Обществознание. 10 класс УМК: А.И. Кравченко. Обществознание. «Русское слово» 2013 год. Уровень обучения: базовый Тема урока: Глобализация человеческого общества Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме, шестой- в разделе «Развитие общества» Цепи: ознакомить с сущностью глобализации и ее факторами Задачи: -закрепить у учащихся представление о понятии глобализация, её проявлениях в различных сферах жизни, её неоднозначных последствиях -развивать умения и навыки анализировать, делать выводы, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом; -формировать у учащихся представление о роли России в процессе глобализации и решении глобальных проблем современности -аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент (Учитель держит в руках глобус.) - Как вы понимаете значение слова «глобальный»? (Учитель сообщает тему урока и его цели.) Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Что такое глобализация. 2. Роль средств массовой информации в процессе глобализации. II. Проверка домашнего задания Проверка сочинения -рассуждение «Модернизация-добро или зло?» III. Изучение нового материала 1. Что такое глобализация - Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.) (Если есть возможность, можно показать купированную запись любого фильма по географии или соответствующую запись одной из передач телеканалов «Первый», «Россия», «Культура». Если технические условия не позволяют это сделать, нужно дать слово учащимся. Они могут привести множество фактов, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.) - Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.) Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д. До середины XX в. основными субъектами международных отношений были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине XX в. Появились и стали быстро развиваться ТНК - транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Классическая внешняя политика в условиях «холодной войны» стала превращаться в мировую внутреннюю политику двух сверхдержав - США и СССР: их противостояние, конфронтация или разрядка отношений между ними определяли политический климат планеты. Распад СССР привел к новым геополитическим реалиям и вновь оказал существенное влияние на тенденции развития глобализации. Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Она вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы всего мирового сообщества. Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствуют углублению глобализации. Это так называемое движение антиглобалистов. Оно сформировалось в конце 90-х гг. XX века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита «Группы восьми». (Ученик делает сообщение о последних выступлениях антиглобалистов, или учитель использует материалы периодической печати в качестве раздаточного дидактического. Учащиеся должны определить цели и содержание движения антиглобалистов, привести конкретные факты для обоснования своего ответа. Наиболее ярко движение проявляет себя в период проведения саммитов глав государств «восьмерки», играющих главную роль в определении стратегии мирового развития.) Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия. Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие. 2. Роль средств массовой информации в процессе глобализации (Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника Кравченко (с. 54-56). После этого учащиеся выполняют задание 2 практикума и отвечают устно на вопросы 3-6. Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества. IV. Закрепление изученного материала (Учащиеся отвечают на вопросы учебника. Учитель подводит итог урока.) Домашнее задание Учебник Кравченко: § 7. Обществознание. 10 класс УМК: А.И. Кравченко. Обществознание. «Русское слово» 2013 год. Уровень обучения: базовый Тема урока: Глобализация человеческого общества Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме, седьмой- в разделе «Развитие общества» Цель: Закрепить у учащихся представление о понятии глобализация, её проявлениях в различных сферах жизни, её неоднозначных последствиях, познакомить с глобальными проблемами современности; Задачи : -развивать умения и навыки анализировать, делать выводы, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом; -формировать у учащихся представление о роли России в процессе глобализации и решении глобальных проблем современности Планируемые результаты: знать, что такое глобализация общества, факторы способствующие этому процессу; уметь объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения; Тип урока: комбинированный урок отработки умений и навыков решения заданий ЕГЭ На доске эпиграф урока: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля» (А. Сент-Экзюпери) На стенде: газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» Оборудование: учебник Кравченко «Обществознание»; сборники заданий ЕГЭ. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания; 3. Краткая беседа с учащимися; – На прошлом уроке мы говорили о многообразии и единстве современного мира. Действительно, современный мир многообразен. Приведите примеры, доказывающие, что современный мир разнообразен. Но в то же время при всём многообразии, современный мир един и целостен. Как вы думаете, какие факторы способствуют формированию современного мира как единого и целостного? (Предполагаемые ответы: транспорт, средства коммуникации, мировая экономика, современные технологии, общие проблемы и т.п.) – Если раньше экономические, политические, социальные проблемы считались исключительно внутриполитическими, то сейчас они превращаются в общемировые, международно-политические. Какая тема вот уже несколько недель подряд остаётся одной из главных новостей во всех СМИ всего мира? (Предполагаемый ответ: политический кризис) – Это действительно так, стоит только почитать заголовки вчерашних газет. (Акцент внимания учащихся на стенд со СМИ). «Насколько мировой кризис опасен для России?», «Чем закончится кризисная лихорадка?» Как вы думаете, последствием какого процесса является мировой политический кризис? (Один из предполагаемых ответов: глобализация) 4. «Мозговой штурм» – А что подразумевается под понятием глобальные проблемы современности? (На основе ответов учащихся на доске рисуется схема, куда вписываются предлагаемые ответы) Глобализация – Свяжите эти признаки в одно понятие. Дайте определение понятия глобализация. (Анализ ответов учащихся и формулировка определения: глобализация – процесс усиления взаимодействия между странами на современном этапе в экономике, политике, культуре и других сферах жизнедеятельности) 5. Ролик включить: "Экология - жизнь" – Как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет эпиграф сегодняшнего урока «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля» (А. Сент- Экзюпери)? – Что хотел сказать автор? (Анализ ответов учащихся) 6. Работа в малых группах – Глобальные проблемы проявляются в самых разнообразных сферах. Они могут проявляться в экономике, политике, культуре, в области технологий. Давайте посмотрим, каким образом протекают процессы глобализации и как глобальные проблемы проявляются в разных сферах. Самостоятельная работа в группах (5 минут) Обсуждение итогов работы. 7. Рефлексия – Какие признаки глобализации и глобальных проблем вы можете наблюдать в нашем селе? – Каким образом глобализация сказывается на процесс обучения в современной школе? 8.ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ (Дискуссия) – Широко распространены две совершенно противоположные точки зрения на процесс глобализации. Одна исходит из того, что глобализация является благотворным и прогрессивным в своей основе явлением, которое будет способствовать решению основных проблем, стоящих перед человечеством. Другая, напротив, акцентирует негативные последствия глобализации. – Какая из точек зрения представляется вам более адекватно отражающей реальность и почему? Не забывайте, что свою точку зрения всегда необходимо аргументировать. (Мнения учащихся, обобщение их выводов) 9. Подведение итогов. Зачитать отрывок из статьи А.Д. Сахарова. – Таким образом, вопрос о последствиях глобализации – спорный вопрос в современном обществознании. Попробуйте дома поразмышлять на эту тему и написать небольшое сочинение-эссе «Глобализация: за и против», 10. Домашнее задание: эссе на заданную тему: "Глобализация - за или против"
Автор(ы): Габбасова Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Габбасова Н. А.
Скачать: Обществознание 10кл - видео.mp4