Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Предпринимательство и бизнес

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание
    10класс
    Учебник обществознания 10 класс.
    А,И. Кравченко 2008год.
    Уровень обучения- базовый.
    Тема: Предпринимательство и бизнес 1час
    Глава 4-Сфера производства, урок №2..
    Тип урока: комбинированный
    Цели: 
    Образовательные
    1.Разъяснить сущность предпринимательства и предпринимательских отношений; познакомить с предпринимателем С.И. Мальцовым.
    2. Сформировать представление об особенностях организации малого бизнеса;
    3. Разъяснить формы организации бизнеса.
    4. Сформировать представление учащихся о таких понятиях как : предприимчивость, предприниматель, бизнес, единоличное владение, товарищество, корпорация.
    Развивающие
    1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся;
    2. Продолжить работу по совершенствованию индивидуальной работы учащихся и работы в парах; умение выступать перед аудиторией.
    3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы при заполнении таблицы;
    4. Развивать умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.
    Воспитательные
    1. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся;
    2. Воспитывать деловитость и самостоятельность учащихся.
    3. Активизация  учащихся  к предпринимательской деятельности, как части профессиональной подготовки. 
     
    Оборудование: раздаточный материал, учебник Кравченко А. И. Обществознание 10 кл., презентация.
    
    
    I. Организационный момент.
    
    II. Повторение пройденного материала.
    
    Фронтальный опрос:
    1) Дайте определение понятию "производство".
    2) Что такое валовой национальный продукт?
    3) На какие две области делится важнейшая отрасль народного хозяйства- промышленность?
    4) Какая группа промышленности определяет уровень жизни людей?
    5) Дайте определение понятию "маркетинг". Как вы поняли задачи маркетинга?
    6) Что такое спрос и предложение?
    
    Опрос по карточкам:
    
    Карточка № 1
    
    Дать определение понятиям: предприятие. фирма. отрасль.
    
    Карточка № 2
    Возрастёт ли цена товара, если...
    1) Спрос понизится, а предложение останется неизменным.
    2) Спрос возрастёт, а предложение останется неизменным.
    3) Спрос возрастёт в 3 раза и предложение возрастёт в 3 раза.
    4) Спрос понизится, а предложение возрастёт.
    Выберите правильный ответ:
    
    III. Изучение нового материала.
    Преподаватель называет тему (слайд 1)цели , план урока(слайд2).
    Учащиеся записывают в тетрадь.
    
    1. Предпринимательство как институт общества.
    Преподаватель: предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов . Но наибольшего расцвета оно достигло после отмены крепостного права(1861 г.) Сегодня предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики.
    Преподаватель предлагает прослушать информацию об известном предпринимателе С.И. Мальцове  (выступление уч-ся с докладом(слайд 3-4).
    
    Актуализация знаний:
    1) Какие черты характера позволили предпринимателю добиться успеха?
    2) Что означает слово" предприимчивость"?
    3) Готовы ли вы на риск, открытия собственного дела?
    Преподаватель вместе с учащимися формирует понятие"предприимчивость"(слайд 5) и понятие "предпринимательство"
    (слайд 6).
    Преподаватель: предпринимателями называют людей, владеющих и управляющих собственным делом в надежде получить прибыль. Стремление к прибыли- их основной мотив. Для того чтобы иметь прибыль, предприниматель должен создать нужный продукт, разработать эффективную технологию, финансировать производство и продать продукт по цене, превышающей себестоимость. Предприниматели устремляются в бизнес, зная, что успех не гарантирован и, если дела пойдут не так, как запланировано, они могут потерять деньги.
    Часто путают такие понятия. как предпринимательство и бизнес. Однако суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности. Бизнес (слайд 7) вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти  по проторенной дороге.
    
    2. Малый бизнес и его характеристика.
     Преподаватель: область деятельности предпринимателя- малый бизнес. Малый бизнес- это такси, страхование , типографии, магазины, парикмахерские и т.д.
    Учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 8) , чтобы разобраться с сущностью малого бизнеса. Учащиеся пользуются материалом учебника, фактами, известными им из реальной жизни.
    Преподаватель совместно с учащимися проверяет таблицу (слайд 9)
    
    3.Формы организации бизнеса.
    Преподаватель: созданные законы в нашей стране в области гражданского и предпринимательского права определяют конкретные формы организации бизнеса. К ним относятся единоличное владение,  товарищество и корпорация.
    Преподаватель:  единоличное владение- собственник имеет всю прибыль предприятия, он сам себе хозяин. Все долги и проблемы , связанные с бизнесом . ложатся на его плечи. Если бизнес терпит крах. собственник должен выплатить все долги. Это может означать потерю личной собственности- машины , дома, сбережений. Недостаток- ограниченность капитала. т.к. деньги, которые могут быть вложены в дело,  ограничены суммой сбережений владельца и возможностью получения кредита.Товарищество- предприятие у которого два или несколько совладельцев. Объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнёр несёт неограниченную имущественную ответственность , он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого  в отдельности, так и от всех партнёров вместе.
    Корпорация- форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Суд признаёт корпорацию юридическим лицом. В отличии от индивидуального собственника и членов товарищества, максимум, что может потерять акционер- это сумма , выплаченная им за акции. К недостаткам относят трудности регистрации.  Акционеры являются собственниками корпорации.
    Обобщая рассказ преподавателя учащиеся заполняют схему(слайд 10).
    Затем преподаватель просит пояснить к какой форме организации бизнеса мы относим:
    - ателье "Ласточка" г-на Сидорова, который вместе со своей женой оказывает услуги по пошиву брюк, отвечая полностью своим имуществом по всем долгам;
    - общество с ограниченной ответственностью "Преображение", где учредителями выступили Петров, Иванов, Сидоров;
    - акционерное общество "Юпитер", производящее микроавтобусы.
    
    IV. Закрепление:
    1. Кого мы называем предпринимателем?
    2. Сформулируйте основные достоинства и недостатки  малого бизнеса.
    3. Опишите основные формы организации бизнеса.
    4. Учащиеся разгадывают кроссворд.
    V. Подведение итогов, выставление оценок.
    VI. Домашнее  задание: параграф 13, доклады о таких предпринимателях как Н.А. Найдёнов, П.М. Рябушинский и т.д.
     

    Автор(ы): Митькин Н. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx