Обществознание 10класс Тема урока: «Мировая система». Цели урока: Образовательная цель: -- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов -- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы; Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать; Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся; 3. Понятия: мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия». 4. Тип урока: урок сообщения новых знаний. 5. Оборудование урока: демонстрационной таблица "Мировая система", политическая карта мира, текстовой материал; Литература: Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко; Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288 План урока: 1.сущность теории У. Валлерштайна; 2. характеристика составных частей мировой системы; 3.место России в современном мире. Ход урока. Методы и методические приемы Содержание урока Виды деятельности учащихся Прогнозируемый результат Организационный момент. рассказ Заполнение таблицы Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть. Давайте с вами отметим отсутствующих. Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах. Ребята, На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности. Именно сегодня на уроке мы рассмотрим тему « Мировая система» записываем тему в тетрадь. Рассмотрим следующие вопросы: 1.сущность теории У. Валлерштайна; 2. характеристика составных частей мировой системы; 3.место России в современном мире. Ребята, а что вы понимаете под понятием мировая система? Можете привести предложение с данным словосочетанием. Итак, под мировой системой понимается - Социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Выдвинутая теория в 1980-е гг. американсим политологом И. Валлерштайном, разделявшая всю мировую систему на три части: Ядро, Периферия, Полупериферия. сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония) (показываю на карте) Полупериферию образуют индустриальные страны (страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки. Теперь ребята я предлагаю заполнить таблицу из 3х колонок (см. приложене№1) У вас на столах лежат карточки с необходимой информацией, а также в учебнике стр. 54-57 по которым вы должны заполнить данную таблицу, (На это вам 5-7 мин) Также с индивидуальным заданием будет работать…… Проверяем!? Что у нас относится к «ядру»? К «периферии? И наконец, к полупериферии? Молодцы ребята! Давайте проверим …, которая работала с индивидуальным заданием. Читай свой вопрос и отвечай! Хорошо, справилась! Итак ребята, мы определили какие страны у нас относятся к какой группе. А какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?! Обоснуйте свой ответ аргументами. Да, вы правы! Хорошо! Молодцы, ребята! Таким образом, модель "центр-периферия" задает общие рамки, в которых действуют взаимоотношения между обществами, находящимися на различном уровне политического, экономического и технического развития. Теперь запишем задание нам дом: учебник -§8 (Кравченко), вопрос №4 в конце параграфа письменно на листочках Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали! Выставляю оценки… Ученики записывают в тетради тему и план урока. Думают и отвечают Дети записывают определение Ученики заполняют таблицу отвечают отвечают Найдите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии? отвечает отвечают Дети записывают домашнее задание Страны, которые объединены между собой общими признаками… Какое- либо разделение, обособление земель Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении. Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке. Россия относится к Полупериферии, Так как наша страна с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы. 1. Ядро Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности. Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития. 2.полупериферия Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан. 3.периферия Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность. Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Составная часть Основные черты государства ядро полупериферия периферия
Автор(ы): Чернышева Г. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx