ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет обществознание Класс 10 Тема урока Модернизация Тип урока Урок изучения нового Форма урока Лабораторное занятие Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные 1.Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. 2.Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности органической и неорганической модернизации. 3.Уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения и их влияние на состояние общества. 1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста, схемы или таблицы. 2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект). 3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия чужого мнения. Решаемые учебные проблемы «Какова сущность модернизации, ее типы» Основные понятия, изучаемые на уроке Органическая, неорганическая модернизация, технический прогресс Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийный проектор, презентация Образовательные интернет-ресурсы Этапы урока Действия учителя Действия учащихся I.Организационный 1.1.Сообщение темы лабораторного занятия, плана работы. 1.2.Мотивация 1.3.Формулирование проблемы: «Какова сущность модернизации, ее типы» 1.4.Знакомство с материалом лабораторного занятия. Делит класс на три группы 1.1.Записывают в тетрадь 1.2.Отвечают на вопросы, подводящие к формулированию проблемы 1.3.Формулирование проблемы 1.4.Получают инструктивную карточку. Знакомятся с планом работы группы. II.Самостоятельная работа 2.1.Выступает в роли консультанта 2.1.Выполняют задания (Приложение 1) III.Обсуждение результатов, отчеты групп 3.1.Заслушивает и оценивает выступления групп 3.1.Выступают с итогами работы. IV.Подведение итогов. Формулирование общего вывода 1.4.При необходимости, задает наводящие вопросы, подводит обучающихся к общему выводу. 1.4.Делают общий вывод по проблеме занятия.
Автор(ы): Чернышева Г. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docОбществознание 10 класс. УМК: Кравченко А.И. Обществознание, 2008г. Базовый уровень. Место урока в системе уроков по теме: второй урок по главе 2 «Развитие общества» Тема урока: Модернизация» Количество часов на изучение темы: 1 Цели: ознакомить с сущностью модернизации и ее типами; актуализировать понятия «прогресс» и «регресс»; развивать умения сравнивать и анализировать. Задачи: 1.Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. 2.Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности органической и неорганической модернизации. 3.Уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения и их влияние на состояние общества. Планируемые образовательные результаты: 1. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста, схемы или таблицы. 2. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. 3. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия чужого мнения. Техническое обеспечение урока: учебник Обществознание Кравченко А.И., листы с тестами, периодическая печать. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент (Учитель называет тему и отмечает ее актуальность.) Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Прогресс и регресс. 2. Понятие и сущность модернизации. 3. Органическая модернизация. 4. Неорганическая модернизация. II. Проверка домашнего задания - Что такое закон? - В чем сущность закона ускорения истории? - В чем сущность урбанизации? - Назовите три этапа, которые прошло и проходит в своем развитии современное общество. - Какие характерные черты постиндустриального общества можно выделить? - В чем сходство индустриального и постиндустриального обществ? - В чем различие индустриального и постиндустриального обществ? - Выполните тест на листочках. 1. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное? А) основной продукт производства — промышленные изделия Б) основной фактор производства — знания В) широкое применение механизмов, технологий Г) классовое деление общества 2. Какой признак характеризует традиционное общество? А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления 3. Какая характеристика не подходит для традиционного общества: А) низкий уровень социальной мобильности Б) господство религии, обычаев и традиций В) аграрный характер экономики Г) глобализация жизни 4. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется: А) формированием рыночной экономики Б) ограничением социальной мобильности В) развитием средств массовой коммуникации Г) организацией фабричного производства 5. При переходе от традиционного общества к индустриальному: А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью Б) возросло значение науки и образования В) усилились сословные различия Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы 6. Что из перечисленного характеризует современное западное общество? А) аграрный тип общества Б) неразвитость институтов частной собственности В) особая ценность человеческой индивидуальности Г) преобладание коллективных форм сознания 7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны. 1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека. III. Изучение нового материала 1. Прогресс и регресс Прогресс и регресс - противоположные процессы в общественном развитии. Прогресс - движение вперед, от низшей ступени к высшей, регресс проявляется в деградации. Сосуществование этих тенденций есть доказательство действия одного из законов диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Например, отставание России в передовых технологиях потребовало найти решение проблемы: создание и внедрение нанотехнологий стало одной из приоритетных задач, которые обеспечиваются финансами государства. Смутное время (1598-1613) не только принесло экономическое разорение и политическую неустойчивость, которая угрожала суверенитету страны, но и способствовало консолидации политических сил вокруг новой династии и возвращению Российского государства в европейскую политику как субъекта политики. Поступательное движение общества к более совершенному, от низшего к высшему, называется социальным прогрессом. Это сложный, противоречивый процесс. (Учитель просит привести примеры из истории постсоветской России.) Есть две формы социального прогресса - революция и реформа. Революция - качественное, коренное изменение большинства сторон общественной жизни, скачкообразный переход от старого к новому. В зависимости от того, какой сферы или общественного института касаются эти изменения, определяется характер революции: политическая, научно-техническая, культурная и т. д. Реформы - это частичное усовершенствование какой-либо сферы общественной жизни или какой-либо ее стороны; ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы сверху проводят властные структуры по своей инициативе. Реформы снизу проводятся властью под давлением народных масс. Реформы могут быть важной составной частью революции, а могут быть попыткой предотвратить революцию. По своему содержанию реформы могут быть политические, экономические и социальные. Но все они связаны между собой. Учитель цитирует слова П. А. Столыпина, которые он произнес перед депутатами III Государственной думы (Столыпин обращался к социалистам): «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». На проведение своей аграрной реформы он отводил 20-25 лет, и за это время путем реформирования российское сельское хозяйство из феодального должно было перейти на капиталистический путь развития, от прусского пути перейти к американскому. Первая мировая война прервала процесс реформирования, а коллективизация надолго «убила» в советском крестьянине «крепкого хозяина». Несмотря на все реформы в постсоветской России, сельское хозяйство остается одним из самых проблемных и менее развитых секторов экономики. (На столах перед учениками последние номера местной периодики. Учащиеся должны найти факты, подтверждающие ситуацию в сельском хозяйстве. Если ученики приводили примеры реформ из другой сферы, они ищут соответствующие факты.) 2. Понятие и сущность модернизации Самостоятельно прочитайте текст учебника. Выпишите определение модернизации и ее направления. Сущность модернизации - всемирное распространение таких ценностей капитализма, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. В быту расчетливым человеком чаще всего называют того, кто преследует только свои личные цели в ущерб интересам других. Под расчетливостью как общечеловеческой ценностью понимается умение достигать общественно значимых целей с наименьшими затратами. Западные миллионеры никогда не тратят так безрассудно свои капиталы в отпуске, как это делают российские нувориши. Итог модернизации - переход к индустриальному обществу. Разделимся на две группы. Первая группа самостоятельно изучает неорганическую модернизацию, вторая - органическую модернизацию (с чего начинается, что является причиной, способы осуществления, главные последствия). (После окончания работы учитель организует обсуждение. Выводы должны быть записаны в тетрадях: 1. Органическая модернизация начинается с культуры и изменения общественного сознания; есть результат естественного развития; промышленная революция и реформы сверху; ускоренные темпы развития страны за счет внутренних источников. 2. Неорганическая модернизация носит «догоняющий» характер; начинается с экономической сферы; причина - необходимость ликвидировать отсталость страны; сочетает внутренние и внешние источники («заграница нам поможет»); угроза зависимости экономической, а впоследствии и политической от другой страны (например, угроза потери продовольственной независимости в середине 1990-х годов в России).) Дополнительный материал Исследовательский центр SUPERJOB: самые вредные достижения цивилизации Какие достижения цивилизации россияне считают самыми вредными? Этот вопрос был задан 2000 респондентам, которые должны были на свое усмотрение выбрать не более трех ответов из таблицы. Продукты питания, содержащие генномодифицированные ингредиенты, причисляют к наиболее вредным достижениям 65% россиян. 35% опрошенных убеждены, что самое опасное достижение – клонирование. Треть россиян (33%) считает, что наиболее опасна для человечества ядерная (атомная) энергетика. (13%) посчитали наиболее вредным изобретением человечества пластическую хирургию. Телевидение является несомненным злом и претендует на звание самого вредного достижения цивилизации, по мнению 11% опрошенных. Неожиданные вариации на тему, что же считать вредными достижениями современной цивилизации, были предложены участниками опроса, выбравшими вариант ответа «другое» (6%): «Навязчивая реклама», «Оружие для себя подобных», «Бедность», «Блондинки», «Самое вредное - курение, все остальное в той или иной степени нужно», «Деньги - одно из самых вредных достижений», «Разгон грозовых туч», «McDonalds». Респонденты, которые затруднились дать однозначный ответ (7%) на вопрос Superjob оставляли следующие комментарии: «Сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными», «Все перечисленное полезно при грамотном использовании», «Ни один из предложенных вариантов не считаю вредным». IV. Закрепление изученного материала (Обсуждение текста «Модернизация - добро или зло?») - Что такое западный вариант модернизации? (Ускоренный вариант неорганической модернизации.) - Почему он может иметь больше минусов, чем плюсов? (Из-за социальных последствий.) (Учитель проводит тестовую проверку: суждения требуют ответа «да» или «нет». Можно вызвать к доске двух учащихся, остальные пишут ответы в тетради. После окончания работы один из учащихся диктует свой вариант ответа. Таким образом, за 3—4 минуты учитель может сразу поставить 3 оценки.) Тест 1 1. Содержание социального прогресса составляет переход от менее развитого общества к более развитому. (Да.) 2. Толчок к появлению сложных обществ связан с зарождением производства. (Нет.) 3. Социальный прогресс идет параллельно с природным регрессом. (Да.) 4. Доиндустриальное общество по времени продолжительнее индустриального. (Да.) 5. Социальный прогресс проявляется через революционные сдвиги и постепенные реформы. (Да.) Тест 2 1. В постиндустриальном обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение. (Да.) 2. Чем ближе к современности, тем быстрее развивается общество. (Да.) 3. В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о прогрессе. (Нет.) 4. Россия относится к числу постиндустриальных обществ. (Нет.) 5. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий. (Да.) Домашнее задание 1. Учебник Кравченко: § 6, задание 3 (с. 53).
Автор(ы): Несмиянова Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxОбществознание. 10 класс УМК: А.И. Кравченко. Обществознание. «Русское слово» 2013 год. Уровень обучения: базовый Тема урока: Модернизация Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме, пятый- в разделе «Развитие общества» Цели: ознакомить с сущностью модернизации и ее типами; актуализировать понятия «прогресс» и «регресс»; развивать умения сравнивать и анализировать. Планируемые результаты:1.Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. .2.Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности органической и неорганической модернизации.3.Уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения и их влияние на состояние общества.4.излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.5.Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия чужого мнения. Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, презентация Тип урока: урок-практикум Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Один учащийся у доски пишет определения терминов: прогресс, регресс, модернизация, органическая модернизация, неорганическая модернизация 2. Устно: - Что такое западный вариант модернизации? (Ускоренный вариант неорганической модернизации.) - Почему он может иметь больше минусов, чем плюсов? (Из-за социальных последствий.) (Учитель проводит тестовую проверку: суждения требуют ответа «да» или «нет». Можно вызвать к доске двух учащихся, остальные пишут ответы в тетради. После окончания работы один из учащихся диктует свой вариант ответа. Таким образом, за 3—4 минуты учитель может сразу поставить 3 оценки.) Тест 1 ( НА СЛАЙДЕ) 1. Содержание социального прогресса составляет переход от менее развитого общества к более развитому. (Да.) 2. Толчок к появлению сложных обществ связан с зарождением производства. (Нет.) 3. Социальный прогресс идет параллельно с природным регрессом. (Да.) 4. Доиндустриальное общество по времени продолжительнее индустриального. (Да.) 5. Социальный прогресс проявляется через революционные сдвиги и постепенные реформы. (Да.) Тест 2 1. В постиндустриальном обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение. (Да.) 2. Чем ближе к современности, тем быстрее развивается общество. (Да.) 3. В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о прогрессе. (Нет.) 4. Россия относится к числу постиндустриальных обществ. (Нет.) 5. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий. (Да.) . Прогресс и регресс. III. Практикум 1.1. Проанализировать текст известного современного философа Карла Поппера и ответить на вопросы. (Смотрите «Приложение») 1.2. Приведите примеры прогресса и регресса из истории России. 1.3. Назовите две формы социального прогресса, оформив ответ в виде схемы. 1.4. Сделайте вывод по теме. Поппер К. Открытое общество и его враги. «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для «истории» это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигаем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт. Что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей». (Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. – Т. II. – С.322) Вопросы: 1. Признает К.Поппер прогресс или не признает? 2. Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса? 3. Если признает, то как понимает это? 2. Составьте схему, в которой должно быть: а) определение понятия «модернизация»; б) сущность модернизации; в) итог модернизации. 3. Прочитайте текст научной статьи «Ход экономических реформ в России рубежа 90-х годов». Свяжите их с концепцией модернизации. Ответьте на вопросы. (Приложение) Сделайте вывод. Приложение. 1.Радикальные экономические реформы в начале 1990-х годов Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. Ознакомимся с ними подробнее. Экономика Советского Союза была ярко выраженной сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства, активная и определяющая роль государства в экономике вели как к положительным результатам, так и к отрицательным1. Последние тенденции особенно возобладали в конце 80-х годов XX века, когда в Советском Союзе началась так называемая «перестройка». Экономика Советского Союза оказалась в глубоком кризисе. Действия государства по разрешению этой ситуации были минимальны и ограничивались искусственным ограничением инфляционных процессов, привлечением кредитов, увеличением экспорта природных ресурсов. Такие действия не снимали нависших над экономикой государства проблем, а лишь оттягивали их разрешение. В июне 1991 года РСФСР приняла декларацию о независимости, а в конце этого года Советский Союз прекратил свое существование. Суверенная Россия оказалось в первые месяцы своей независимости в состоянии глубокого экономического коллапса, выйти из которого, по мысли людей которые оказались «у руля» российской экономики было возможно только радикальными экономическими преобразованиями, которые затрагивали сами основы сложившейся в Советском Союзе экономической системы. 1 января 1992 года Правительством Российской Федерации было отменено регулирование цен государством. Фактически сразу дала о себе знать, так называемая «скрытая» инфляция, которая перешла в гиперинфляцию. Положительным аспектом этой реформы было то, что фактически сразу был ликвидирован дефицит потребительских товаров, так как в действие ввелись извечный экономический закон «спроса и предложения». Указанные реформы вызвали глубокий раскол как в обществе, так и в органах власти Российской Федерации, что, в свою очередь, привело к открытому конфликту в октябре 1993 года, который закончился разгоном Верховного Совета – высшего органа власти России по конституции 1978 года. В этом же месяце прекращаются полномочия Советов всех уровней – органов власти по уже упоминаемой конституции. Эти события, которые в настоящее время оцениваются, в целом, как антиконституционные (со стороны действующего Президента России Бориса Ельцина)3, закончились принятием новой Конституции в декабре 1993 года, которая, в целом, закрепляла положение вещей де-факто сложившееся с октября 1993 года, и создали необходимую нормативную базу для проведения новых экономических реформ. В первой половине 90-х годов большинство предприятий, которые до этого находились в народной собственности, было денационализировано путем, так называемой приватизации, а также через ряд залоговых аукционов. Эти действия создали основу для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, однако не смогли решить все экономические проблемы государства, а также уменьшит государственный долг России. Как следствие частичного решения проблем, в августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис 1998 года привел к дефолту – отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие привело к усугублению экономического положения большинства граждан. В то же время отметим, что падение курса рубля повысило конкурентоспособность Российской экономики, что дало положительные тенденции для развития российской экономики в начале 2000-х годов (с этого периода наблюдается устойчивый экономический рост, вплоть до 2008 года). В современной историографии по- разному оцениваются итоги радикальных экономических реформ начала 90-х годов. Бесспорно, что эти реформы крайне критично оценивались населением России как в 90-е годы, так и с позиции современной ситуации. Эти реформы привели к крайней поляризации общества, а также к ряду проблем социального и политического характера. В качестве примера одной из крайних точек зрения та рассматриваемый вопрос, приведем точку зрения петербургского историка, доктора наук Игоря Фроянова, изложенную им в монографии «Падение в бездну», а также в ряде других публикаций. Ученый на основании анализа большого фактологического материала оценивает рассматриваемые нами реформы в качестве преступления против народа России. В качестве другого полюса зрения можно привести работы современных экономистов, которые не отрицая, во многом негативный характер последствий реформ для большинства населения, однако доказывают, что действия российских реформаторов (Е. Гайдар, А. Чубайс) были единственным выходом из той экономической ситуации, которая сложилась в экономике Советского Союза в последний период его существования. В целом можно заключить, что реформы начала 90-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны – они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического роста, наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов. 2. Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. Первое последствие, о котором мы уже упоминали – это тотальное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность, например, упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз. Свернулись или ликвидировались множество государственно-финансируемых проектов которые реализовывались в Советском Союзе. Особенно это актуально для таких бюджетных отраслей экономики как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична. Еще одно последствие перехода к рыночной экономике – это коренная ломка сознания россиян. В новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова. Негативные последствия рыночных реформ прямым образом сказались и на демографической ситуации в России. начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов). Еще один аспект, на котором стоит остановиться – это так называемая маргинализация общества и появление таких проблем, о которых в Советском Союзе или предпочитали не говорить, или они были относительно неактуальны. В первую очередь мы говорим о наркомании, росте преступности (в том числе и организованной), алкоголизме, появлению так называемых «бомжей» и т.д. и т.п. Отличительной чертой социального развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции – учителя, врачи оказались в экономическом плане или за чертой бедности, или очень близко от нее. В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны. IV. Обсуждение V. Итог урока Домашнее задание 1. Учебник Кравченко: § 6, написать сочинение рассуждение «Модернизация-добро или зло?»
Автор(ы): Габбасова Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx