Название предмета - обществознание Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) Обществознание А.И.Кравченко. М: Русское слово, 2007 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный ) - базовый Тема урока «Истина и её критерии» Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 2 Место урока в системе уроков по теме – 4-5 урок Цель выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за обладание ею; ознакомить с уровнями и компонентами теоретического уровня научного исследования, критериями истины; Задачи: Обучающая: раскрыть сущность процесса постижения истины, определить значение этого процесса в жизни человека; определить, что такое истина в научном и философском, общечеловеческом смысле, каковы её свойства, виды, критерии; Развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы: анализ разнообразных источников знаний, выдвижение гипотез, подбор аргументов и контраргументов, синтез, обобщение, а также умение обосновывать и высказывать свою позицию по заданному вопросу, вести дискуссию; работать в группе; развивать навыки компьютерной грамотности: поиск информации в Интернете, составление презентаций, оформление слайдов; развивать актерские и другие творческие способности; Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств личности: любви, милосердия, сострадания, ответственности за свои поступки, чувство справедливости, человеческого достоинства, развивать коммуникативную культуру учащихся, способствовать выработке их гражданской позиции. Планируемые результаты: Предметные: владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития Метапредметные: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Эпиграф Любую идею можно извратить, довести до крайности, имеющей противоположный задуманному знак. Поэтому опасно присягать на верность идеям. С. Овчинников Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу. Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание. - Как вы поняли смысл притчи? - Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему? - Какое отношение она имеет к теме нашего урока? Тема урока: «Истина и ее критерии». Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Роль общественно-исторической практики в процессе познания. 2. Истина относительная и абсолютная. 3. Процесс исследования. 4. Индукция и дедукция. 5. Уровни и методы познания. II. Проверка домашнего задания А) Писменный опрос: 1 гр.- Выполните тестовые задания (Приложение 1.) Время выполнения - 13 минут. 2 группа - Выполняет терминологический диктант. (К доске вызываются два-три ученика.) Учитель диктует определения. Вызванные к доске и остальные учащиеся записывают термины. Каждый термин оценивается в один балл. После написания блока терминов учитель спрашивает одного из сидящих в классе. Таким образом, можно сразу поставить 3-4 оценки. После проверки остальные учащиеся выставляют себе оценки в тетради. Затем учитель просит поднять руки тех, кто получил «5», «4», «3». Термины: 1. Человек, ощущения, чувственное познание, знание, рационализм. 2. Индивид, понятие, рациональное познание, сенсуализм, познание. 3. Личность, восприятие, интуиция, абстрактное мышление, индивидуальность. Б) Устный опрос: Вопрос 1 стр.15 учебника (какую роль в жизни общество играет познание? Что изменилось бы в жизни людей, если бы познание исчезло?) III. Изучение нового материала 1. Роль общественно-исторической практики в процессе познания Проанализируйте высказывания о ценности истины. «Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь» Рескин «Путь истины – единственный, и он один» Монтень «Уважение к истине - начало мудрости» А.И.Герцен «Истина порой может быть затемненной, но никогда не гаснет» Тит Ливий «Утром познав истину, к вечеру можно умереть» Конфуций выберите понравившееся высказывание и прокомментируйте его. Вначале определимся, что вы понимаете под истиной Какое определение истины вам кажется более точным? Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина – незыблемое, не меняющееся со временем утверждение. Истина- те выводы, с которыми все согласны. Истина- то, во что человек верит. Учащимся предлагается прокомментировать каждое из суждений, увидеть их недостатки и выбрать наиболее правильно. Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с процессом познания, его целью, видами. -Что является целью познания? -Получение наиболее полного и точного знания об окружающем мире. -Какие существуют виды познания? -Эмпирическое и рациональное. Долгое время представители разных философских школ по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира, получения истинного знания. Как убедиться в том, что наше знание о предмете соответствует или не соответствует самому предмету? Ведь непосредственно знание и предмет нельзя сопоставить. Для этого существует общественно-историческая практика, или деятельность людей, преобразующая природу и общество, обеспечивающая его существование и развитие. (Далее учитель раскрывает следующие тезисы, приводя соответствующие примеры: 1. Практика - исходный пункт познания. Практическими потребностями вызваны к жизни многие науки. 2. Цели познания определяются потребностями практики. 3. Практика - это критерий истины, потому что именно на практике проверяется правильность наших знаний. 4. Только единство теории и практики способствует углублению и расширению познания.) - Практика является исходным пунктом, целью познания и критерием правильности знаний. 2. Истина относительная и абсолютная - Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 12-13. Что такое истина? Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Ложь - это знания, соответствующие действительности. Абсолютная истина - это знание о процессах окружающего мира, проходящих независимо от воли человека и от человечества в целом. Истина - это неполное, неточное знание, зависящее от конкретных исторических условий, уровня развития науки. Относительная истина - это совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении. Объективная истина _. это несоответствие знания объективной реальности. Заблуждение - это намеренное искажение действительности. Критерии истины: 1) логический критерий предполагает, что наше высказывание о предмете соответствует самому предмету, т. е. является истинным при условии, что истинны посылки, из которых оно логически выведено; 2) практический критерий истины: то, что практика подтвердила, - знание истинное; что практика опровергает - то знание ложное. В то же время у истины есть свои границы. Не являются знанием высказывания, не имеющие предмета. Понятие истины не может быть применено: • к представлениям людей о нравственных, художественных и иных ценностях и идеалах; • продуктам художественного творчества, вымыслам, фантазиям; • предположениям, которые выдвигаются для объяснения мира, но не могут быть по разным причинам верифицированы (подтверждены) или фальсифицированы (отвергнуты); • парадоксам самоотносимости («я знаю, что ничего не знаю»). 3. Процесс исследования - Прочитайте текст учебника на с. 11-12. - Составить логическую схему (для сильных учащихся). - Выпишите все термины (для остальных учащихся). 4. Индукция и дедукция (Рассказ учителя с опорой на текст учебника (с. 13).) 5. Уровни и методы познания Уровней и видов познания много, но среди них выделяется научное познание, целью которого является установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок. Научное познание происходит по определенным правилам, и в этом его отличие от других видов познания. Например, на основе своего личного опыта и наблюдения за своими знакомыми человек сделал вывод: если детей воспитывать строго, они вырастут хорошими людьми. - Достоверно ли это знание? (Необходимо четко определиться с понятиями «строгое воспитание» и «хороший человек». Все может определяться не столько воспитанием, сколько наследственностью («яблочко от яблони недалеко падает»). Для достоверности необходим анализ большого количества семей по различным параметрам (например, в неблагополучной семье могут быть как потенциальные правонарушители, так и состоявшиеся успешные люди).) (Далее учитель рассказывает о лженауках, которые используют авторитет науки и некоторые ее приемы.) - Как отделить лженауку от науки? В последнее время стали очень популярны гороскопы. Исходной посылкой является следующий тезис: «Расположение и движение небесных светил оказывает влияние на судьбы людей, а также явления живой и неживой природы». Это знание было зафиксировано в трактатах древних ученых. Но древние писали много такого, что сегодня признано абсолютно недостоверным, например, что Земля покоится на спинах трех черепах, где-то живут люди с песьими головами и одной ногой и т. п. Конечно, совпадения могут быть, но все они случайные. (Учитель зачитывает свой гороскоп на день проведения урока и просит встать учащихся, у которых такой же зодиакальный знак.) Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. Методами эмпирического познания являются наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент. Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование и формулирование совокупности научных выводов. Научное исследование имеет определенный алгоритм: 1. Сбор эмпирической информации. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Теоретическое моделирование, т. е. теоретическое выявление причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями. 4. Эмпирическое исследование (постановка эксперимента, анализ данных наблюдения, исследование документов). Только совпадение результатов теоретического и эмпирического исследований может подтвердить или не подтвердить гипотезу. Отрицательный результат - это тоже результат. Очень часто ученые начинают исследование с одной гипотезы, а выводы получают прямо противоположные ей. Например, в 20-е гг. XX в. господствовали представления о зависимости производительности труда от условий труда. Следовательно, увеличение освещенности на электромеханическом заводе должно было увеличить производительность труда. Американские ученые решили установить конкретную цифру этого увеличения. Для этого рабочих разделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Но к удивлению ученых производительность труда в обеих группах выросла примерно в равной степени. Это поставило в тупик исследователей и заставило их выяснить другие факторы. Оказалось все элементарно просто: рабочие контрольной группы не хотели уступать своим товарищам из экспериментальной группы. Этот первый Хоторнский эксперимент стал началом серии исследований о значении человеческих взаимоотношений для роста производительности и эффективности труда. Эти исследования и открытия стали основой современного менеджмента. (Далее учитель рассказывает об обыденном познании (оно прагматично, не требует доказательств, потому что основано на знаниях извне, фрагментарно); самопознании (познании собственного «я»), эстетическом познании (чувственно-эмоциональном постижении мира через художественные образы, созданные творческим воображением субъекта). Эстетическое познание всегда личностно ориентировано: одна и та же картина может нравиться и не нравиться разным людям.) IV. Закрепление изученного материала (фронтальная работа, итогом которой является таблица «Критерии истины».) Критерий В чем заключается Недостатки 1.Опыт (эмпирический критерий) Основан на данных чувственного познания Органы чувств не всегда дают верную информацию; не все знания можно получить на основе чувственного опыта 2. Разум (рациональный критерий) Новые знания выводятся из общих посылок по законам логики Исходные посылки могут быть неточными или даже ошибочными 3. Практика Эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Есть явления, которые нельзя подвергнуть воздействию Выполните задание 2. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях. • Знание, полученное в процессе познания, не всегда должно соответствовать окружающей действительности, так как в любом случае эти знания будут полезны человеку. • Истина абстрактна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности; конкретных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает. • Критерием истины являются знания. • Объективная истина представляет собой нечто застывшее, выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности . • Каждая абсолютная истина содержит в себе долю относительной, поэтому относительная истина - это предел бесконечной последовательности истин абсолютных. (Учитель подводит итог урока.) Любое знание является относительной или абсолютной истиной. Научное знание отличается системным характером, доказательностью, преобладанием интеллектуальных методов познания и специально организованной исследовательской деятельностью. Истина - величайшая социальная и личная ценность, которая всегда была велика, а время её только увеличивает. Великие истины гуманизма и справедливости оплачены кровью и смертью многих, для кого искание истины составляет смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл путь к счастью и прогрессу. Надеемся, что и вы пойдете по этому пути, обретя собственное счастье и поняв смысл своего существования. Домашнее задание 1. Учебник Кравченко: с. 12-14, задание 3 и 4. 2. Учебник Боголюбова: с. 96-103, задания 1, 6; с. 105-111, задание 3. 3. Написать эссе по понравившемуся высказыванию, или выполните задание 3 (Приложение 2) Приложение 1 Teсm 1 1. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к... а) адаптации к окружающей среде; б) устойчивому прямохождению; в) целенаправленной деятельности; г) добыванию пищи. 2. Понятие «личность» обозначает, что это... а) любой член общества; б) специфическое содержание человека как участника определенных общественных отношений; в) особо выдающийся человек. 3. Логически связывая суждения, человек приходит к... а) новым суждениям; б) умозаключениям; в) понятиям. 4. Процесс познания идет тогда, когда... а) человек созерцает мир и описывает его; б) человек специально обучается в образовательном учреждении; в) человек активно преобразует мир. 5. Верны ли следующие суждения? А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ. Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 6. В индивидуальности человека выражается... а) его принадлежность к человеческому роду; б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей; в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств; г) его принадлежность к определенной социальной группе. 7.Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется... а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм. 8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый... а) использует эксперимент; б) подходит к работе творчески; в) развивает свои интеллектуальные возможности; г) добывает знание, новое для человечества. 9. Рациональное познание в отличие от чувственного... а) создает зрительный образ предмета; б) выделяет существенные признаки предмета; в) формирует знания и представления о предмете. 10. Современным представлениям о познании соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения): а) существует единственный правильный метод познания; б) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление; в) результаты познания не отражают особенностей субъекта; г) познание не зависит от нашего способа постановки вопросов. Тест 2 1. Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к... а) созданию форм общения; б) чувственному восприятию; в) природной адаптации; г) обучению потомства. 2 Поурочные разработки по обществознанию 2. Характеристика человека, отражающая его социальную сущность, - это... а) индивид; б) индивидуальность; в) личность. 3. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется... а) представлением; б) уподоблением; в) отвлечением. 4. Философы-рационалисты считали, что человек овладевает знаниями благодаря... а) чувственному опыту; б) историческому опыту; в) разуму. 5. Признаком, отличающим человека от животного, является... а) проявление активности; б) целеполагание; в) приспособление к среде обитания; г) взаимодействие с окружающим миром. 6. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе? А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе. Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны. 7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется... а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм. 8. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется... а) наукой; б) культурой; в) искусством; г) экономикой. 9. Современным представлениям о познании мира соответству-ет(ют) следующее суждение (следующие суждения): а) познание не зависит от нашего способа постановки вопроса; б) результат познания не отражает особенностей субъекта; в) существует единственно правильный метод познания; г) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление. 10. Рациональное познание в отличие от чувственного... а) нацелено на достижение истины; б) формирует знания и представления о предмете; в) выделяет существенные признаки предмета; г) создает зрительный образ предмета. Критерии оценивания: • оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; • оценка «4» ставится за 8-7 правильных ответов; • оценка «3» ставится за 6 правильных ответов; • оценка «2» ставится за 5 и менее правильных ответов. Ответы: Тест 1: 1 в, 2 б, 3 б, 4 в, 5 в, 6 в, 7 б, 8 г, 9 б, 10 б. Тест 2: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 б, 7 а, 8 б, 9 г, 10 в. Приложение2 Задание 3. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия: «Истина», «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина», «критерий истины», «практика», «философская теория познания-», «тезисы философской теории познания», «противоположность истины», «заблуждение», «источники заблуждения», «ошибки», «ложь».
Автор(ы): Селедкова Г. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx