Название предмета: обществознание Класс: 10 УМК: учебник -А.И.Кравченко 10 класс, М., «Русское слово», 2010г. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Цели урока: Образовательные и развивающие: 1) В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия урока; 2) уяснить сущность различных форм политического участия граждан в политической жизни страны; 3) продолжить формирование навыков работы с документами правового характера; 4) развивать умение выражать и отстаивать собственные взгляды, аргументировать их; владеть основами культуры диалога; Воспитательные: 1) формировать потребности социально-активного поведения; 2) гражданскую позицию. 1.Организационный момент Проверить готовность учащихся к уроку 2.Актуализация знаний 1) Контроль знаний по предыдущим темам в форме теста. Выполнение теста 5 мин. На бланке №1. Взаимоконтроль ответов Фамилия __________________________________ Оценка за тест Работа с документами (самооценка) Письменная работа (ставит учитель) Устный ответ учителю, участие в дискуссии (ставит учитель) Тест А 1 Правом на легальное применение силы обладает институт политической системы 1. оппозиция 2) правящая партия 3. государство 4) члены политического движения А 2 Легальная власть основывается на 1. исключительных личных качествах лидера 2) традициях общества 3) правовых нормах 4) мистических представлениях А 3 Концепции правового государства соответствует суждение 1. Разрешено только то, что разрешено законом 2. Государство не может быть ограничено законом 3. Государство должно контролироваться обществом 4. Мнение государства важнее мнения общества А 4 К внутренним функциям государства относится 1) реализация геополитических интересов 2) природоохранительная 3) охрана границ 4) оборонная А 5 Политическая культура - важный элемент 1) правоотношений 2) гражданства 3) политической власти 4) политической системы А 6 Совокупность способов осуществления политической власти характеризуется понятием 1) политический режим 2) правоохранительные органы 3) политическая система 3) партийная идеология В1 Запишите слово, пропущенное в схеме: В 2 Завершите фразу: « Связь государства с отдельным человеком, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей, осуществляется через правовой институт ___________». Ответы: Шкала оценок ( слайд 3) А1 3 7-8 – «5» А2 3 6 – «4» А3 3 4-5 – «3» А4 2 А5 4 А6 1 В1 нормы В2 гражданства Учащиеся проверяют и выставляют оценку в таблицу 3. Изучение новой темы. 1) Объявления темы и целей урока. -Тема урока: Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. - Запись в тетради. 2) Объявление целей урока. -В ходе занятия мы должны будем усвоить основные понятия урока, уяснить сущность различных форм политического участия граждан, раскрыть принципы избирательного права. План изучения темы. 1. Что такое политическое участие. Виды политического участия. 2. Выборы, как основная форма политического участия. 3. Принципы избирательного права. 4. Виды избирательных систем. 5. Референдумы и плебисциты. 1. Политическое участие - это действия, предпринимаемые гражданами имеющие целью повлиять на государственную политику или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. Различают 2 вида политического участия: а) автономное – сознательная активность граждан, имеет место в стабильных демократических странах; б) мобилизованное – вынужденные действия, характерно для обществ с тоталитарными режимами. - Какие формы участия граждан в политической жизни страны вы можете назвать? (Участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация, членство в партии, работа партийным функционером). - К механизмам участия граждан и их объединений надо относить такие политические институты и учреждения, которые обеспечивают представление и защиту их интересов в высших законодательных, исполнительных и судебных органах страны. Примеры : организация политических партий, институт представительства – народные депутаты, институты гражданства, действительность СМИ, голосование и избирательное право. 2. -В современном демократическом обществе основной формой политического участия является участие граждан в выборах. - Запишите это слово в тетрадях. Рядом 2-3 слова по ассоциациям. - Теперь попытайтесь дать свое определение понятию выборы и запишите в тетрадь. - Как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф. 4.Работа учащихся с источником - На сколько совпало ваше определение с источником? Оцените свою работу (оценка заносится в таблицу). - Выборы бывают прямые, когда вопрос об избрании решают граждане, избрание парламента; косвенные – вопрос об избрании решают не все граждане, а избранные ими люди – выборщики (президент США). - Выборы дают возможность индивидам и соц. группам сформулировать требования, обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров, которые соответствуют интересам большинства населения, т. е. выборы- это средство легитимации политического режима. Принимая участие в выборах граждане пользуются своим избирательным правом. Это понятие имеет два значения: 1) Избирательное право- правовой институт, регулирующий отношения, возникающие по поводу выборов. 2) Избирательное право- это возможность избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Избирательное право- это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. - Каковы принципы избирательного права? 5.Работа с документом (статьи из Конституции РФ) - Подумайте, всегда ли выборы бывают демократическими? Назовите несколько ситуаций.(безальтернативные, не тайные, не всеобщие, давление на избирателей, фальсификация результатов). - Исходя из сказанного какой можно сделать вывод? (сам факт проведения выборов не гарантирует демократического общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, обязанности и роли участников выборов). - Выступление ученика с анализом избирательной активности граждан в Думы предыдущих созывов. - Как ты думаешь, почему важно принимать участие в голосовании? - Скажите когда вам исполнится 18 лет вы пойдете на избирательные участки? По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы делят на мажоритарные, пропорциональные и смешанные. а) Мажоритарная система- это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законодательством большинство голосов. Разновидности: - система абсолютного большинства- для избрания кандидату требуется получение абсолютного большинства в округе.(более половины-50%+1). - система относительного большинства- победителем является кандидат набравший наибольшее число голосов в избирательном округе, чем каждый из его противников. б) Пропорциональная избирательная система- это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией голосов. При такой системе создаются большие округа. Выборы проведения только на партийной основе, избиратель голосует не за отдельную личность, а за партийный список. Здесь независимые кандидаты не выдвигаются, для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список. - Чтобы не допустить получения мандатов карликовыми партиями, в некоторых странах устанавливается процентный барьер. - Какой процентный барьер установлен на выборы в Государственную Думу? в) Смешанная система. Еще одной формой политического участия являются референдумы и плебисцит. Сообщение ученика( презентация) « Референдум, как основная форма прямой демократии». Референдум от латинского «то, что должно быть сообщено» - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в1439 году. Референдумы различают: По правовой силе результатов: консультативные(решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом); По содержанию проектов, выносимых на голосование: на конституционные (принятие конституции либо внесение поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов). По способу организации: на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным). Разновидностью референдума является Плебисцит - определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявлений населения. Инициатива референдума может исходить от: Главы государства; Всего парламента; Группы депутатов от определенного числа граждан; Группы депутатов от органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается: вопросы об изменении статуса субъекта РФ; о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти; о государственном бюджете; налогах; амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны, прежде всего, с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства. -Т. о. в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития. 6. Проблемная задача. На выборах депутатов в представительный орган власти из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента. - Учащиеся сдают оценочные листы. 7. Домашнее задание: §20 стр. Написать эссе: «Избирательный бюллетень - сильнее пули». А.Линкольн.
Автор(ы): Елисеева С. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx