Название предмета: обществознание Класс: 10 УМК: учебник -А.И.Кравченко 10 класс, М., «Русское слово», 2010г. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Научное познание общества. Итоговый урок» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Цели урока: Обучающие: сформировать представление о роли науки в современном мире; раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания; сформировать представление об основных формах и методах научного познания. Развивающие: сформировать некоторые умения проводить научное исследование; формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.) формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции. Воспитывающие: воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки; Ход урока: 1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. 2.Актуализация знаний Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»? На последнем уроке мы начали изучение темы “Познавательная деятельность”. Давайте вспомним основные понятия этой темы. Блиц-опрос: - Какие формы познания существуют? - Какие из перечисленных понятий относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию: ощущение, суждение, понятие, умозаключение, восприятие - Что из ниже перечисленного относится к процессу познания, а что к его результатам: чувственное познание, образы людей и предметов, понятие, знания о мире, абстрагирование, конкретизация - Как связаны между собой познающий человек (субъект) и изучаемый предмет (объект) в процессе познания? - Что влияет на результат познания? 3.Самоопределение к деятельности Что такое знание? Знание – это результат познания Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. -Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Запись определений в тетрадь Используя материал учебника заполняем таблицу. Познаваем ли мир? Пессимисты Оптимисты Скептики Отрицают познаваемость мира Утверждают, что мир принципиально познаваем Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. 1.Пессимисты Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными. 2.Оптимисты Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно. -Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте Далее составляется план работы на уроке. 1.Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке. 2 Методы научного познания. 3.Роль науки в современном мире. Главные понятия и определения записываются в тетрадь. 1. Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке. Рассмотрение критериев научного знания начинается с задания на сравнение нескольких утверждений. Школьникам предлагается выбрать из них то, которое является научной истиной: У каждого человека есть своя аура. Каждый человек стремится к материальному достатку. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности. Учитель обобщает полученные ответы , делает вывод, предлагает записать его в тетрадь: наука имеет дело только с теми предметами, явлениями или свойствами, которые являются реально существующими фактами (их можно проверить). Научное знание в отличие от любого другого, подвергается постоянной проверке. Каждая научная теория должна быть открыта рациональной критике и коррекции новыми открытиями, попыткам ее опровержения. В противном случае теория, даже если она первоначально строилась на прочном фундаменте фактов, превращается в застывшую догму и тормозит развитие науки и общества в целом. В завершение рассмотрения этого вопроса школьникам предлагается сопоставить на основе выявленных критериев две близкие области знания: астрономию и астрологию. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. (Под доказательством имеем в виду конкретные результаты наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвесить, измерить и т.п.) Для рассмотрения вопроса о простом и сложном в науке учитель организует обсуждение, предложив школьникам высказать свое мнение о самом простом и самом сложном учебном предмете, излагающем основы наук. 2. Методы научного познания. Методом получения научного знания выступает научное исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей. Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы. - Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете? Исследование включает применение частных методов ( характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.). Учитель организует беседу по следующим вопросам: Какие способы и методы научного исследования упомянуты в этом параграфе? Почему эксперимент является критерием правильности научной теории? Два уровня научного исследования. Учитель сопровождает рассказ анализом схемы. Эмпирический – от греческого empeiria – опыт.Нахождение новых фактов, обобщение, поиск тенденций происхождения процессов. Теоретический – формулирование закономерностей, создание теорий, формирование научной картины мира. Учащиеся знакомятся с алгоритмом поведения исследователя: На эмпирическом уровне путем чувственного опыта осуществляется поиск новых фактов, явлений изучаемого процесса Исследователь перед началом работы ставит цель и задачи предстоящей деятельности. Осуществляется анализ литературы по теме. Формулируются исходные гипотезы. Организуется и проводится эксперимент. Анализируются и обобщаются полученные данные. Проверяются исходные гипотезы на основе полученных фактов. Делаются выводы исследования, формулируются новые закономерности. Внедрение. Каждому уровню исследования соответствуют определенные методы. Учитель предлагает учащимся представить себя учеными и провести мини исследование. Для этого класс делится на 4 группы, каждая из которых получает тему научной работы: 1 группа. Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы. 2 группа. Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию. 3 группа. Исследовать тему “Взрослые и дети”. Почему возникают конфликты поколений? 4 группа. Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников. Учащиеся по возможности должны пройти все этапы научной работы: поставить цель и определить задачи, сформулировать гипотезу и организовать эксперимент или полевое исследование, проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы и сформулировать выявленные закономерности. Организуется обсуждение по проделанной работе. Представители групп докладывают о результатах, разъясняя основные этапы исследования. Представители других групп задают вопросы. Игра завершается анализом выполненного задания. 3. Роль науки в современном мире. Последний вопрос плана не предполагает подробного освещения многообразных функций науки в современном мире. С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов. Учащимся для анализа предлагается задание. Необходимо определить положительные и отрицательные последствия использования научного достижения. В 1997 году мир обошла научная сенсация: английские ученые смогли получить овцу – точную копию генетической матери, обойдя половой процесс и связанную с ним роль случая в наследовании признаков. У родившейся овцы Долли – белая морда финско-дорсетской породы (от генетической матери), хотя она была выношена черномордой шотландской яркой. При обсуждении задания отмечается, что огромные позитивные возможности, в первую очередь для животноводства и биотехнологий , очевидны: размножение элитных животных, защита скота от генетических и инфекционных заболеваний. Вместе с тем, ряд ученых считает, что попытки перехода к широкому использованию клонирования, т.е. создания генетического близнеца, и особенно перенос этой практики на людей, чреваты непредсказуемыми последствиями и могут таить многие опасности. Некоторые, к примеру, утверждают, что стремление отдельных людей создать свои точные копии может стать источником серьезных социальных проблем. На этом же примере учитель показывает, сколь трудоемок процесс научного поиска. Нужно обладать не только современным оборудованием, прекрасной профессиональной подготовкой, но и немалым упорством и верой в успех, чтобы добиться поставленных целей. 3. Закрепление изученного Выполнение онлайн – теста. Выявление типичных ошибок. Комментирование 4.Подведение итогов Познание играет важную роль в человеческой жизни, давая возможность узнавать новое о мире. Методом научного познания выступает научное исследование. Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. 5.Рефлексия - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что удалось, что – нет - Сформулируйте свое мнение об уроке. 6.Домашнее задание § 10, выполнить задания к параграфу По желанию: написать эссе на тему высказывания В.О.Ключевского, стр. 113
Автор(ы): Елисеева С. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx