государства
    Проблема урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Прием «Фантастическая добавка». Вопрос. Представьте себе, что государства исчезли. Что бы случилось с экономикой?
    
    Учитель Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.
    В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.
    Работа с учебником:
    - Прочитайте текст учебника Кравченко на с 116 и ответте на вопросы.
    Что такое экономическая политика? Каковы экономические задачи и функции современного государства? Пример – Россия.
    Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.
       Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.
    Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.
    Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.
    Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.
    Внешнеэкономическая деятельность — это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт - импорт».
    Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.
    Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.
    - Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?
    Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.
    2. Налоги и налогообложение
    Без налогов государство существовать не может.
    (Учащиеся вспоминают, а потом читают в тексте учебника, сверяя определение налога.)
    Налогообложение - это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
    Существует несколько видов налогов.
    Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.
    Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.
    Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.
    В современной России используется порядка 40 различных налогов.
    Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.
    Налоги и сборы бывают местными, региональными и федеральными.
    3. Государственный бюджет
    Государственный бюджет - это план сбора доходов и использования полученных средств на определенный период.
    - Прочитайте текст учебника на с. 118-120. Составьте тезисы.
    Выполните задание  Исправьте ошибки в предложениях.
    • Государственный бюджет не имеет силы закона и принимается правительством, которое осуществляет контроль над его расходованием; исполнение бюджета (расходование бюджетных
    средств) осуществляется парламентом.
    • Прямые налоги частично или полностью включаются в стоимость товара и услуги, покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, что уплачивает налог.
    • Косвенныеналоги взимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем - это имущество и доходы; уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме.
    IV. Закрепление изученного материала
    Должны ли существовать пределы вмешательства государства? Если да, то, какие?
    Дискуссия.
    Ожидаемый ответ: вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть следующими: охранять экономические свободы; компенсировать слабости рынка;    способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан и т.д.
    Решение проблемы урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Первичная проверка понимания. 
    Проанализируйте схему на С. 117 учебника «Роль государства в экономике».
    Первичное закрепление.
    Вопросы. Бывают ли плохие и хорошие налоги? В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику? Может ли государство добиться бездефицитного бюджета? Предложите свои пути решения этой проблемы. Проанализируйте эпиграф к уроку.
    Контроль усвоения. 
    Тест
    1.Главная цель антимонопольного законодательства состоит в
    А) Стабилизация цен                            Б) Обеспечении подготовки рабочих
    В) Уменьшении конкуренции              Г) Поддержке конкуренции
    2.Если множество компаний конкурируют в производстве одного и того же товара, то, скорее всего
    А) Качество продукта улучшится
    Б) Потребители будут продолжать покупать тех же фирм, у которых они покупали их раньше
    В) Стоимость товара возрастет, т.к. из-за конкуренции возрастут расходы компании
    Г) Новая фирма легко захватит рынок этого товара.
    3.Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в решении проблемы
    А)Спроса                      Б)Предложения
    В)Конкуренции           Г)Ограниченности ресурсов.
    4.Что связывает прямые и косвенные налоги?
    А) Адрес сбора налогов
    Б) Собираются с каждого потребителя при совершении им определенных действий
    В) Собираются с дохода каждого гражданина или хозорганизации
    5.Известно, что Чингисхан брал с покоренных народов дань. Какой % от дохода населения она составляла?
    А) 11%     Б) 33%     В) 40%        Г) 10%
    Подведение итогов тестирования.
    Домашнее задание
    §15, ответить на вопросы решить проблему и практикумы, написать эссе на тему «Роль денежного обращения и банков в развитии хозяйства любой страны сравнивают с ролью кровообращения в организме человека. Согласны ли вы с данной точкой зрения?» подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».
    
    Рефлексия.  Прием «до» и «после» - как изменились ваши знания после изучения темы?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
    Конкуренция - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
    Кредитная карточка - это металлические деньги: со строго фиксированным весом и стоимостью.
    Обмен - это выпуск новых партий бумажных денег.
    Эмиссия - это переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска.
    Монеты - это именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением (банком), удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение
    товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.
    Товар - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
    Инфляция - это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
    Цена - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.
    
    Профицит бюджета - это воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.
    Государственное регулирование экономики - это средства, связaнныe с формированием и использованием государственного бюджета.
    Налог - это ежегодный финансовый план доходов и расходов государства.
    Дефицит бюджета -;- это ситуация, когда расходы бюджета равны доходам.
    Сбалансированный бюджет - это превышение доходной части бюджета над расходной.
    Налоговая система - это превышение расходной части бюджета над доходной.
    Обслуживание долга - это сокращение расходов в процессе исполнения бюджета.
    Бюджет ---.: это выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы.
    Государственные финансы - это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
    Секвестр - это совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.
     

    Автор(ы): Селедкова Г. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Урок обществознания в 10 классе
    Тема: Роль государства в экономике.
    
    
    Тип урока: комбинированный
    Цели и задачи урока: 
    Образовательные: обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства; уметь объяснять суть дефолта и его последствия; знать экономические функции государства; знать основные элементы государственного бюджета. 
    Развивающие: развитие аналитического мышления в процессе работы с историческими источниками, умения связывать исторические события в логической последовательности, развивать умение публичного выступления; способствовать формированию навыка тезисного выступления.
    Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, развивать навыки умения вести дискуссию.
    Оборудование урока:        учебник «Обществознание» автор Кравченко А.И., рабочая тетрадь, компьютер, медиа-проектор, настенный экран, колонки, схемы, презентация по теме урока.
    Структура урока
    1) Организационный этап.
    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация. 
    3) Актуализация знаний.
    4) Первичное усвоение новых знаний.
    5) Первичная проверка понимания 
    6) Первичное закрепление
    7) Контроль усвоения. 
    8) Информация о домашнем задании. 
    9) Рефлексия.
    План урока:
    1.Оргмомент. Мотивация изучения темы.
    2. Актуализация знаний.
    3.Повторение изученного.
    4.Изучение новой темы.
     А) Налогообложение. Виды налогов. Характеристика видов налогообложения. Пути и методы эффективного сбора налогов. Государственный долг. Банкротство. Дефолт.
     Б) Кредитно-финансовая политика государства. Основные элементы государственного бюджета. 
    В) Экономические функции государства в современном обществе. 
    5.Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
    Ход урока:
    Эпиграф. 
    «Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным». А. Пигу (1877-1959), английский экономист. 
    1.Оргмомент. Мотивация: среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует вмешиваться в экономику. Это острая проблема для государства на сегодняшний момент. При всех типах экономических систем государство вмешивается в экономику, но как, на сколько? Вопрос дискуссионный. Попробуйте сформулировать проблему урока? …
    2-3.Актуализация знаний.  Презентация «государство и экономика». Мы изучили вопрос о том, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Какие способы воздействия государства на экономику вы знаете? Что такое госбюджет? Проанализируйте его особенности. В чем заключаются основы денежной и бюджетной политики государства? В чем смысл схемы «Госбюджет»?
    Доходы
    Расходы
    Состояние бюджета
    >
    
    Профицит
    <
    
    Дефицит
    =
    
    Баланс
    
    
    Сальдо?
    Работа с понятиями: кейнсианство, монетаризм, антитрестовские законы,  административные прямые методы управления экономикой, экономические косвенные методы управления экономикой, бюджетно-налоговая политика, госбюджет, денежно-кредитная политика, экономическая политика.
     4.Изучение новой темы.
    Проблема урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Деление на группы.
    Прием «Фантастическая добавка». Вопрос. Представьте себе, что государства исчезли. Что бы случилось с экономикой?
    Вопросы для изучения.
    1 группа. Что такое экономическая политика? Каковы экономические задачи и функции современного государства? Пример – Россия.
    Для учителя. 
    Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей. В настоящее время, в отличие от XIX века, государство на всех уровнях включено в экономическую систему. Но и сегодня не утихают споры о границах, формах, методах государственного вмешательства в экономику. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валери: «Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем». Правительство выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рычагов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию доходов и т.д. В XX веке активность государства как субъекта экономических отношений нарастала, что было вызвано Великой депрессией, мировыми войнами, соревнованием капитализма с социализмом. К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления. В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (активный). К формам прямого регулирования можно отнести: Законотворческая деятельность и прямой административный контроль, осуществляемый специальными органами государства: за качеством пищевых продуктов и лекарств, за операциями на рынке ценных бумаг, за соблюдением техники безопасности и охраны труда, за соблюдением экологических норм и правил, за соблюдением антимонопольного законодательства и многие другие.
        Государственное производство. Во всех развитых странах существует более или менее значимый по своим масштабам государственный сектор. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государственное предпринимательство осуществляется в отраслях инфраструктуры, развитие которых требует больших капиталовложений при крайне медленной оборачиваемости капитала (сооружение и содержание дорог, портов, каналов, аэродромов, водопроводов, систем связи, электросети и др.). Велика роль государства в развитии и содержании не только производственной, но и социальной инфраструктуры. В основном государству принадлежат школы, большая часть высших учебных заведений, значительное число больниц, спортивных сооружений и т.д. Государство имеет предприятия, производящие товары и услуги, но может быть и совладельцем фирм.
        Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработной платы, к чему может прибегать государство в кризисные периоды.
        Трансферты, дотации, субсидии, субвенции. Государственное кредитование и страхование частных фирм, хотя и связаны с фискальной политикой, также могут рассматриваться как формы прямого вмешательства государства. С помощью этих инструментов государство, используя силу принуждения, перераспределяет доходы от богатых налогоплательщиков к бедным, от более развитых субъектов, регионов к более отсталым.
        Государственный долг, под которым понимается вся сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами. Долгосрочные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках перераспределяют доходы между поколениями: часть потребностей текущего поколения удовлетворяется за счет будущих, вынужденных без своего на то согласия погашать этот долг.
        В настоящее время, в условиях нарастания экологического кризиса все большее значение приобретает использование административно-законодательных мер экономико-экологического регулирования, предусматривающих экологическую экспертизу, нормирование выброса вредных веществ в атмосферу, почву, воду и жесткий контроль за их соблюдением. К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства. Работа с учебником С. 115-116.
    2. группа. Как действуют механизмы денежно-кредитной и налоговой политики государства?
    Для учителя.
    Кредитно-денежная политика заключается в поддержке стабильного развития экономики. Государство увеличивает количество денег в период экономического спада (эмиссия) и сдерживает его рост при подъёме (ремиссия). Главную ответственность за проведение данной политики несёт государственный (Центральный) банк. Он ограничивает или расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства. Бюджетно-налоговые методы – это, прежде всего, налоги. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста. Например, государство вводит пошлину (специальный налог) на импортные товары, чтобы они были дороже отечественных, и потребители выбирали последнее.
    Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - политика воздействия на совокупный спрос посредством изменения расходов и доходов государства с целью изменения объема национального производства, обеспечения полной занятости. Монетарная политика - политика стимулирования сбалансированного экономического роста посредством определения оптимальных темпов роста денежного предложения. Основные направления экономической политики государства:
        фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
        монетарная (денежно-кредитная) политика;
        социальная политика;
        внешнеэкономическая политика.
    Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики. Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое. Работа с учебником С. 116-119.
    3 группа. Должны ли существовать пределы вмешательства государства? Если да, то – какие?
    Дискуссия.
    Ожидаемый ответ: вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть следующими: охранять экономические свободы; компенсировать слабости рынка;    способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан и т.д.
    Первичное усвоение новых знаний.
    Решение проблемы урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Первичная проверка понимания. 
    Проанализируйте схему на С. 117 учебника «Роль государства в экономике».
    Первичное закрепление.
    Вопросы. Бывают ли плохие и хорошие налоги? В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику? Может ли государство добиться бездефицитного бюджета? Предложите свои пути решения этой проблемы. Проанализируйте эпиграф к уроку.
    Контроль усвоения. 
    Тест
    1.Главная цель антимонопольного законодательства состоит в
    А)Стабилизация цен
    Б)Обеспечении подготовки рабочих
    В)Уменьшении конкуренции
    Г)Поддержке конкуренции
    2.Если множество компаний конкурируют в производстве одного и того же товара, то, скорее всего
    А)Качество продукта улучшится
    Б)Потребители будут продолжать покупать тех же фирм, у которых они покупали их раньше
    В)Стоимость товара возрастет, т.к. из-за конкуренции возрастут расходы компании
    Г)Новая фирма легко захватит рынок этого товара.
    3.Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в решении проблемы
    А)Спроса
    Б)Предложения
    В)Конкуренции
    Г)Ограниченности ресурсов.
    4.Что связывает прямые и косвенные налоги?
    А)Адрес сбора налогов
    Б)Собираются с каждого потребителя при совершении им определенных действий
    В)Собираются с дохода каждого гражданина или хозорганизации
    5.Известно, что Чингисхан брал с покоренных народов дань. Какой % от дохода населения она составляла?
    А)11%
    Б)33%
    В)40%
    Г)10%
    Подведение итогов тестирования.
    Информация о домашнем задании. Пар. 15, ответить на ??, решить проблему и практикумы, написать эссе на тему «Роль денежного обращения и банков в развитии хозяйства любой страны сравнивают с ролью кровообращения в организме человека. Согласны ли вы с данной точкой зрения?»
    Рефлексия.  Прием «до» и «после» - как изменились ваши знания после изучения темы?
    Литература:
    1. Обществознание. А.И.Кравченко 10 класс. Москва «Русское слово»2008
    2. Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10–11 кл., общеобразоват. учреждений в 2-х книгах. М.: Вита-Пресс, 2005.
    3. Папава В. Роль государства в современной экономической системе. Вопросы экономики № 11, 1993.
    4.Презентация «Государство и экономика»- http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17910
    
     

    Автор(ы): Чернышева Г. И.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc
  • Конспект

     Тема: Роль государства в экономике.                                       
    
    Тип урока: комбинированный
    
    Цели и задачи урока:
    Образовательные: обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства; уметь объяснять суть дефолта и его последствия; знать экономические функции государства; знать основные элементы государственного бюджета.
    
    Развивающие: развитие аналитического мышления в процессе работы с историческими источниками, умения связывать исторические события в логической последовательности, развивать умение публичного выступления; способствовать формированию навыка тезисного выступления.
    Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, развивать навыки умения вести дискуссию.
    Оборудование урока:        учебник «Обществознание» автор Кравченко А.И., рабочая тетрадь, компьютер, схемы, презентация по теме урока.
    
    Структура урока
    1) Организационный этап.
    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация.
    3) Актуализация знаний.
    4) Первичное усвоение новых знаний.
    5) Первичная проверка понимания
    6) Первичное закрепление
    7) Контроль усвоения.
    8) Информация о домашнем задании.
    9) Рефлексия.
    
    План  урока:
    1.Оргмомент. Мотивация изучения темы.
    2. Актуализация знаний.
    3.Повторение изученного.
    4.Изучение новой темы. 
     1.  Налогообложение.
          - Виды налогов. 
           -Характеристика видов налогообложения. 
           -Пути и методы эффективного сбора налогов.
           - Государственный долг. Банкротство. Дефолт. 
    2) Кредитно-финансовая политика государства. 
    3) Основные элементы государственного бюджета. 
    2) Экономические функции государства в современном обществе.
    5.Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока:
    Эпиграф.
    «Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным».
     А. Пигу (1877-1959), английский экономист.
    
    1.Оргмомент. Мотивация: среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует вмешиваться в экономику. Это острая проблема для государства на сегодняшний момент. При всех типах экономических систем государство вмешивается в экономику, но как, на сколько? Вопрос дискуссионный. Попробуйте сформулировать проблему урока? …
    
    2-3.Актуализация знаний. Мы изучили вопрос о том, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Какие способы воздействия государства на экономику вы знаете? Что такое госбюджет? Проанализируйте его особенности. В чем заключаются основы денежной и бюджетной политики государства? В чем смысл схемы «Госбюджет»?
    
    Доходы
    Расходы
    Состояние бюджета
    >
    
    Профицит
    <
    
    Дефицит
    =
    
    Баланс
    
    
    Сальдо?
    
    Работа с понятиями: кейнсианство, монетаризм, антитрестовские законы,  административные прямые методы управления экономикой, экономические косвенные методы управления экономикой, бюджетно-налоговая политика, госбюджет, денежно-кредитная политика, экономическая политика.
    
     4.Изучение новой темы.
    Проблема урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Деление на группы.
    Прием «Фантастическая добавка». Вопрос. Представьте себе, что государства исчезли. Что бы случилось с экономикой?
    Вопросы для изучения.
    
    1 группа. Что такое экономическая политика? Каковы экономические задачи и функции современного государства? Пример – Россия.
     Работа с учебником С. 115-116.
    
    2. группа. Как действуют механизмы денежно-кредитной и налоговой политики государства?
     Работа с учебником С. 116-119.
    
    3 группа. Должны ли существовать пределы вмешательства государства? Если да, то – какие?
    Дискуссия.
    Ожидаемый ответ: вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть следующими: охранять экономические свободы; компенсировать слабости рынка;    способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан и т.д.
    Первичное усвоение новых знаний.
    Решение проблемы урока. Какую роль играет государство в современной экономической системе России?
    Первичная проверка понимания.
    Проанализируйте схему на С. 117 учебника «Роль государства в экономике».
    Первичное закрепление.
    Вопросы. Бывают ли плохие и хорошие налоги? В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику? Может ли государство добиться бездефицитного бюджета? Предложите свои пути решения этой проблемы. Проанализируйте эпиграф к уроку.
    Контроль усвоения. (Тест-  см. приложение) 
    
    Подведение итогов тестирования.
    
    Информация о домашнем задании. Пар. 15, написать эссе на тему «Роль денежного обращения и банков в развитии хозяйства любой страны сравнивают с ролью кровообращения в организме человека. Согласны ли вы с данной точкой зрения?»
    Рефлексия.  Прием «до» и «после» - как изменились ваши знания после изучения темы?
    Литература:
    1. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.
    2. Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10–11 кл., общеобразоват. учреждений в 2-х книгах. М.: Вита-Пресс, 2005.
    3. Папава В. Роль государства в современной экономической системе. Вопросы экономики № 11, 1993.
    4.Человек и общество. Обществознание. Учебник для 10-11 классов в 2-х частях. Под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лабезниковой. М., Просвещение, 2006.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 
    
    Тест
    
    1.Главная цель антимонопольного законодательства состоит в
    А)Стабилизация цен
    Б)Обеспечении подготовки рабочих
    В)Уменьшении конкуренции
    Г)Поддержке конкуренции
    
    2.Если множество компаний конкурируют в производстве одного и того же товара, то, скорее всего
    А)Качество продукта улучшится
    Б)Потребители будут продолжать покупать тех же фирм, у которых они покупали их раньше
    В)Стоимость товара возрастет, т.к. из-за конкуренции возрастут расходы компании
    Г)Новая фирма легко захватит рынок этого товара.
    
    3.Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в решении проблемы
    А)Спроса
    Б)Предложения
    В)Конкуренции
    Г)Ограниченности ресурсов.
    
    4.Что связывает прямые и косвенные налоги?
    А)Адрес сбора налогов
    Б)Собираются с каждого потребителя при совершении им определенных действий
    В)Собираются с дохода каждого гражданина или хозорганизации
    
    5.Известно, что Чингисхан брал с покоренных народов дань. Какой % от дохода населения она составляла?
    А)11%
    Б)33%
    В)40%
    Г)10%
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Дополнительный материал для учителя 
    1 группа. Что такое экономическая политика? Каковы экономические задачи и функции современного государства? 
    Для учителя.
    Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей. В настоящее время, в отличие от XIX века, государство на всех уровнях включено в экономическую систему. Но и сегодня не утихают споры о границах, формах, методах государственного вмешательства в экономику. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валери: «Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем». Правительство выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рычагов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию доходов и т.д. В XX веке активность государства как субъекта экономических отношений нарастала, что было вызвано Великой депрессией, мировыми войнами, соревнованием капитализма с социализмом. К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления. В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (активный). К формам прямого регулирования можно отнести: Законотворческая деятельность и прямой административный контроль, осуществляемый специальными органами государства: за качеством пищевых продуктов и лекарств, за операциями на рынке ценных бумаг, за соблюдением техники безопасности и охраны труда, за соблюдением экологических норм и правил, за соблюдением антимонопольного законодательства и многие другие.
        Государственное производство. Во всех развитых странах существует более или менее значимый по своим масштабам государственный сектор. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государственное предпринимательство осуществляется в отраслях инфраструктуры, развитие которых требует больших капиталовложений при крайне медленной оборачиваемости капитала (сооружение и содержание дорог, портов, каналов, аэродромов, водопроводов, систем связи, электросети и др.). Велика роль государства в развитии и содержании не только производственной, но и социальной инфраструктуры. В основном государству принадлежат школы, большая часть высших учебных заведений, значительное число больниц, спортивных сооружений и т.д. Государство имеет предприятия, производящие товары и услуги, но может быть и совладельцем фирм.
        Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработной платы, к чему может прибегать государство в кризисные периоды.
        Трансферты, дотации, субсидии, субвенции. Государственное кредитование и страхование частных фирм, хотя и связаны с фискальной политикой, также могут рассматриваться как формы прямого вмешательства государства. С помощью этих инструментов государство, используя силу принуждения, перераспределяет доходы от богатых налогоплательщиков к бедным, от более развитых субъектов, регионов к более отсталым.
        Государственный долг, под которым понимается вся сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами. Долгосрочные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках перераспределяют доходы между поколениями: часть потребностей текущего поколения удовлетворяется за счет будущих, вынужденных без своего на то согласия погашать этот долг.
        В настоящее время, в условиях нарастания экологического кризиса все большее значение приобретает использование административно-законодательных мер экономико-экологического регулирования, предусматривающих экологическую экспертизу, нормирование выброса вредных веществ в атмосферу, почву, воду и жесткий контроль за их соблюдением. К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства. 
    
    2. группа. Как действуют механизмы денежно-кредитной и налоговой политики государства?
    Для учителя.
    Кредитно-денежная политика заключается в поддержке стабильного развития экономики. Государство увеличивает количество денег в период экономического спада (эмиссия) и сдерживает его рост при подъёме (ремиссия). Главную ответственность за проведение данной политики несёт государственный (Центральный) банк. Он ограничивает или расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства. Бюджетно-налоговые методы – это, прежде всего, налоги. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста. Например, государство вводит пошлину (специальный налог) на импортные товары, чтобы они были дороже отечественных, и потребители выбирали последнее.
    Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - политика воздействия на совокупный спрос посредством изменения расходов и доходов государства с целью изменения объема национального производства, обеспечения полной занятости. Монетарная политика - политика стимулирования сбалансированного экономического роста посредством определения оптимальных темпов роста денежного предложения. Основные направления экономической политики государства:
        фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
        монетарная (денежно-кредитная) политика;
        социальная политика;
        внешнеэкономическая политика.
    Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики. Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое. 
    
    
    
     

    Автор(ы): Джалова М. С.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc
  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 10
    УМК: учебник -А.И.Кравченко 10 класс, М., «Русское слово», 2010г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Роль государства в экономике»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
    
     Цели урока:
    Образовательные: обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства; уметь объяснять суть дефолта и его последствия; знать экономические функции государства; знать основные элементы государственного бюджета.
    Развивающие: развитие аналитического мышления в процессе работы с историческими источниками, умения связывать исторические события в логической последовательности, развивать умение публичного выступления; способствовать формированию навыка тезисного выступления.
    Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, развивать навыки умения вести дискуссию.
    
     Ход урока:
    
    1.Организационный момент
    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
    
    Эпиграф.
    «Современные усовершенствования структуры и методов работы правительственных учреждений позволяют последним осуществлять благотворное вмешательство в экономику в условиях, которые в прежние времена делали вмешательство неоправданным». А. Пигу (1877-1959), английский экономист.
    
    2.Актуализация знаний
    Ни в одной стране мира государственная власть не остается простым наблюдателем того, как протекают экономические процессы, а пытаются воздействовать на них. Это вполне понятно, т.к. экономика – базовая сфера общества. Вам кажется, что доказательств участия государства в экономике масса, механизмы его воздействия общеизвестны.
     Среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует вмешиваться в экономику. Это острая проблема для государства на сегодняшний момент. При всех типах экономических систем государство вмешивается в экономику, но как, на сколько? Вопрос дискуссионный. Попробуйте сформулировать проблему урока? …
    
    1.Учащимся предлагается сравнить высказывания различных политиков, экономистов о роли государства в экономике (см. ресурс ЭУП «Мудрые мысли»):
    Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
                                                                                                                              Н. А. Бердяев
    Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве.
                                                                                                                            С. Ю. Витте
    Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни.
                                                                                                                             Аристотель
      А какова,  на ваш взгляд,  роль государства в экономике?
    
    3.Постановка целей урока:
    Итак, главная задача нашего урока: выяснить, должно ли государство вмешиваться в экономические процессы или нет? Если да, то как?  
      В настоящее время во всех развитых странах мира существуют смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует рыночный сектор, государственный и традиционный.
      Таким образом, в настоящее время, практически во всех реально действующих экономических системах присутствуют элементы государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
    
    На заре экономической науки А.Смит выдвинул идею невмешательства государства в сферу экономики. Действительно, «мать» богатства – природа, «отец» богатства – труд. А при чем тут государство?
    А как думаете вы?
    
    
    
    
    4.Работа в группах
    1-я группа доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны.
    2-я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства.
    По итогам обсуждения первой делается вывод, учащиеся записывают в тетради, заполняя таблицу
    1) частный бизнес работает во имя прибыли и делает лишь то, что ему выгодно
    1) государство не должно вмешиваться в экономику, - рынок сам определит, кто окажется сильнейшим
    2) частный бизнес не решает социальных проблем
    2) вмешиваясь в деятельность предпринимателей, государство снижает их заинтересованность в производстве лучших товаров, порождает социальное неравенство
    3) частный бизнес не занимается экономикой, культурой, историческим наследием
     
    4) государство должно решать проблемы обороны
     
    Причины вмешательства государства в экономику:
    1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.
    2) Экономические причины:
    ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
    выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
    создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
    продолжительность рабочего дня, отпуска.
    3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
    4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.
    5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;
    6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.
    Таким образом:
    Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
    Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
    Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.
    
    5. Работа в группах с документом 
    «Роль и функции государства в современной экономике» и последующее фронтальное обсуждение по предложенным вопросам.
                              Государство в условиях рыночной экономики
    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты…  Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере…  Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
    (А. Пороховский)
    1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
    
    Экономические функции государства в рыночной экономике:
    борьба с монополизмом;
    поддержка и развитие конкуренции;
    поддержка стабильности рыночной системы.
    2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
    Какие социально-экономические явления жизни общества, находятся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании?
    Приведите примеры социально-экономических явлений, которые необходимо регулировать государству.
    
    1. Учащиеся называют приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;
    2. одно из социально-экономических явлений иллюстрируют примером, допустим:
    принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
    борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
    проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
    3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Каково значения конкуренции для рыночной экономики?
    Учащиеся отвечают, что  конкуренция:
    обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
    создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
    стимулирует снижение затрат производства;
    стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг.
    Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
    а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
    б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
    в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
    г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
    Антитрестовское регулирование.
    Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.
    Механизмы воздействия государства на экономику?  
    Механизмы:
    1. Бюджетно-финансовая политика. Одним из важнейших инструментов экономической политики по стабилизации экономического развития выступает государственный бюджет (денежные ресурсы государства как субъекта экономической жизни). Он служит для проведения бюджетно-финансовой политики, которая включает:
    налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему;
    политику по финансированию таких отраслей, как здравоохранение, образование и наука, а также государственных программ по охране окружающей среды, социальных программ и т. д.;
    политику, определяющую соотношение доходов и расходов государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.
    Государственный бюджет состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходы бюджета в России примерно на 80% обеспечиваются собираемыми налогами (в основном налогом на добавленную стоимость, НДС). Расходуется же бюджет, например, на создание общественных благ, оборону страны и т. п. Может случиться и так, что доходы бюджета не позволяют обеспечить все расходы полностью, тогда применяется операция секвестирования: пропорционального урезания статей расходов. При этом некоторые статьи, например социальная помощь или оборона страны, являются неприкосновенными. Бюджетный процесс регулируется Федеральным законом "О бюджете".
    Как уже говорилось, основным источником доходов являются налоги. Все налоги можно условно разделить на два вида: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов (к ним относятся, например, подоходный налог или налог на прибыль). Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров и услуг (например, акцизные сборы, налог с продаж и т. п.). Каждый из нас тем или иным образом платит несколько разных налогов, в т. ч. это касается и предприятий. Если необходимо поощрить деятельность того или иного вида предприятий или организаций, то для них вводятся налоговые льготы, т. е. полное или частичное освобождение от налогов.
    5. Макроэкономическая стабилизация – это целый ряд экономических мер, призванных упрочить экономическое положение страны.
    Политика по макроэкономической стабилизации экономического развития включает ряд мер: антициклическую политику, политику по достижению и поддержанию полной занятости и антиинфляционную политику. Антициклическая политика призвана не допускать в экономике сильных колебаний и избегать глубоких экономических спадов. Поддержка занятости и меры, направленные на снижение инфляции, позволят поддерживать выпуск продукции на высоком уровне. При этом каждое из этих направлений стабилизационной политики не может проводиться изолированно от других ее направлений. С помощью налогов, системы льгот, расходования средства бюджета, денежной массы, заимствований и т. п., т. е. проводя денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, правительство и Центральный банк могут влиять на покупательную способность зарплат граждан, на привлекательность для них рабочих мест и т. п. , а также на инфляцию. Хотя невозможно достичь всех целей одновременно: так, существует обратная зависимость между инфляцией заработной платы и уровнем безработицы, поэтому при проведении макроэкономической стабилизации необходимо вырабатывать систему приоритетов.
    
    2. Перераспределение средств. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.
    3. Поддержка конкуренции
    4. Борьба с отрицательными внешними эффектами
          Экономическое прогнозирование и программирование:
    Г. Программа выхода России из экономического кризиса. (сообщение учащихся)
    Таким образом, государство является важным экономическим субъектом в обществе. Это не значит, что оно должно в обязательном порядке контролировать все хозяйственные субъекты. Оно должно предоставлять свободу предпринимателям, но в то же время гарантировать защиту интересов своих граждан, поддерживать социально незащищенные слои общества. Эффективным способ воздействия государства на экономику является бюджет и налогообложение, а также экономическое программирование. Примером последнего является программа Президента Р.Ф. Медведева Д.А. по выходу России из кризиса.
    В основе антикризисной программы 7 приоритетов:
    Во-первых,  - в полном объеме выполнить социальные обязательства государства перед населением и развивать человеческий потенциал страны. Это, в частности, касается поддержки семей, которые наиболее пострадали от кризиса. В целом же будет усилена социальная защита россиян, их обеспечат необходимым объемом и качеством социальных и медицинских услуг. Расширяются антикризисные меры в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки в трудоустройстве. Также начнется модернизация пенсионной системы. Необходимую поддержку окажут и гражданам, покупающим жилье.
    Во вторых, - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Здесь, например, государство готово напрямую входить в капиталы компаний, чтобы сохранить важнейшие производства. Но одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний.
    Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары. На этом направлении важную роль будут играть государственные инвестиции и закупки в жилищном строительстве, на транспорте, в оборонке. Предусмотрены меры по защите внутреннего рынка и предоставление преференций отечественным производителям.
    Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Расширяется поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности.
     Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.
    Шестой приоритет касается формирования мощной финансовой системы как надежной основы для развития российской экономики. Предусмотрены меры, которые помогут сформировать устойчивый финансовый рынок, привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов. Немаловажно и то, что государство будет создавать условия для активизации долгосрочного инвестирования.
      Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности. Это большое направление включает в себя меры, направленные на повышение устойчивости обменного курса рубля, на сокращение дефицита бюджета, снижение инфляции, сдерживание цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги ЖКХ.
     В конце 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев заявил, выступая  с посланием Федеральному собранию.
    "После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике", - сказал президент.
     Подвести к пониманию, что все эти механизмы действуют в совокупности.  
    6.Рефлексия. 
    Прием «до» и «после» - как изменились ваши знания после изучения темы?
    7.Домашнее задание
    ответить на ??, решить проблему и практикумы, написать эссе на тему «Роль денежного обращения и банков в развитии хозяйства любой страны сравнивают с ролью кровообращения в организме человека. Согласны ли вы с данной точкой зрения?»
     
    
    Тип урока: комбинированный 
    Цели и задачи урока:  
    Образовательные: обучающиеся  должны  знать,  что  такое  налогообложение;  знать  виды 
    налогов;  уметь  характеризовать  виды  налогообложения,  пути  и  методы  эффективного 
    сбора  налогов;  уметь  анализировать  ситуацию  с  внутренними  и  внешними  долгами 
    государства;  уметь  объяснять  суть  дефолта  и  его  последствия;  знать  экономические 
    функции государства; знать основные элементы государственного бюджета.  
    Развивающие: развитие  аналитического  мышления  в  процессе  работы  с  историческими 
    источниками, умения связывать исторические события в логической последовательности, 
    развивать  умение  публичного  выступления;  способствовать  формированию  навыка 
    тезисного выступления. 
    Воспитательные: воспитывать  уважение  к  чужому  мнению,  развивать  навыки  умения 
    вести дискуссию. 
    Оборудование  урока:        учебник  «Обществознание»  автор  Кравченко  А.И.,  рабочая 
    тетрадь,  компьютер,  медиа-проектор,  настенный  экран,  колонки,  схемы,  презентация  по 
    теме урока. 
    Структура урока 
    1) Организационный этап. 
    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация.  
    3) Актуализация знаний. 
    4) Первичное усвоение новых знаний. 
    5) Первичная проверка понимания  
    6) Первичное закрепление 
    7) Контроль усвоения.  
    8) Информация о домашнем задании.  
    9) Рефлексия. 
    План урока: 
    1.Оргмомент. Мотивация изучения темы. 
     
    Б)Потребители  будут  продолжать  покупать  тех  же  фирм,  у  которых  они  покупали  их 
    раньше 
    В)Стоимость товара возрастет, т.к. из-за конкуренции возрастут расходы компании 
    Г)Новая фирма легко захватит рынок этого товара. 
    3.Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в 
    решении проблемы 
    А)Спроса 
    Б)Предложения 
    В)Конкуренции 
    Г)Ограниченности ресурсов. 
    4.Что связывает прямые и косвенные налоги? 
    А)Адрес сбора налогов 
    Б)Собираются с каждого потребителя при совершении им определенных действий 
    В)Собираются с дохода каждого гражданина или хозорганизации 
    5.Известно, что Чингисхан брал с покоренных народов дань. Какой % от дохода населения 
    она составляла? 
    А)11% 
    Б)33% 
    В)40% 
    Г)10% 
    Подведение итогов тестирования. 
    Информация  о  домашнем  задании.  Пар.  15,  ответить  на  ??,  решить  проблему  и 
    практикумы,  написать  эссе  на  тему  «Роль  денежного  обращения  и  банков  в  развитии 
    хозяйства  любой  страны  сравнивают  с  ролью  кровообращения  в  организме  человека. 
    Согласны ли вы с данной точкой зрения?» 
    Рефлексия.  Прием «до» и «после» - как изменились ваши знания после изучения темы
     
    
     

    Автор(ы): Елисеева С. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx